И дольней лозы прозябанье.
Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! После поражения декабристов Пушкин не отрекается от своих взглядов. В стихотворении «Арион» в аллегорической форме, используя античную легенду о знаменитом певце, поэт воссоздает события на Сенатской площади. Пушкин не скрывает своей связи с декабристами: «Нас было много на челне… Пловцам я пел», но буря разметала всех по морю. Не многие устояли, не многие выплыли. Но певец волею судеб остался жив и верен своим принципам: «Я гимны прежние пою». Послание Пушкина «В Сибирь» было передано ссыльным декабристам с Марией Волконской, которая добровольно ехала к мужу на каторгу. Это стихотворение стало психологической поддержкой декабристам: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье. Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Поэт стремился вселить в декабристов уверенность в ненапрасности их дела, веру в грядущую победу и торжество свободы, когда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут…». Это стихотворение было актом гражданского мужества Пушкина, не отрекшегося от опальных друзей. Одно из самых ярких политических стихотворений Пушкина — «Анчар». Оно, как и «Арион», построено на аллегории. Поэт использует полулегендарные сведения о растущем в пустыне ядовитом дереве как аллегорию самодержавной политики. Среди «чахлой и сухой» пустыни, «как грозный часовой», стоит анчар, источающий яд. Ни зверь, ни птица не приближаются к «древу смерти». Но в условиях деспотизма, когда нарушены законы естественного равенства людей,… человека человек. Послал к анчару властным взглядом. Для владыки жизнь раба не имеет цены. Выполнив приказ, раб доставляет владыке яд и сам умирает. Судьба его трагична. Деспотизм несет гибель не только людям своей страны, но и «соседям в чуждые пределы». Он порождает войны, уничтожение других людей. Стремление к свободе, воле, независимости характеризует героев романтических поэм Пушкина «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Цыганы». Герои этих поэм чувствуют свой разрыв с окружающей действительностью, ищут независимость, но представляют ее только вне общества, вне цивилизации. Такая свобода оказывается иллюзорной. С вольнолюбивой лирикой тесно связана тема поэта и поэзии. Пушкин провозглашает задачу поэта и его творчества в стихотворении-декларации «Пророк». Томимый духовной жаждой, поэт должен стать проповедником истины и добра. В поэзии необходимо дать место всему многообразному миру, а не только прекрасному в нем, как утверждали некоторые поэты — современники Пушкина. Поэт-пророк обязан видеть и низкое, и возвышенное: И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Он не может быть бестрепетным наблюдателем. Поэзия только тогда воздействует на других, когда прошла через сердце поэта, которое «угль, пылающий огнем». Пушкин призывает поэта выполнить свою миссию: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|