Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика исследования фрустрационных реакций



Данная методика, созданная С. Розенцвейгом, впервые появилась в 1944 г. под названием тест рисуночных ассоциаций. «Тест позволяет выявить фрустрационную толерантность (устойчивость) субъекта, стереотипы эмоционального реагирования, модальность его эмоций раздражения, гнева в условиях межличностных конфликтных отношений, трудностей, возникающих в разнообразных жизненных ситуациях, и благодаря этому дает возможность прогнозировать поведение человека»[3].

Методика относится к классу проективных методов, где получение диагностической информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в ситуации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли и переживания. Методика хороша тем, что обращена к испытуемому не прямо, а опосредованно, в ситуации действуют другие люди, нужно ответить не за себя, а за другого человека.

Методика может быть использована для индивидуальной работы, а также в условиях группового исследования при одновременном участии
20 – 25 испытуемых. Индивидуальная форма исследования, как правило, дает большую информацию, так как имеется возможность выяснить эмоциональную окраску ответа, уточнить некоторые особенности реагирования на фрустрирующую обстановку. Не исключена возможность получения устных ответов с последующим их фиксированием экспериментатором.

Рисуночный тест С. Розенцвейга состоит из 24 рисунков, на каждом из которых изображены два или три разговаривающих человека. То, что говорит один из них, написано в квадратике слева, задача испытуемого – представить ответ другого человека и записать его. Содержание рисунков включает ситуации, которые более или менее часто встречаются в реальной жизни. В тесте два типа ситуаций:

Тип 1: cитуации, в которых причиной фрустрации является реальное препятствие, преграда, помеха. Персонажи или предмет останавливают, сбивают с толку. Представлено 16 ситуаций такого типа, например: шофер извиняется перед пешеходом, которого обрызгал грязью; человек, отвозивший своего друга на вокзал на машине, извиняется за опоздание, вызванное аварией, и т.п. (рис. 1, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24).

Тип 2: cитуации, где объектом обвинения служит субъект: его самого призывают к ответственности или обвиняют другие лица. Таких ситуаций 8, например: хозяйка выражает неудовольствие гостю, который только что разбил вазу; женщина обвиняет мужчину, стоящего около двери, в том, что он потерял ключи, и т.п. (рис. 2,5,7,10,16,17,19,21).

Инструкция предусматривает ограничение времени при выполнении испытуемыми теста с целью выявления непосредственной реакции, характерной для индивида. Среднее время выполнения теста 25 мин.

Шаг 1. Инструкция

В тестовом материале имеется 24 рисунка, на каждом из которых нарисованы два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что будет отвечать другой человек в этой ситуации. Напишите самый первый ответ, который приходит Вам на ум, в бланке протокола под соответствующим номером. Постарайтесь работать как можно быстрее.

 

Протокол исследования

 

Номер рисунка Ответ испытуемого Примечание
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Тестовый материал

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаг 2. Обработка и интерпретация результатов

Каждый ответ оценивается по двум критериям: направленности реакции и типу реагирования. Благодаря этому ответы испытуемого выявляют устойчивые характеристики его фрустрационных реакций, направленных либо на окружающую его среду в виде различных требований к ней, либо на самого себя в качестве виновника происходящего, либо нейтральных по своему содержанию и форме выражения.

Ответы, занесенные в протокол, анализируются по двум параметрам: направлению и типу реакции.

По н а п р а в л е н и ю р е а к ц и и (или агрессии) ответ испытуемого рассматривается как реакция:

· экстрапунитивная (Е), если ответ содержит обвинение, упреки, порицания, враждебность или агрессивность в отношении другого человека или объекта;

· интропунитивная (I), если в ответе испытуемого присутствуют чувство собственной вины, угрызения совести, раскаяние, агрессия, направленная на себя;

· импунитивная (М), если в ответе отсутствует обвинение в чей-либо адрес, происходящее рассматривается как неизбежное, фатальное.

По т и п у р е а к ц и и ответ может быть с фиксацией:

· на препятствие (O – D), если в ответе подчеркивается наличие препятствия, помехи или другие фрустраторы;

· на самозащиту (E – D), если ответ выражает активность субъекта в форме порицания, осуждения кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека;

· на удовлетворение потребностей (N – P), если ответ направлен на разрешение фрустрационной ситуации и реакция принимает форму либо просьбы о помощи, либо требования к какому-либо лицу принять на себя обязанность разрешить ситуацию а также, если человек рассчитывает, что время или нормальный ход событий сами по себе разрешат ситуацию.

Учитывая, что реакция человека на одну и ту же ситуацию может быть различной (например, экстрапунитивная реакция по направлению может быть с фиксацией на препятствие, самозащиту или на удовлет-ворение потребностей), вводятся дополнительные оценочные факторы.

Предлагается девять основных (табл. 1) и два дополнительных фак-тора, которые позволят более точно проанализировать и обработать ответы испытуемых.

Для указания, что в ответе доминирует идея препятствия, добавля-ется особый значок (Е', I', М'). Тип реакции с «фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка (Е, I, М). Тип реакции с «фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m).


  Таблица 1 Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов
Направление реакции «С фиксацией на препятствие» О – Д « С фиксацией на самозащите» Е – Д «С фиксацией на удовлетворение потребности» (N – P)
    Экстрапунитивная Е' – подчеркивается наличие расстраивающего препятствия. Встречается, главным образом, в ситуации препятствия («Эта ситуация определенно беспокоит меня», «Это ужасно!», «Как жаль...», «Ох как плохо!») Е – враждебность, порицание направлены против кого-нибудь или чего-нибудь в окружении. В ответе содержатся обвинения, упреки, сарказм («Пошел ты к черту», «Вы виноваты», «Растяпа!», «Надо смотреть!») Е – испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный поступок («Я не делал этого») е – требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию («Это Вам надо решить этот вопрос»)
  Интропунитивная I' – фрустрирующая ситуация интерпретируется как своего рода благо, как приносящая удовлетворение (или заслуживающая наказания) («Эта ситуация – фактически благодеяние (выгода)»). В замаскированной форме («Мне очень жаль, что я стал причиной этого») I – порицание, осуждение направ-лено против самого себя, домини-руют чувства вины, собственной неполноценности, угрызения совести («Это меня надо осуждать за то, что произошло») I – субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призывает на помощь смягчающие обстоятельства («Я виноват, но я сделал это не нарочно»)   i – субъект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность («Я беру на себя ответственность за исправление этой ситуации на себя»)
         

 

 

Окончание табл. 9.1

  Импунитивная М' – трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к полному ее отрицанию («Эта ситуация не имеет никакого значения») М – ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается («Никого (ни Вас, ни меня) нельзя осуждать за то, что произошло», «Ничего, на ошибках учимся») m – выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать или же – взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию («Ничего страшного, это разрешимо»)

 


Примечание. Для большинства ответов используется один фактор, но в ряде случаев (если ответ состоит из нескольких предложений) могут быть использованы два фактора. Например: «Какой же ты лентяй, но эту проблему тебе придется решать самому» (/Е/, /е/).

 

Результаты, полученные при анализе ответов, в буквенном обозначении заносятся в аналитическую таблицу (табл. 2), которая в данном случае заполнена в качестве примера.

Таблица 2

Аналитическая таблица

 

№ рисунка O–D E–D N–P № рисунка O–D E–D N–P
I'       Е  
  М   I'    
  Е   М'    
Е'       Е  
    m     m
Е'     I'    
I'       Е  
Е'     I'    
  I       е
    е Е'    
Е'         i
  I   Е'    

 

На основании аналитической таблицы заполняется итоговый бланк, в который заносится суммарное количество баллов. В нашем примере первая колонка аналитической таблицы соответствует типу реакции «с фиксацией на препятствие» (О – D) и включает по направлению четыре экстра-пунитивных (Е), пять интропунитивных (I) и одну импунитивную (М) реакции.

Таким же образом анализируются и другие типы реакций по направ-лению. Следует учесть, что каждому фактору дается 1 балл.


Таблица 3

Определение величины показателей

направленности и типа фрустрационных реакций

 

Направление фрустрационной реакции Тип фрустрационной реакции Суммарный балл Величина показателя направления фрустрационной реакции, %
  O–D E–D N–P  
Е 50,0
I 33,34
M 16,68
Суммарный балл 100,0
Величина показателя типа фрустрационной реакции, % 50,0 29,05 20,85 100,0 100,0

 

После того как все ответы подсчитаны и проанализированы, определяется степень социальной адаптации. Для этого следует суммарный балл по каждому типу и направлению реакции перевести в проценты по формуле

 

S = 4,17 Х K, (5)

где S – показатель направления или типа реакции, %;

К – суммарный балл.

 

Анализируются показатели выше 40%.

Количественная величина социальной адаптивности рассматривается в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Каждому человеку присущ определенный «профиль фрустрационных реакций», оценивая который можно прогнозировать наиболее вероятное поведение испытуемого в стрессогенных условиях.

По мнению С. Розенцвейга, каждый тип реакции свидетельствует об определенных сторонах личности:

· «с фиксацией на препятствие» – о фрустрированности субъекта;

· «с фиксацией на самозащите» – о силе или слабости личности;

· «с фиксацией на удовлетворение потребностей» – о признаках адекватного реагирования, активности личности.

Обнаружены различия по типу и направлению реакции фрустрации у мужчин и женщин: по типу – женщины чаще подчеркивают препятствие, а мужчины пытаются защитить себя или найти выход из затруднительного положения; по направлению – у женщин чаще встречается интропуни-тивное, у мужчин – экстрапунитивное. Таким образом, мужчины более фрустрированы, чем женщины.

Целесообразно проанализировать результаты исследования по параметру совпадения ответов испытуемых на каждую ситуацию.

С. Розенцвейг считает, что за стандартный показатель можно принять ответ, который дали не менее 40% испытуемых. По данному основанию автор выявил 12 стандартных ответов на фрустрационные ситуации (табл. 4).

Таблица 4

Стандартные ответы на фрустрационные ситуации,
предложенные С. Розенцвейгом

 

Номер рисунка Стандартный ответ
O–D E–D N–P
  I  
    е
    е
  Е  
  Е  
  Е  
  I  
Е    
  I  
Е    
  Е  
М    

 

По совпадению ответов испытуемого со стандартными ответами можно определить индивидуальный коэффициент групповой адапти-рованности (КГА) – конформности, для чего за 100% принимается 12 стандартных ответов. Испытуемый подсчитывает количество совпадений своих ответов со стандартными и переводит в проценты. Если совпадают 4 ответа, то КГА – 33,3 %, 6 ответов – 50 % и т.д. Коэффициент групповой адаптированности не является абсолютным показателем фрустрированности. По нему мы судим, с одной стороны, о коммуника-тивных характеристиках личности, которые основываются на некоторых эмоциональных навыках, с другой – о шаблонности ответов. Фрустри-рованность человека, степень выраженности фрустрационного состояния выступают как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. Часто повторяющееся состояние фрустрации может закрепить в личности человека некоторые агрессивные черты: враждебность, завистливость, озлобленность – у одних; вялость, неверие в себя, «комп-лекс неполноценности», безынициативность, безразличие – у других. Фрустрированность возрастает, накапливается, если человек не стремится овладеть методами самоуправления, саморегуляции, приемами восста-новления эмоционального равновесия. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз.

Описывая фрустрацию, многие авторы наибольшее внимание уде-ляют ее негативному влиянию на психику, сознание человека. Однако это не совсем верно, поскольку фрустрация играет в поведении многих людей и определенную конструктивную роль, способствуя достижению по-ставленной цели. Благодаря ее воздействию на психику субъекта в мотивационной сфере его личности нередко доминирующее значение приобретают мотивы достижения, усиливается привлекательность поставленной цели.

Конструктивное воздействие фрустрациина человека проявляется в виде следующих особенностей его поведения. Прежде всего, происходит интенсификация усилий на пути достижения поставленной цели (чем сложнее возникающие препятствия, тем активнее происходит мобилизация внутренних резервов человека для их преодоления).

Однако не всегда интенсификация усилий завершается преодо-лением препятствий, и человек, находясь в состоянии фрустрации, вынужден пересматривать тактику своего поведения. В подобных случаях происходит своеобразная замена средств достижения цели и производится анализ предыдущих действий, направленных на ее достижение, переоценка всей ситуации с одновременным поиском обходных путей и с последующим выходом из состояния фрустрации.

И наконец, может производиться замена цели (поиск альтернативной цели, частично удовлетворяющей потребности и желания). Это возможно только путем достижения компромисса. Поэтому изначальное напряжение, обусловленное фрустрацией, может оставаться неразрешенным, особенно тогда, когда субъект сохраняет свой прежний завышенный уровень притязаний, не считаясь со своими возможностями и обстановкой, в которой он оказался.

Если все перечисленное ранее – интенсификация усилий, замена средств достижения поставленной цели и даже замена самой цели – не приводит к успеху и состояние фрустрации остается, субъект должен (безусловно, это возможно лишь при развитом интеллекте, устойчивой нервной системе) переоценить ситуацию и произвести выбор между возможными альтернативами, обеспечивающий ему адаптацию к новой ситуации с последующим выходом из состояния фрустрации.

При достаточно низком уровне сопротивляемости к фрустрации, что зависит от величины эмоционального напряжения, психологических особенностей индивида и типа ситуации, может проявиться ее характерное деструктивное воздействиена личность.

Деструктивное воздействие фрустрации выражается в нарушениях точной координации усилий, направленных на достижение цели; в когнитивной ограниченности, из-за которой субъект не видит альтернативных путей или какой-либо другой подходящей цели; в эмоциональном возбуждении, аффективно окрашенных агрессивных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией.

В подобного рода конфликтных ситуациях типичными эмо-циональными реакциями на воздействие фрустраторов являются:

· агрессия, в том числе в виде «замещающих действий»,направ-ленных на совершенно посторонние объекты (так называемая реакция за-мещения);

· депрессия, сопровождаемая беспочвенными самообвинениями, что может перерасти ваутоагрессиюс попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий.

У каждого человека свой порог индивидуальной толерантности к фрустрации. Юрист должен обладать высоким уровнем фрустрационной устойчивости, поскольку правоохранительная деятельность нередко сопровождается большими нервно-психическими перегрузками, свя-занными с принятием ответственных решений, достижением различных по важности целей в условиях активного противодействия заинтересованных лиц[4].

Вопросы

 

1. Что такое фрустрация? Какие она имеет характерные особен-ности?

2. Как влияет эмоциональное состояние фрустрации на поведение и деятельность человека?

3. Каким образом можно измерить уровень выраженности реакций фрустрации человека?

4. Что можно порекомендовать лицам с ярко выраженными показа-телями реакций фрустрации?

 

Список рекомендуемой литературы

 

Изард К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. –СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

Психические состояния [Текст]: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 506 с.

Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности [Текст] /
Л.Н. Рожина. –Минск: Университетское, 1999. – 257 с.

Субботин В.Е. Мотивация и эмоции [Текст]: справ. руководство / В.Е. Субботин. –М.: Инфра-М, 1999. – 687 с.

 


[1] См.: Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопр. психологии. – 1987. – № 6. – С. 120.

[2] Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – М., – 1971. – С. 120.

[3] Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностр. психология. – 1994. – № 2. – С.68.

[4] См.: Романов В.В. Указ. соч. – С. 158–159.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.