Волевые качества личности и их формирование ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
У каждого человека существуют индивидуальные жизненные обстоятельства: определенные взаимоотношения в семье,, в школе, различные жизненные цели и т. п. Все это в комплексе с господствующими в обществе традициями, нормами создает среду для формирования волевых свойств личности. В волевой деятельности формируются и проявляются соответствующие волевые качества личности. Их можно было бы отметить довольно много. Здесь речь идет лишь о тех, которые являются наиболее существенными в спортивной деятельности. Целеустремленность — проявление воли, характеризующееся ясностью цели, задач, неуклонным стремлением к их достижению, несмотря ни на какие трудности, подчинением решению этих задач всех мыслей, чувств и действий. Целеустремленный человек — это одержимый (в хорошем понимании этого слова) человек. Он четко знает, за что бороться, что делать. Ясность цели — вот его основное достоинство. Настойчивость и упорство — проявление воли, характеризующееся неуклонным активным достижением намеченной цели, постоянным контролем своего поведения, преодолением многих (в том числе и неожиданно возникающих) трудностей, несмотря на временные неудачи. Настойчивый человек способен к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонному движению к намеченной цели. Противоположным проявлением настойчивости и упорства являются упрямство и негативизм,, которые свидетельствуют о недостатке воли. Упрямый человек отстаивает свои неверные позиции, несмотря на разумные основания. Решительность и смелость— проявления воли, характеризующиеся способностью быстро, продуманно и без колебаний принимать обоснованные решения в ответственные моменты деятельности, активно действовать в условиях риска и опасности для достижения цели. Решительному и смелому человеку свойственны критичность ума, смелость мысли, устойчивость в решениях, постоянство в действиях, направленных на достижение цели. Противоположностью их волевых качеств являются нерешительность и трусость, которые проявляются в колебании, сомнении в момент принятия решения или реализации его. Нерешительный человек вначале откладывает решения или принимает поспешные, необдуманные решения, торопится избавиться от неприятного состояния напряжения. Инициативность и самостоятельность — это проявления воли, выражающиеся в способности человека самостоятельно ставить цели, намечать пути ее реализации, по собственному почину организовывать свою деятельность, вносить в нее творчество, не поддаваться влиянию сложившихся ситуаций, других людей, их действий и поступков. Самостоятельный, инициативный человек не ждет подсказки, указаний от других людей, он активно отстаивает свою точку зрения, свое понимание цели и путей ее реализации. Он критичен. Как правило, является организатором, может повести за собой. Противоположными качествами являются безынициативность, зависимость. Человек, отличающийся ими, легко поддается влиянию других людей, их действий, поступков, собственные же решения и действия ставит под сомнение, не уверен в их правильности и целесообразности. Выдержка и самообладание — проявление воли, характеризующееся ясностью ума, способностью постоянно контролировать свое поведение, состояние и действия, умение владеть собой в экстремальных и стрессовых условиях, в ситуациях нарастающего утомления, при неожиданных трудностях, мешающих достижению воли. Выдержка и самообладание — свойства личности, в которых выражена и закреплена тормозная функция воли. Выдержке и самообладанию противостоит невыдержанность, т. е. неумение человека владеть собой в сложных жизненных ситуациях. Человек, не поддающийся в сложной, опасной, неожиданной обстановке чувству страха, растерянности, обладает сильной волей, удерживает себя от действий, вызываемых раздражением, досадой, злостью. Эти качества имеют большое значение в условиях спортивного соревнования. Дисциплинированность — проявление воли, характеризующееся сознательным, точным и своевременным выполнением задач и обязанностей. Выражается оно в умении подчинять свои действия установленным правилам и нормам поведения, задачам коллектива. Сознательная дисциплинированность предполагает не слепое подчинение по принуждению, а добровольное, основанное на понимании необходимости, осознании своего долга. Она также включает в себя инициативу, творчество в решении поставленных задач, повышенное чувство ответственности за результаты волевых действий, развитый самоконтроль. Развитие воли Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности. Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего успех этого процесса зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требований, которые должны безоговорочно им выполняться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития. Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности. Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявляет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определенное время, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать с товарищами, он должен готовить дома заданные ему уроки и т. д. Все это требует от него довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют личность учителя и школьный коллектив. Учитель, с которым общается ребенок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик и, обладая яркой личностью, оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенка стремление подражать поведению учителя, и если у последнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|