Отбор изобретений для использования ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Патентный анализ помогает компании не только выявлять объекты для участия в конкурсах, но и выбирать наилучшие варианты. Это — немаловажный фактор, если учесть, что найдется не так уж много компаний и еще меньше инвестиционных банков и фирм, имеющих какое-либо представление о том, как оценивать, анализировать и структурировать активы интеллектуальной собственности, передаваемые для участия в конкурсе. Необходимо поставить ряд вопросов: насколько технология отобранной компании совместима с целью конкурса, заполняет ли она выявленные бреши, когда истекает срок действия соответствующих патентов, своевременно ли уплачены пошлины за поддержание их в силе во всех странах патентования, имеются ли слабые места в формулировке патентных притязаний или ошибки в оценке известного уровня техники и, наконец, останутся ли в штате приобретаемой компании ведущие специалисты после участия в конкурсе, поскольку дело не только в патентах, но и в скрывающихся за ними человеческих знаниях. В компанию "Dow Chemical" в 1996 г. поступило предложение одной европейской фирмы о приобретении лицензии на пакет патентов касающихся полипропилена, за 18 млн. долл. После долгих препирательств европейская фирма согласилась представить -предлагаемые патенты для анализа, который показал, что действия наиболее важных патентов истекал через три года, некоторых второстепенных — уже через шесть месяцев. Одновременно работники подразделения конкурентной разведки установили, что фирма продолжает исследования по катализу полипропилена и получила в этой связи еще 10 патентов, не включенных в предлагаемый пакет. В результате компания "Dow" согласилась уплатить за лицензию запрошенные 18 млн. долл., но при условии включения в предлагаемый пакет 10 новых патентов. Выбирая компанию, обладающую передовыми технологиями, необходимо установить следующее: не затухает ли динамика осуществляемого ею патентования в последние годы, насколько часто цитируются ее патенты в публикациях других фирм, не слишком ли велика ретроспективная глубина ссылок в патентах компании, что указывало бы на снижение темпов ее технического развития, не вовлечены ли ее патенты в ограничительные лицензионные соглашения или в патентные споры? Как это ни покажется странным, многие компании-инвесторы никогда не задают таких вопросов и не обращаются к таким, например, инструментам патентного анализа, как доклады Innovation Strength, показывающие частоту цитирования патентов данной компании другими фирмами, или доклады Innovation Cycle Speed, в которых сопоставляются инновационные темпы разных компаний в данной отрасли. В 1992 г. компания "Jordan" приобрела фирму "Le Page's", производящую клейкую ленту и другое почтовое оборудование. Однако поданный компанией "3М" иск о нарушении патентных прав воспрепятствовал дальнейшим разработкам и продаже продукции "Le Page's", а компания "Jordan" и через семь лет не могла завершить судебный процесс. Наконец, не следует забывать о человеческом факторе. Одна компания настолько заинтересовалась запатентованной технологией другой фирмы, что предложила приобрести ее вместе с патентом. Предложение было принято. Однако, как стало известно позднее, все патенты фирмы содержали имя единственного изобретателя, покинувшего фирму за несколько месяцев до ее продажи. В результате покупатель лишился возможности дальнейшего совершенствования приобретенной технологии. Обзор некоторых подходов определения приоритетных направлений Цель состоит в том, чтобы, выбрав оптимальный подход к использованию патентной информации при определении направлений научно-технического развития, способствовать введению в хозяйственный оборот перспективных изобретений. Проблеме экспертизы инновационных проектов посвящено значительное число отечественных публикаций, однако большинство из них обходят молчанием необходимость и возможность использования для этой цели патентной информации. Так, П. Шеко считает, что некое поле инновационной активностиочерчивается границами концентрации потенциальных объектов, приложения знаний и навыков на соответствующих иерархических уровнях, территориях, в определенных видах деятельности. Потенциальные инновационные объекты — это "узкие" места в различных открытых системах (машинных, биологических, человеко-машинных, социально-технических и иных), функционирующих в рамках"общество — среда обитания - техника". Осуществление в потенциальных объектах специальных проектов (научно-промышленно-инновационных и др.) обеспечивает расшивку "узких" мест путем внедрения подходящих нововведений (модернизационных, новаторских, опережающих и пионерных). При этом важно подчеркнуть, что ключевыми предпосылками организации конкретного проекта, включая выбор схемы и объемов финансирования, являются предложение новаторами адресного научно-прикладного продукта и наличие у заинтересованного предпринимателя или менеджера экономико-управленческого решения по превращению такого продукта в реальное нововведение. По оригинальности внедряемых научно-прикладных продуктов и масштабам преобразований инновационные объекты, считает П. Шеко, целесообразно ранжировать на пять родов: - объекты I рода, настраивающие на использование новых общенаучных идей, обеспечивающих создание пионерных новаций; - объекты II рода, требующие применения новых научно-прикладных - объекты III рода, нацеливающие на адаптированные научно- - объекты IV рода, ставящие проблемы усовершенствования существующей продукции или технологии ее получения, разрешаемые объекты V рода, касающиеся освоения производства готовых новаций той или иной научно-прикладной значимости с целью их тиражирования. Актуальность решения задачи использования патентной информации при выборе направлений научно-технического развития определяется происходящим смещением акцентов государственной промышленной политики в сторону повышения внимания введению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, созданных с привлечением бюджетных средств. В дополнение к изложенному необходимо чутко реагировать на рыночные тенденции, всегда прислушиваться к голосу потребителя и твердо управлять деятельностью предприятия. Однако новое поколение руководителей отличается прежде всего пониманием того, что никакая перестройка менеджмента не гарантирует успеха без освоения стратегии управления рычагами создания богатства. Поэтому новые лидеры компаний принялись за капитализацию величайших и сегодня еще не освоенных в должной мере активов — интеллектуальной собственности. Стратегия и тактика управления интеллектуальной собственностью все еще неизвестны для большей части высшего руководства компаний. Этот новый вызов во многом подобен тому, что предстал перед ними несколько раньше в виде информационной технологии. Еще совсем недавно она представлялась им как сугубо "техническая" функция, не связанная с общей стратегией предпринимательства. Теперь же ее расценивают не иначе, как стратегический фактор предпринимательского успеха и один из важнейших элементов работы руководителя компании. Эксперты консалтинговых фирм считают, что тоже самое вскоре произойдет и с интеллектуальной собственностью. Здесь важно понять, что в современной экономике знаний интеллектуальную собственность нельзя рассматривать просто как правовую функцию либо средство охраны технологии или продукции компании от копирования. Она относится к стратегии предпринимательства, что перемещает ее в сферу ответственности высшего руководства компании. Многие руководители высшего звена сегодня просто делегируют вопросы интеллектуальной собственности юристам-патентоведам. На самом деле президент компании должен взять на себя как разработку стратегии применения патентов в конкурентной борьбе, так и создание организационной структуры для реализации этой стратегии в масштабах всего предприятия. Понятно, что патентная стратегия — не панацея от всех недугов. Однако она существенно усилит способность руководителя привести предприятие к коммерческому успеху и увеличить доходы акционеров. Должным образом разработанная патентная стратегия позволит компании: - занять более благоприятные рыночные позиции, используя современные технологии в производстве своей продукции и услугах, активизируя НИОКР, повышая эффективность маркетинга и предвидя возможные коммерческие и технологические изменения; - усовершенствовать финансовую деятельность, выявляя патентные активы для получения новых доходов, сокращения расходов и поддержания на должном уровне общекорпоративных стоимостных оценок; - повысить конкурентоспособность компании посредством применения в технологии обходных маневров, использования новых рыночных возможностей и сокращения исходящих от конкурентов угроз. Патентная стратегия не является гарантом успеха в автоматизированном предпринимательстве. Электронная торговля все еще находится в стадии развития, и лучшие стратегии ее будут определяться методом проб и ошибок. Однако удивительным свойством, интеллектуальной собственности является оставляемый ею след, по которому конкурентная разведка может судить о характере и направлении корпоративной стратегии. Если территория электронной торговли еще не нанесена на карту, то патенты являются проложенными по ее границе следами — ценными указателями для тех, кто умеет их читать, и особенно полезными тем, кто знает, как их использовать в мире, в котором знания — сила.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|