Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 21 Распределение первичных накладных расходов. Базы распределения накладных расходов.



Издержки, распределяемые по целевым затратам, можно разделить на две категории: прямые и косвенные. Иногда вместо термина косвенные издержки применяется другой — накладные расходы. Прямые издержки могут быть отслежены до каждой целевой затраты, в результате чего их можно точно и единственным способом отнести к конкретной целевой затрате. С косвенными издержками этого сделать нельзя. Там, где издержки могут быть непосредственно привязаны к целевой затрате, применяется термин отслеживание затрат. И наоборот, косвенные издержки не могут быть непосредственно доведены до каждой целевой затраты, потому что они обычно имеют какое-то отношение сразу к нескольким таким затратам. Поэтому косвенные издержки присваиваются целевым затратам через процесс распределения понесенных расходов определенного типа.

Когда прямые измерения не позволяют определить количество ресурсов, потребовавшееся для конкретной целевой затраты, применяется распределение затрат — процесс отнесения к ней части общих понесенных расходов. Другими словами, распределение затрат предусматривает использование не прямых измерений, а опосредованных, косвенных. Например, рассмотрим процесс приема поступающих в организацию материалов. Предположим, если затраты на получаемые материалы в сильной степени зависят от числа поступающих партий, то затраты на поступающие материалы (которые в этом случае являются целевой затратой) определяются числом поступающих партий. Основа, используемая для распределения издержек по целевым затратам (в нашем примере это число партий), называется базой распределения затрат или фактором издержек. Если для конкретного продукта потребовалось 20% общего числа поступивших в рассматриваемый период партий, то 20% общих затрат, связанных с получением материалов, будут отнесены именно на этот продукт. Если мы предположим, что будет решено прекратить выпуск этого продукта и он не будет заменен другим товаром, вполне обоснованно можно ожидать определенных действий, направленных на то, чтобы сократить число получаемых партий материалов на 20%.

В приведенном примере предполагается, что база распределения является важным фактором, в значительной степени влияющим на размер затрат, связанных с получением материалов. Там, где базы распределения значимы, будем говорить о причинно-следственном распределении. Там же, где база распределения затрат менее очевидна, будет использоваться термин условное распределение. Примером условного распределения является вариант, при котором в качестве базы распределения затрат, связанных с получением материалов, используются часы труда основных работников. Тогда при изготовлении продукта, требующего больших затрат труда, необходимо много часов работы основных работников (например, 30%), но относительно небольшие поступления материала. При таком варианте расхождение между часами работы основных работников и затратами на получение материала окажется непропорционально большим.

Распределение общехозяйственных расходов между различными видами изготовленной (в том числе подразделениями вспомогательного производства, обслуживающих производств и хозяйств) продукции, выполненных работ и оказанных услуг (без учета внутрихозяйственного оборота, включая для нужд вспомогательного производства, обслуживающих производств и хозяйств, капитального строительства) может осуществляться пропорционально затратам на оплату труда работников, занятых производством продукции (работ, услуг); пропорционально затратам на оплату труда работников, занятых производством продукции (работ, услуг), и затратам на содержание и эксплуатацию оборудования, учитываемым или в составе общепроизводственных расходов, или по отдельной статье (если указанные затраты по решению организации не распределяются пропорционально сумме оплаты труда работников, занятых производством продукции (работ, услуг); пропорционально расходам на передел и пр.

Конкретные методы распределения общехозяйственных расходов определяются организациями с учетом отраслевых особенностей, технологических особенностей производства.

К накладным расходам относятся затраты, связанные с продажей продукции, управлением организацией в целом. В финансовом учете накладные затраты формируются по дебету счетов 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Коммерческие расходы»

Счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др.

Расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются, в частности, в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону).

Указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90 "Продажи".

Организации, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п., кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность), используют счет 26 "Общехозяйственные расходы" для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. Данные организации списывают суммы, накопленные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", в дебет счета 90 "Продажи".

Аналитический учет по счету 26 "Общехозяйственные расходы" ведется по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др.

Общехозяйственные затраты связаны с обслуживанием и организацией производства и управлением предприятием в целом. В составе общехозяйственных затрат выделяют расходы на управление, налоги, сборы, отчисления, непроизводительные расходы. Эти расходы принято называть управленческими.

Типовая номенклатура статей общехозяйственных расходов включает:

1) расходы на управление организацией:

—заработная плата аппарата управления;

—расходы на командировки и перемещения;

—содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;

—расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг, канцелярские, почтовые, телеграфные и пр.;

—отчисления на содержание вышестоящих организаций;

2) общехозяйственные расходы:

—содержание прочего общезаводского персонала;

—амортизация основных средств общезаводского назначения;

—содержание и текущий ремонт зданий, сооружений, инвентаря общезаводского характера;

—производство испытаний, опытов, исследований, содержание общезаводских лабораторий, расходы на изобретательство и техническое усовершенствование;

—расходы на охрану труда;

—расходы на подготовку и переподготовку кадров;

—организационный набор рабочей силы;

—прочие расходы;

3) общехозяйственные непроизводительные расходы:

—потери от простоев;

—потери от порчи материалов и продукции при хранении на заводских складах;

—недостача материала и продукции на заводских складах (в случаях, когда эти потери не могут быть взысканы);

—прочие непроизводительные расходы.

Общехозяйственные затраты распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения в зависимости от принятой системы учета:

—в составе накладных затрат одновременно с распределением общепроизводственных затрат;

—как самостоятельный вид накладных затрат.

Счет 44 "Расходы на продажу" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (свеклу, молоко, шерсть, хлопок, кожевенное сырье, лен, скот, птицу и др.), на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы: прочие расходы; общезаготовительные расходы; на содержание заготовительных и приемных пунктов; на содержание скота и птицы на базах и в приемных пунктах.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)

По дебету счета 44 "Расходы на продажу" накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи". При частичном списании подлежат распределению:

- в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);

- в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);

- в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - в дебет счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) и (или) 11 "Животные на выращивании и откорме" (расходы по заготовке скота и птицы).

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

Аналитический учет по счету 44 "Расходы на продажу" ведется по видам и статьям расходов.

По решению организации накладные затраты в части связанных с продажей продукции, товаров и управлением могут не распределяться, а списываться полностью по окончании отчетного периода (месяца) как расходы по обычным видам деятельности на себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг (в качестве расходов периода).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.