Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 28 Экономическая модель безубыточности.



Цель анализа безубыточности – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменить уровень деятельности, или объём производства. Эта информация имеет существенное значение для руководства, так как одной из наиболее важных переменных, влияющих на общую выручку от реализации продукции, общие затраты и прибыль, является выход продукции. По этой причине выходу продукции уделяется особое внимание, поскольку знание указанной зависимости позволяет руководству определить критические уровни выпуска, например, установить уровень, при котором не будет ни прибыли, ни убытков (т.е. точку безубыточности).

Анализ безубыточности основан на установлении краткосрочной зависимости между объемом производства и поступлениями, затратами и прибылью; под краткосрочностью здесь понимается промежуток времени (обычно это год или даже меньше), в течение которого выход продукции компании ограничен уровнем имеющихся в настоящее время в ее распоряжении действующих производственных мощностей. В краткосрочном плане может быть дополнительное использование некоторых материалов или труда неквалифицированных работников, однако ввода дополнительных производственных мощностей в этом случае ожидать нельзя. Таким образом, в течение короткого периода выпуск продукции ограничен, потому что производственные мощности предприятия не могут быть увеличены. Для сокращения производственных мощностей также необходимо время, поэтому весь короткий период компания должна работать на относительно постоянных запасах производственных ресурсов. Более того, большинство затрат и цены на продукцию компании также определяются заранее, и основной областью неопределенности становится объем реализации. Таким образом, оказывается, что наиболее чувствительным показателем в зависимости от объема реализации продукции является краткосрочная рентабельность. В свете сказанного анализ безубыточности позволяет показать, как изменения в объеме производства влияют в краткосрочном плане на уровень прибылей.

Экономисты выявили теоретическую зависимость между общими поступлениями от реализации продукции, затратами и прибылью, с одной стороны, и объемом производства, с другой.

Экономическая модель безубыточности представлена на рис. 9.1. На рисунке можно видеть, что кривая общих поступлений является нелинейной. Из этого следует, что компания может реализовывать больше выпускаемой продукции только при уменьшении цены реализации единицы продукции, поэтому общие поступления от реализации пропорционально выпуску продукции не возрастают. Другими словами, чтобы увеличить объем реализации, требуется снизить цену реализации единицы продукции, в результате чего кривая общих поступлений будет подниматься не так круто, и в конце концов она пойдет вниз. Это происходит из-за того, что при каком-то объеме продукции влияние снижения цены начинает превышать эффект от увеличения объема реализации.

Кривая общих затрат AD показывает, что между точками А и В общие затраты при низких уровнях объема производства сначала резко возрастают. Это отражает трудности эффективного управления предприятием, которое рассчитано на гораздо более высокий объем производства при небольших загрузках его мощностей. Между точками В и С кривая общих затрат начинает выравниваться и поднимается не так круто. Это свидетельствует, что теперь компания в состоянии эксплуатировать оборудование в экономически эффективных масштабах производства и может использовать преимущества от специализации труда и непрерывных графиков организации основного производственного процесса. Ближе к верхней границе диапазона возможного объема производства кривая общих затрат между точками С и D снова начинает подниматься круче, так как в этой области затраты на единицу продукции возрастают. Это происходит потому, что выпуск продукции за один час работы основных работников, когда предприятие эксплуатируют выше его проектного уровня, уменьшается: возникают узкие места в организации производства, графики основного производственного процесса становятся более напряженными, чаще случаются поломки и выход оборудования из строя. В итоге затраты на единицу выпущенной продукции увеличиваются, вызывая резкий подъем кривой общих затрат.

Горизонтальная пунктирная линия, начинающаяся в точке А, отражает затраты на обеспечение основных действующих производственных мощностей и, по мнению экономистов, является интерпретацией общих постоянных издержек компании. Обратите внимание, анализируя рис. 9.1, что форма кривой общих поступлений такова, что она пересекается с кривой совокупных издержек в двух точках. Другими словами, существуют два уровня выхода продукции, при которых общие затраты равны общим поступлениям, или, если выразиться проще, есть две точки безубыточности.

В рассматриваемой здесь экономической модели наиболее сильное влияние на функцию общих затрат оказывает именно форма кривой переменных издержек, что и показано на рис. 9.2. Экономисты предполагают, что средние переменные издержки на единицу продукции сначала снижаются, что отражает тот факт, что по мере увеличения выхода продукции компания может получать крупные скидки при оптовых закупках сырья и материалов и экономию от разделения труда. В результате этого затраты труда в расчете на единицу продукции снижаются. Экономисты рассматривают такую ситуацию, как проявление возрастающего эффекта масштаба.То, что переменные издержки на единицу продукции выше при более низких уровнях производства, на рис. 9.1 показано в виде резкого подъема линии общих затрат между точками А и В. Из рис. 9.2 видно, что переменные издержки на единицу продукции между точками относительно стабилизируются, но затем постепенно начинают снова возрастать. Происходит это потому, что в этом случае компания работает при наиболее эффективном уровне выпуска продукции, и дальнейшую экономию за счет оптимизации масштаба производства за короткий период осуществить невозможно. Однако за пределами предприятие эксплуатируется на уровне, более интенсивном, чем тот, на котором оно должно работать, из-за этого возникают узкие места в организации производства и поломки оборудования. В результате почасовая производительность основных работников снижается, вызывая рост переменных издержек на единицу продукции. Экономисты описывают такую ситуацию, как проявление отрицательного эффекта масштаба.

Именно форма функции переменных издержек влияет на кривую общих затрат так, как это показано на рис. 9.1. Между точками В и С кривая общих затрат поднимается менее круто, что указывает на то, что здесь компания действует в диапазоне, в котором переменные издержки на единицу продукции являются минимальными. Между точками С и D кривая общих затрат поднимается более круто, так как на этом участке переменные издержки на единицу продукции возрастают из-за все большего проявления отрицательного эффекта масштаба.

Допущения, принятые для анализа по точке безубыточности, нарушаются, если компания старается повысить рентабельность за счет продления срока выпуска какого-то продукта, т.е. внедрения новых вариантов прежней продукции в расчете на получение дополнительной краткосрочной маржи прибыли. Анализ безубыточности показывает, что в этом случае размер прибыли возрастет, поскольку объем реализации увеличивается, а постоянные издержки в краткосрочном плане остаются неизменными. Однако повышенное разнообразие выпускаемой продукции вызывает появление дополнительных постоянных издержек, связанных с производственной сложностью, которые в будущем увеличиваются, и поэтому возникает опасность, что в результате продления срока выпуска какого-либо продукта долгосрочная прибыль может снижаться. Анализ безубыточности позволяет учитывать постоянные издержки, возникающие из-за разнообразия и сложности продукции текущего ассортимента. Однако эти затраты остаются постоянными только до определенного значения — пока разнообразие и сложность не возрастают выше какого-то уровня. Таким образом, анализ безубыточности не может полностью учесть изменений в затратах, связанных с изменением сложности организации производства из-за изменения ассортимента производства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.