Мир как воля и представление (Артур Шопенгауэр)
Вт.пол 19 в. – выдвигается на первый план иррационализм и субъективизм. Теоретические источники идей Шопенгауэра — философия Платона, трансцендентальная философия Канта и древнеиндийский трактат Упанишады. Это одна из первых попыток слияния западной и восточной культур. «Мир как воля и представление» - основной философский труд, первый том которого вышел в 1818 г. Мир как представление Свое основное сочинение Ш. начинает с фразы: «Мир есть мое представление». Мир по Ш. представляет собой взаимосвязь субъекта и объекта. Используется термин Канта «вещь в себе»[1]. Ш.считает, что познать сущность мира или «вещь в себе» посредством науки и разума нельзя; находит другой путь – интуитивное познание (не интеллектуальная интуиция, а самосознание), т.е. познание мира происходит не посредством мышления, а путем постижения сущности изучаемых вещей, т.е. нашего представления о них. Однако познание предполагает наличие суб-та и об-та, т.е. познающего и познаваемого. То же происходит и с самосознанием – необходимо вычленить субъект, то, что есть само по себе, а не получено в процессе представления, познания (в данном случае - познании самого себя, самосознании). Ш. находит, что это хотение или воля. Мир как воля В хотении субъект выступает сам по себе, раскрывает свою сущность, т.е. воля = «вещь в себе», кот. лежит в основе всего. Из понятия воли удален признак сознательности, т. о. Ш. отделяет волю от познания (сознания): воля первична, а познание вторично и зависит от воли, является ее средством. Мир как представление и мир как воля разнородны, мир как воля = мир в себе. Воля порождает мир, является его силой. Ш. выделяет 3 ступени воли:
Т.е. воля от бессознательной превращается в сознательную. Воля не подчиняется разуму, но имеет собственную необходимость, а эта необ-ть – характер человека, т.о. характер определяет мотивы. познающее Я - познание чего-то волящее Я - стремление к чему-то→ВОЛЯ К ЖИЗНИ (неразумна, слепа, безусловна – ПРЕДЕЛ), отсюда стремление к благу, наслаждению, радости, счастью. Т.о. воля к жизни влечет на собой ЭГОИЗМ, кот служит источником всех поступков. Хотение, желание, погоня за лучшей долей ведет к страданиям. [1] означает вещи, как они существуют сами по себе, в отличие от того, какими они являются «для нас» — в нашем познании ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|