Здавалка
Главная | Обратная связь

Мир как воля и представление (Артур Шопенгауэр)

Вт.пол 19 в. – выдвигается на первый план иррационализм и субъективизм.
В 60-ые гг. 19 в. в Германии популярны учения А.Шопенгауэра, в кот. он пытался преодолеть противоположность субъекта и объекта, создать абсолютное мировоззрение.

Теоретические источники идей Шопенгауэра — философия Платона, трансцендентальная философия Канта и древнеиндийский трактат Упанишады. Это одна из первых попыток слияния западной и восточной культур.

«Мир как воля и представление» - основной философский труд, первый том которого вышел в 1818 г.

Мир как представление

Свое основное сочинение Ш. начинает с фразы: «Мир есть мое представление». Мир по Ш. представляет собой взаимосвязь субъекта и объекта. Используется термин Канта «вещь в себе»[1]. Ш.считает, что познать сущность мира или «вещь в себе» посредством науки и разума нельзя; находит другой путь – интуитивное познание (не интеллектуальная интуиция, а самосознание), т.е. познание мира происходит не посредством мышления, а путем постижения сущности изучаемых вещей, т.е. нашего представления о них.

Однако познание предполагает наличие суб-та и об-та, т.е. познающего и познаваемого. То же происходит и с самосознанием – необходимо вычленить субъект, то, что есть само по себе, а не получено в процессе представления, познания (в данном случае - познании самого себя, самосознании). Ш. находит, что это хотение или воля.

Мир как воля

В хотении субъект выступает сам по себе, раскрывает свою сущность, т.е. воля = «вещь в себе», кот. лежит в основе всего. Из понятия воли удален признак сознательности, т. о. Ш. отделяет волю от познания (сознания): воля первична, а познание вторично и зависит от воли, является ее средством. Мир как представление и мир как воля разнородны, мир как воля = мир в себе. Воля порождает мир, является его силой.

Ш. выделяет 3 ступени воли:

  1. механическая причина,
  2. органическое раздражение,
  3. мотив (сознательная ступень – определяет действия).

Т.е. воля от бессознательной превращается в сознательную. Воля не подчиняется разуму, но имеет собственную необходимость, а эта необ-ть – характер человека, т.о. характер определяет мотивы.


познающее Я - познание чего-то

волящее Я - стремление к чему-то→ВОЛЯ К ЖИЗНИ (неразумна, слепа, безусловна – ПРЕДЕЛ), отсюда стремление к благу, наслаждению, радости, счастью. Т.о. воля к жизни влечет на собой ЭГОИЗМ, кот служит источником всех поступков. Хотение, желание, погоня за лучшей долей ведет к страданиям.
Т.о. по Ш. – чем сильнее воля, тем больше чел-к страдает. Аскетизм и самоотречение могут подавить волю к жизни, избавиться от самолюбия и служения своему Я – это основы этики Ш. Те, кто руководствуются эгоизмом, видят вокруг Я и не-Я, кто прозрел – не делают различия, но познают себя в другом человеке, принимают чужие страдания как свои, а значит, усваивают страдания всего мира.


[1] означает вещи, как они существуют сами по себе, в отличие от того, какими они являются «для нас» — в нашем познании





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.