Здавалка
Главная | Обратная связь

Отбор изобретений для использования



Патентный анализ помогает компании не только выявлять объекты для участия в конкурсах, но и выбирать наилучшие вари­анты. Это — немаловажный фактор, если учесть, что найдется не так уж много компаний и еще меньше инвестиционных банков и фирм, имеющих какое-либо представление о том, как оценивать, анализировать и структурировать активы интеллектуальной собст­венности, передаваемые для участия в конкурсе.

Необходимо поставить ряд вопросов: насколько технология отобранной компании совместима с целью конкурса, заполняет ли она выявленные бреши, когда истекает срок действия соответ­ствующих патентов, своевременно ли уплачены пошлины за под­держание их в силе во всех странах патентования, имеются ли слабые места в формулировке патентных притязаний или ошибки в оценке известного уровня техники и, наконец, останутся ли в шта­те приобретаемой компании ведущие специалисты после участия в конкурсе, поскольку дело не только в патентах, но и в скры­вающихся за ними человеческих знаниях.

В компанию "Dow Chemical" в 1996 г. поступило предложение одной европейской фирмы о приобретении лицензии на пакет патентов касающихся полипропилена, за 18 млн. долл. После долгих препирательств европейская фирма согласилась представить -предлагаемые патенты для анализа, который показал, что действия наиболее важных патентов истекал через три года, некоторых второстепенных — уже через шесть месяцев. Одновременно работники подразделения конкурентной разведки уста­новили, что фирма продолжает исследования по катализу поли­пропилена и получила в этой связи еще 10 патентов, не включенных в предлагаемый пакет. В результате компания "Dow" согласилась уп­латить за лицензию запрошенные 18 млн. долл., но при условии включения в предлагаемый пакет 10 новых патентов.

Выбирая компанию, обладающую передовыми технологиями, необходимо установить следующее: не затухает ли динамика осу­ществляемого ею патентования в последние годы, насколько часто цитируются ее патенты в публикациях других фирм, не слишком ли велика ретроспективная глубина ссылок в патентах компании, что указывало бы на снижение темпов ее технического развития, не вовлечены ли ее патенты в ограничительные лицензионные соглашения или в патентные споры?

Как это ни покажется странным, многие компании-инвесторы никогда не задают таких вопросов и не обращаются к таким, на­пример, инструментам патентного анализа, как доклады Innova­tion Strength, показывающие частоту цитирования патентов дан­ной компании другими фирмами, или доклады Innovation Cycle Speed, в которых сопоставляются инновационные темпы разных компаний в данной отрасли. В 1992 г. компания "Jordan" приоб­рела фирму "Le Page's", производящую клейкую ленту и другое почтовое оборудование. Однако поданный компанией "3М" иск о нарушении патентных прав воспрепятствовал дальнейшим разра­боткам и продаже продукции "Le Page's", а компания "Jordan" и через семь лет не могла завершить судебный процесс.

Наконец, не следует забывать о человеческом факторе. Одна компания настолько заинтересовалась запатентованной техноло­гией другой фирмы, что предложила приобрести ее вместе с па­тентом. Предложение было принято. Однако, как стало известно позднее, все патенты фирмы содержали имя единственного изо­бретателя, покинувшего фирму за несколько месяцев до ее про­дажи. В результате покупатель лишился возможности дальнейше­го совершенствования приобретенной технологии.

Обзор некоторых подходов определения приоритетных направлений

Цель состоит в том, чтобы, выбрав оптимальный подход к ис­пользованию патентной информации при определении направле­ний научно-технического развития, способствовать введению в хо­зяйственный оборот перспективных изобретений.

Проблеме экспертизы инновационных проектов посвящено значительное число отечественных публикаций, однако большин­ство из них обходят молчанием необходимость и возможность ис­пользования для этой цели патентной информации. Так, П. Шеко считает, что некое поле инновационной активностиочерчива­ется границами концентрации потенциальных объектов, приложе­ния знаний и навыков на соответствующих иерархических уров­нях, территориях, в определенных видах деятельности.

Потенциальные инновационные объекты — это "узкие" места в раз­личных открытых системах (машинных, биологических, человеко-машинных, социально-технических и иных), функционирующих в рамках"общество — среда обитания - техника". Осуществление в потенциальных объектах специальных проектов (научно-промышленно-инновационных и др.) обеспечивает расшивку "узких" мест пу­тем внедрения подходящих нововведений (модернизационных, новаторских, опережающих и пионерных).

При этом важно подчеркнуть, что ключевыми предпосылками организации конкретного проекта, включая выбор схемы и объе­мов финансирования, являются предложение новаторами адрес­ного научно-прикладного продукта и наличие у заинтересованного предпринимателя или менеджера экономико-управленческого реше­ния по превращению такого продукта в реальное нововведение.

По оригинальности внедряемых научно-прикладных продуктов и масштабам преобразований инновационные объекты, считает П. Шеко, целесообразно ранжировать на пять родов:

- объекты I рода, настраивающие на использование новых общена­учных идей, обеспечивающих создание пионерных новаций;

- объекты II рода, требующие применения новых научно-прикладных
идей, основанных на модифицированных общенаучных и приводящих к опережающим нововведениям;

- объекты III рода, нацеливающие на адаптированные научно-
прикладные идеи, трансформирующиеся в новаторскую про­дукцию или технологию ее изготовления;

- объекты IV рода, ставящие проблемы усовершенствования суще­ствующей продукции или технологии ее получения, разрешаемые
посредством внедрения модернизационных инноваций;

объекты V рода, касающиеся освоения производства готовых новаций той или иной научно-прикладной значимости с целью их тиражирования.

Актуальность решения задачи использования патентной информации при выборе направлений научно-технического разви­тия определяется происходящим смещением акцентов государст­венной промышленной политики в сторону повышения внимания введению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, созданных с привлечением бюджетных средств.

В дополнение к изложенному необходимо чутко реагировать на рыночные тенденции, всегда прислушиваться к голосу потребите­ля и твердо управлять деятельностью предприятия. Однако новое поколение руководителей отличается прежде всего пониманием того, что никакая перестройка менеджмента не гарантирует успе­ха без освоения стратегии управления рычагами создания богатст­ва. Поэтому новые лидеры компаний принялись за капитализа­цию величайших и сегодня еще не освоенных в должной мере активов — интеллектуальной собственности.

Стратегия и тактика управления интеллектуальной собственно­стью все еще неизвестны для большей части высшего руководства компаний. Этот новый вызов во многом подобен тому, что пред­стал перед ними несколько раньше в виде информационной тех­нологии. Еще совсем недавно она представлялась им как сугубо "техническая" функция, не связанная с общей стратегией пред­принимательства. Теперь же ее расценивают не иначе, как страте­гический фактор предпринимательского успеха и один из важ­нейших элементов работы руководителя компании. Эксперты консалтинговых фирм считают, что тоже самое вскоре произой­дет и с интеллектуальной собственностью.

Здесь важно понять, что в современной экономике знаний ин­теллектуальную собственность нельзя рассматривать просто как правовую функцию либо средство охраны технологии или про­дукции компании от копирования. Она относится к стратегии предпринимательства, что перемещает ее в сферу ответственности высшего руководства компании.

Многие руководители высшего звена сегодня просто делегируют вопросы интеллектуальной собственности юристам-патентоведам. На самом деле президент компании должен взять на себя как разработку стратегии применения патентов в конкурентной борьбе, так и создание организационной структуры для реализации этой стратегии в масштабах всего предприятия. Понятно, что патентная стратегия — не панацея от всех недугов. Однако она существенно усилит способность руководителя привести предприятие к коммерче­скому успеху и увеличить доходы акционеров.

Должным образом разработанная патентная стратегия позволит компании:

- занять более благоприятные рыночные позиции, используя со­временные технологии в производстве своей продукции и услу­гах, активизируя НИОКР, повышая эффективность маркетинга и предвидя возможные коммерческие и технологические изме­нения;

- усовершенствовать финансовую деятельность, выявляя патентные активы для получения новых доходов, сокращения расходов и поддержания на должном уровне общекорпоративных стоимостных оценок;

- повысить конкурентоспособность компании посредством применения в технологии обходных маневров, использования но­вых рыночных возможностей и сокращения исходящих от кон­курентов угроз.

Патентная стратегия не является гарантом успеха в автомати­зированном предпринимательстве. Электронная торговля все еще находится в стадии развития, и лучшие стратегии ее будут опреде­ляться методом проб и ошибок. Однако удивительным свойством, интеллектуальной собственности является оставляемый ею след, по которому конкурентная разведка может судить о характере и направлении корпоративной стратегии. Если территория элек­тронной торговли еще не нанесена на карту, то патенты являются проложенными по ее границе следами — ценными указателями для тех, кто умеет их читать, и особенно полезными тем, кто зна­ет, как их использовать в мире, в котором знания — сила.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.