Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА: ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ. ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ. ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

 

Методическая разработка для студентов

 

 

Курс – 4 семестр-VIII

Факультет – лечебный

Продолжительность занятия – 3,5 академических часа

Место проведения – учебная комната кафедры

 

Пермь, 2009

 

ТЕМА: ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ. ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ.

Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности:

Врачу необходимо знать и владеть методикой расчета относительных величин для изучения показателей общественного здоровья (заболеваемость и травматизм, инвалидность, естественное движение населения), для выявления общих закономерностей различных явлений, так как эти свойства не могут быть обнаружены при анализе единичных явлений.

 

Цель занятия: научиться методике вычисления относительных величин и показателей динамического ряда; ознакомиться с областями практического применения абсолютных и относительных величин, их графического изображения.

Студент должен знать:

- понятие об относительных величинах;

- типы относительных величин, их определение и способы вычисления;

- методы оценки достоверности относительных величин;

- область применения относительных величин, их характеристики.

Студент должен уметь:

- рассчитывать показатели относительных величин, оценивать и анализировать их;

- использовать полученные данные при анализе других показателей общественного здоровья;

- оценивать достоверность относительных величин.

 

Самоподготовка к занятию включает:

1. Предварительную самостоятельную работу по учебникам:

1. Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. Миняева В.А., Вишнякова Н.И. Учебник – 4-ое изд. М.:МЕД пресс-ИНФОРМ, 2006. – С. 84-86.

2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.288-292.

3. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие для практических занятий под. ред. В.З Кучеренко – 2-ое изд. Стереотип – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. – с. 79-114.).

П. Умение рассчитывать все показатели относительных величин, а также показатели динамического ряда, оценивать их и давать анализ полученных результатов.

Ш. Овладение методикой статистического анализа, умение изобразить графически, оформление заключения по данным показателям.

 

Базисные разделы для повторения:

При подготовке к занятию студенты должны прочитать основные источники информации:

- лекции: «Теоретические основы медицинской статистики»

- учебник

- методические рекомендации кафедры

- выписать в рабочую тетрадь:

графические структуры по темам «Относительные величины», «Показатели динамического ряда»;

- расчет показателей; освоить основные методы расчета показателей здоровья.

Контрольные вопросы для повторения и изучения:

1. Какие величины используются для характеристики статистической совокупности?

2. Для чего применяются относительные величины?

3. Какие относительные величины используются наиболее часто?

4. Как вычислить экстенсивный показатель?

5.Как вычислить интенсивный показатель?

6. Как вычислить показатель соотношения?

7. Дайте определение динамического ряда.

8. Что такое уровни динамического ряда и какими величинами они выражаются?

9. Какой динамический ряд называют простым?

10. Какой динамический ряд называют производным?

11. Назовите основные показатели динамического ряда

12. Для чего применяют графические изображения?

13. Какие величины используют для построения графических изображений?

14. Перечислите основные виды графических изображений.

15. Назовите основные виды диаграмм.

16. Каковы общие правила составления графических изображений?

17. Как выбирают вид графического изображения?

18. Когда применяют линейные диаграммы?

19. Как строится линейная диаграмма?

20. Когда применяются радиальные диаграммы?

21. Как строится радиальная диаграмма?

22. Когда применяются секторные и внутристолбиковые диаграммы?

23. Как строится секторные и внутристолбиковые диаграммы?

24. В каких случаях применяются плоскостные, фигурные диаграммы, картограммы, картодиаграммы?

 

 

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ:

 

Задача №1.Определите возрастную структуру детского населения, если в районе обслуживания территориальной детской поликлиники проживает 6290 детей, в том числе в возрасте:

  • до 1 года - 350 детей;
  • от 1 до 3 лет – 830;
  • от 4 до 6 лет – 1510;
  • от 7 до 10 лет – 1850;

· от 11 до 14 лет – 1750.

Как называется данный вид относительных величин? Представьте возрастную структуру детского населения района графически.

 

Задача №2.Рассчитайте структуру причин смерти населения в районе Н., если за отчетный год умерли 1660 человек, в том числе:

· От болезней системы кровообращения – 940;

· От новообразований – 220;

· От травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин – 200;

· От болезней органов дыхания – 80;

· От болезней органов пищеварения – 40;

· От болезней нервной системы – 25;

· От инфекционных и паразитарных болезней – 20;

· От прочих причин – 135.

Представьте данные в виде графика. Перечислите все виды относительных величин.

 

Задача №3. В районе К. зарегистрировано 2948 больных вирусным гепатитом, в том числе:

· Вирусным гепатитом А – 1480;

· Вирусным гепатитом В – 1211;

· Другими гепатитами – 257.

Рассчитайте все возможные экстенсивные показатели и представьте их графически.

Задача №4. В поликлинике на приеме у стоматолога за первый квартал отчетного года были зарегистрированы 300 первичных обращений по поводу заболеваний полости рта, слюнных желез и челюстей, в том числе:

· По поводу болезней твердых тканей зубов – 200 обращений;

· Болезней пульпы и периапикальных тканей – 30;

· Болезней десен и пародонта – 55;

· Прочих заболеваний – 15.

Рассчитайте экстенсивные показатели. Представьте их графически. Назовите виды относительных величин.

 

Задача №5. Городской центр санитарно-эпидемиологического надзора обслуживает территорию со среднегодовой численностью населения 870 000 человек. За год зарегистрировано 35 550 подтвержденных случаев инфекционной природы, в том числе:

· Ветряная оспа – 12000;

· Острые кишечные инфекции (искл. сальмонеллез) – 7800;

· Гепатит вирусный – 3500;

· Дизентерия – 2600;

· Сальмонеллез – 1500;

· Скарлатина – 2000;

· Дифтерия – 850;

· Эпидемический паротит – 1800;

· Прочие заболевания – 3500.

Рассчитайте показатели, характеризующие частоту и структуру инфекционной заболеваемости. Представьте полученные данные в виде таблицы и графиков.

 

Задача №6. Рассчитайте показатели частоты и структуры заболеваемости, если за год в стоматологическую поликлинику (среднегодовая численность населения приписного участка 25000 человек) по поводу кариеса обратились 12500 человек, по поводу гингивита – 500, пародонтоза – 700, пародонтита – 800, стоматита – 300, прочих заболеваний – 200 человек.

Представьте полученные результаты в виде таблицы и графиков.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:

 

1. Применение абсолютных величин при проведении санитарно-статистического исследования:

А) для характеристики абсолютных размеров изучаемого явления в целом, когда абсолютные цифры показывают массовость явления;

Б) для характеристики редко встречающихся явлений и показывают и отражают суть данных явлений (их единичность);

В) для сравнения размеров различных явлений (того или иного) в двух сравниваемых группах.

2. Виды относительных величин, применяемых в статистике:

А) экстенсивные показатели;

Б) интенсивные показатели;

В) показатели соотношения;

Г) показатели наглядности;

Д) темп прироста.

3. Для оценки распространенности какого-либо явления или признака используется:

А) интенсивный показатель;

Б) мода;

В) экстенсивный показатель;

Г) показатель соотношения;

Д) средняя арифметическая величина.

4. Статистический анализ является этапом статистического исследования:

А) первым;

Б) вторым;

В) третьим;

Г) четвертым;

Д) пятым;

5. Наиболее часто встречающиеся ошибки статистического анализа в практическом здравоохранении – ошибки методики:

А) арифметически неожиданный результат проверка и перепроверка - непременное условие исследования;

Б) недостаточное число наблюдений получение недостоверных результатов;

В) неправильное определение единицы наблюдения искаженный конечный результат;

Г) использование слишком сложных таблиц, содержащих много признаков, когда теряется основная закономерность;

Д) неправильно подобранный набор статистических приемов при статистической обработке данных;

Е) качественная неоднородность сравниваемых групп;

Ж) расчет необходимого числа наблюдений.

6. Вторая группа ошибок статистического анализа – неправильная оценка показателей:

А) смешение экстенсивных и интенсивных показателей;

Б) вывод делают на искусственно отобранных группах в исследовании;

В) оценка темпа роста без учета исходного уровня;

Г) представляются общие сведения без детального анализа материала;

Д) не использование метода стандартизации при сравнительном анализе показателей различных по составу совокупностей;

Е) учет правил применения экстенсивных показателей.

7. Основные правила применения экстенсивных показателей:

А) нельзя пользоваться для установления динамики изучаемого явления во времени;

Б) нельзя пользоваться для сравнения степени распространения изучаемого явления в двух или нескольких группах населения;

В) нельзя пользоваться для сравнения изучаемого явления в одной и той же группе населения за различные промежутки времени;

Г) можно пользоваться для сравнения показателей в одно время, в одном месте;

Д) все перечисленное верно.

8. Правила выбора основания для расчета интенсивных показателей:

А) чем реже встречается явление в среде, продуцирующей его, тем больше берется основание для расчета (100000, 10000);

Б) чем чаще встречается явление в среде, тем меньше берется основание для расчета (100,1000);

В) основание для вычисления интенсивных показателей всегда берется одно и то же.

9. Третья группа ошибок статистического анализа – логические ошибки формального анализа:

А) вывод делают на основе простого сравнения цифр без учета качественной характеристики явления;

Б) вывод можно сделать по принципу: после этого – значит вследствие этого;

В) вывод сделан без учета всесторонних связей данного явления (вероятность «причинно-следственных отношений»);

Г) статистический анализ – это анализ цифр и явлений с учетом установления достоверной связи между ними.

10.При сравнении интенсивных показателей, полученных на неоднородных по своему составу совокупностях, необходимо применять:

а) оценку показателей соотношения:

б) определение относительной величины;

в) стандартизацию.

11.Методы, используемые для сравнения интенсивных показателей, полученных на однородных по своему составу совокупностях:

а) оценка показателей соотношения;

б) определение относительной величины;

в) стандартизация;

г) оценку достоверности результатов;

д) все перечисленное верно.

12. Для наглядности изображения экстенсивных показателей используют диаграмму:

а) секторную;

б) секторную и внутристолбиковую;

в) радиальную;

г) линейную;

д) столбиковую.

13. Врач использует в своей работе следующие статистические методы и приемы:

а) графический;

б) социологический;

в) расчет интенсивных величин;

г) анализ средних величин;

д) все перечисленное верно.

14. Для оценки обеспечения населения врачами используются:

а) показатель интенсивности;

б) показатель экстенсивности;

в) показатель соотношения;

г) средняя арифметическая величина;

д) любой относительный показатель.

 

При выполнении индивидуального задания (тестовый контроль, задачи) на отдельном листке указать ФИО, курс, группу, факультет и представить преподавателю в конце занятия после обсуждения основных вопросов по теме.

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

 

1. а,б.

2. а,б,в,г.

3.а.

4. г,д.

5. а,б,в,г,д,е.

6. а,б,в,г,д.

7. д.

8. а,б.

9. а,б,в.

10.в.

11.г.

12.б.

13. д.

14.в

 

ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ

1. Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. Миняева В.А., Вишнякова Н.И. Учебник – 4-ое изд. М.:МЕД пресс-ИНФОРМ, 2006. – 528 с.

2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.

4. Методические рекомендации кафедры для студентов по теме.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Герасимов А.Н. Медицинская статистика. Учебное пособие – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 480 с., ил.

2. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие для практических занятий ( под ред. В.З Кучеренко – 2-ое изд. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. – 192 с.).

 

План работы на занятии:

 

1. Вводное слово преподавателя о необходимости и важности - 15 мин

изучения этой темы для будущих врачей.

2. Определение исходного уровня знаний путем - 30 мин.

опроса студентов или написания теста,

активное собеседование

3. Решение ситуационных задач совместно с преподавателем, - 50 мин.

обсуждение и оценка ситуаций

4. Самостоятельная работа студентов - 60 мин.

5. Подведение итогов. Задание на дом: - 3 мин.

 

 

Место проведения занятий: учебная комната кафедры.

 

Время проведения: 9.00 – 11.50.

 

Оснащение занятия: 1) Таблицы по теме

2) Методические материалы кафедры.

 

Форма отчетности: в конце занятия студент должен представить рабочую тетрадь с результатами решения задач, с выполненными тестовыми заданиями, конспектами по самоподготовке.

 

Блок информации для студентов:

 

При проведении статистического исследования, статистическая сводка заканчивается получением таблиц, числа в которых отражают абсолютные размеры изучаемого явления и составляющих его частей.

Абсолютные величины интересны сами по себе, характеризуя, например, численность населения, число рождений, число врачей, число больничных коек, случаи инфекции.

Таким образом, абсолютные цифры употребляются:

1. Для характеристики абсолютных размеров явления в целом, абсолютные цифры показывают массовость явлений.

2. Для характеристики редко встречающихся явлений, показывают единичность явлений.

Абсолютные числа мало пригодны для сравнения друг с другом. Сравнивая размеры двух явлений (рождаемость, смертность, заболеваемость и т. п.), либо изучая изменение этих явлений во времени, необходимо абсолютные числа привести как бы к одному знаменателю, т.е. отнести к одному и тому же количеству населения.

Возникает необходимость расчета относительных величин.

В санитарной статистике применяют следующие виды относительных величин:

1) Экстенсивные

2) Интенсивные

3) Соотношения

4) Наглядности

 

Экстенсивный показатель – показатель структуры, характеризует состав явления, соотношение размеров частей и целого. Эти показатели иногда называют долей, удельным весом. К экстенсивному показателю относятся показатели распределения врачей по специальностям, структура больных по возрасту, полу, формам болезни, коек по профилю.

 

Формула расчета:

ЭП = часть явления x100%

Явление в целом

Правила пользования ЭП: при помощи экстенсивных показателей можно судить о сравнительной распространенности явления лишь тогда, когда речь идет об одной группе населения и в один и тот же промежуток времени.

Пример: Определить возрастной состав больных, получивших бытовые травмы.

Возрастная группа Абсолютное число % к общему числу
15-19 лет 10,0
20-29 лет 25,0
30-49 лет 43,0
50 и старше 22,0

Всего: 1500 100,0

Общее число больных (1500) принимаем за 100%, а число больных каждого возраста за «x»:

1500 – 100 x=375*100 =25%

375 - x

т. е. % больных в возрасте 20 - 29 лет от общего числа будет составлять 25%.

Экстенсивные показатели изображаются в виде секторной или внутристолбиковой диаграммы.

Секторная диаграмма – окружность, принятая за 100%. 1% соответствует 3,6 0 окружности. При помощи транспортира на окружности откладываем отрезки соответствующие величине показателя. Точки окружности соединяют с центром круга. Полученные секторы закрашивают в различные цвета.

Внутристолбиковая диаграмма – ширину и высоту столбика берем произвольно. Высоту принимаем за 100% и в соответствующих масштабных единицах пересчитываем экстенсивные показатели.

 

Интенсивный показатель – показатель частоты, распространенности характеризует частоту явлений в среде, которая продуцирует данное явление. Обычно в социально-гигиенических исследованиях средой является население. Явление представляет собой как бы продукт “среды”.

Например, больные – среда, а умершие из их числа – явление, женщины детородного возраста среда, а родившиеся у них дети - явление.

К относительным показателям относятся показатели заболеваемости, демографические показатели.

Формула расчета:

ИП =явление х основание,

Среда

где основание – единица с нулями: 100,1000,10000,100000 и т.д.

При перемене основания величина коэффициента изменяется в соответствующее число раз. В санитарной статистике при вычислении размеров рождаемости, смертности, естественного прироста, общей заболеваемости и т. п. за основание обычно принимают 1000 человек населения.

Вычисление размеров смертности или заболеваемости в отношении какой-либо болезни чаще всего производится на 10000 или 100000 населения.

Расчет показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности производится на 100 работающих; показателей летальности - на 100 прошедших больных.

Интенсивные показатели применяются для:

  • определения уровня частоты распространенности того или иного явления;
  • сравнения различных совокупностей по степени частоты того или иного явления. ( Например, для сравнения уровней рождаемости в разных странах, в разных районах и т.д.);
  • выявления в динамике изменений степени частоты явлений в наблюдаемой совокупности (например, сдвигов заболеваемости населения).

Интенсивные коэффициенты могут быть общими и специальными. Общие коэффициенты характеризуют явления в целом, например, общие коэффициенты рождаемости, смертности, заболеваемости, вычисленные по всему населению города, района. Эти коэффициенты дают первоначальную ориентировку, позволяют оценить динамику явления или процесса в самом общем виде.

Для более точного углубленного и дифференцированного анализа явлений необходимо пользоваться специальными коэффициентами, особенностью которых является уточнение группировки. Например, при вычислении специальных коэффициентов рождаемости (плодовитости) за основание берется не все население, а только женщины в возрасте от 15 до 49 лет.

Графически интенсивные показатели могут быть представлены в виде 4-х основных типов диаграмм: столбиковой, линейной, картограммы, картодиаграммы.

Столбиковая диаграмма применяется для иллюстрации однородных, не связанных между собой интенсивных показателей.

Линейная диаграмма используется для иллюстрации частоты явления в динамике. На систему координат наносят в виде точек (ряда величин) на ось абсцисс(x) – равные промежутки времени, на ось ординат (y) показатели (рождаемости, смертности и т. д.).

Если на одной диаграмме изображено несколько явлений, то линии используют разного цвета.

Радиальная диаграмма используется при необходимости изобразить графически динамику явления за замкнутый цикл времени (сутки, неделю, месяц, квартал, год). Этот вид диаграммы чаще всего используется в эпидемиологической практике при анализе инфекционной заболеваемости. В качестве оси – окружность, разделенная на одинаковое число частей соответственно отрезкам времени цикла, осью ординат служит радиус окружности или его продолжение.

Картограмма – особая географическая карта, на которой отдельные территории заштрихованы с различной интенсивностью соответственно уровню интенсивного показателя. Берется географическая карта с административными границами (района, области, республики). Каждой группе показателя даем условную штриховку (цвет).

Картодиаграмма – сочетание географической карты с диаграммой (столбиковой). Столбики различной величины наносят на карту (на определенную территорию).





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.