Здавалка
Главная | Обратная связь

Период «освобожденной речи» (3 года - 6 лет).



Главная особенность этого периода заключается в том, что ребенок перестает увязывать свои слова только

лишь со своими действиями и манипуляциями с предметами.Он может отвлечься от конкретной текущей ситуации. Характерными явлениями этого периода являются:

- развитие способности самому составлять небольшие рассказы, фантазировать под влиянием общения со взрослыми, прослушивания сказок;

- заимствование новых слов, даже если их смысл для ребенка совершенно недоступен (в том числе бранных слов);

- детское словотворчество (например, сокращенное «маг» - магазин);

- освоение сложноподчиненных предложений через слова «если», «потому что» и др. (4 года - 5 лет);

- освоение фонетики языка (примерно 6 лет) с явным отставанием его семантического содержания (употребление слов не по их прямому назначению);

- «эгоцентрическая речь», или «думание» вслух, озвученная речь, обращенная к самому себе (наблюдается во время индивидуальной игры, рисования и т.п.).

В психологии до сих пор существуют различные позиции относительно соотношения эгоцентрической и внутренней речи. Так, Л. Выготский считал внутреннюю речь продолжением эгоцентрической в речевом онтогенезе человека. С ним не согласились П. Гальперин и П. Блонский, обратившие внимание на то, что внутренняя речь всегда предшествует любому говорению. Психолингвисты смотрели на внутреннюю речь как на скрытое звено переработки вербальной информации.

Период обучения языку (школьные годы). Целенаправленное и систематическое изучение родного языка в школе обеспечивает овладение ребенком широкого круга понятий, обогащает его словарный запас. Речь становится инструментом социального взаимодействия в повседневной жизни.

 

Нарушения речи

Нарушения речевых функций могут касаться актов произношения речи, искажений ее смысловых компонентов, а также полной или частичной потери речи. Дефекты произношения слов проявляются в заикании (носящем порой тяжелые формы) и в неправильном озвучивании отдельных звуков и их сочетаний. Обычно подобные дефекты могут быть устранены полностью или частично через совместные усилия логопеда, психолога и самого пациента.

Искажения смысловых компонентов речи порождаются, как правило, физическими мозговыми травмами, затрагивающими речевые зоны. Явление полной или частичной потери речи носит название афазии. Виды афазии:

- сенсорная, связанная с нарушением фонематического слуха, вызывающим полное непонимание устной и письменной речи;

- моторная, вызывающая трудности произношения слои з-за повреждения артикулярного аппарата и отсутствия способности перехода от одних звуков к другим;

- амнестическая, порождающая трудности с произношением названий окружающих предметов и вызванная изменениями в объеме памяти на слова и восприятии объектов;

- синтаксическая, при которой отсутствует способность соединения слов в единые фразы;

- общая, включающая многие из перечисленных выше.

Причинами нарушения речевых функций могут стать наследственные факторы. Как правило, такие

нарушения проявляются в существенной задержке

развития речи у ребенка.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.