Правовое регулирование естественных монополий.
Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Федерального Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).Естественные монополии характеризуются следующими признаками: удовлетворение спроса эффективно в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства; товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:1) формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль 2) определяют методы регулирования, предусмотренные Законом «О естественных монополиях», применительно к конкретному субъекту естественной монополии; 3) контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований соответствующего законодательства;
4) вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: - ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; - определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей 29.Регулирование вопросов конкуренции и ограничений монополистической деятельности. Конкуренция - соперничество, борьба за более выгодные условия и, соответственно, за лучшие результаты деятельности. - Борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс втоварном, рыночном обществе. Государство поощряет конкурентную борьбу и регулирует ее в нужных обществу направлениях, используя различные механизмы формирования конкурентных отношений: 1) увеличение числа однородных предприятий; 2) поддержка мелкого и среднего предпринимательства; 3) обеспечение сравнимости качественных характеристик и цен на товары; 4) создание системы пропаганды; 5) поощрение лучших результатов и новшеств. Главная цель государства при поддержке конкуренции - создание здоровой конкурентной среды.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|