Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные формы собственности – государственная, муниципальная и частная.

СОБСТВЕННОСТЬ

 

Собственность – это исторически определенная форма присвоения людьми материальных благ в процессе их производства,обмена и потребления.

Собственность проявляется как экономическая, и как юридическая категория.

В экономическом смысле собственность – это отношения между людьми по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ. Эти отношения определяют характер общественного строя, уровень общественного благосостояния.

В юридическом смысле собственность – это отношения между людьми, характеризующиеся правом владения, пользования и распоряжения имуществом. Эти отношения закреплены юридическими актами. Посредством правовых норм собственность как экономическое отношение приобретает юридическое оформление.

Собственность – основное звено экономических отношений, на котором основаны все остальные звенья экономической системы. Именно собственность обуславливает экономический способ соединения работника со средствами производства, цель развития экономической системы, социальную структуру общества, способ распределения созданных материальных благ и услуг.

 

По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести к трем группам: частная, коллективная и государственная.

 

Разновидностью коллективной собственности является и акционерная собственность .
Государственная собственность бывает общегосударственной, региональной и муниципальной.

 

Основные формы собственности – государственная, муниципальная и частная.

Частная собственность . Фундамент современной рыночной экономики составляет частная собственность.Частная включает в себя личную собственность на предметы потребления и домашнего обихода, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность. В этом типе собственности все ее аспекты представлены в одном лице или семье.

 

Субъектами частной собственности являются граждане и (или) юридические лица. Объектом частной собственности может быть любое имущество. Частная собственность способствует тому, что экономическая деятельность ведется эффективно и ответственно. Обеспечивается экономная эксплуатация объектов частной собственности, принимаются меры к ее приумножению.

Частную собственность подразделяют на индивидуальную и коллективную ( корпоративную, акционерную и любую другую негосударственную форму собственности).Коллективная представлена кооперативами, коллективными, арендными предприятиями, товариществами, акционерными предприятиями и др. Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира. Основной сферой деятельности кооперативов является переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.

Государственная собственность --

Государственная собственность -- это имущество, принадлежащее на праве собственности государству. В Российской Федерации различают две формы государственной собственности:

* федеральная собственность (собственность Российской Федерации в целом);

* собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономных областей, автономных округов).

В России в соответствии с п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными организациями во владение, пользование и распоряжение.

Установление государственной собственности позволяет обеспечить единое централизованное регулирование процесса создания и распределения важнейших благ с соответствующим выделением необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равных возможностей для различных субъектов экономики.

Вместе с тем государственной собственности присущи и определенные недостатки. К ним относятся неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на создание экономических благ, бюрократический стиль управления, незаинтересованность в использовании новых достижений науки и техники, отсутствие стимулов к рациональному использованию ресурсов, росту качества продукции. Все это приводит к тому, что государственные организации оказываются часто менее эффективными по сравнению с аналогичными частными структурами.

Муниципальная собственность -собственность муниципального образования. В его состав входят: муниципальные земли и другие природные, ресурсы; муниципальные предприятия и организации; муниципальные банки и другие финансовые организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. В состав муниципальной собственности входят также средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество организаций местного самоуправления.

Собственником муниципальной собственности является муниципальное образование, т. е. население, проживающее на территории муниципалитета. Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, определять в договорах и соглашениях условия использования


 

Конкуренция

Конкуренция – (от лат.Concurrere – сталкиваться) – борьба

независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.

Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между

выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших

возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребностипокупателей.

Выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенное влияние на цену товара. Если это условие не соблюдается, конкуренция является несовершенной.

Основные черты совершенной конкуренции:

1. имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема;

2. товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей;

3. отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и свободного выхода из отрасли; К основным входным барьерам относят:

  • исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли); возможны юридические барьеры (лицензирование экспорта, государственная регистрация видов деятельности);
  • требуются большие капиталы для вхождения в отрасль (производство самолетов и т.п.);
  • производство данного товара защищено патентом;
  • закрыт доступ к материальным ресурсам и др. факторам производства в силу отсутствия их на свободном рынке;
  • реклама (издержки на рекламу так велики, что могут стать входным барьером, т.к. они не всем под силу);

4. полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов;

5. рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключается.

К несовершенной конкуренции относят следующие модели рыночных структур:

  • чистая монополия – единственный продавец, отсутствие близких продуктов-заменителей (нет альтернативы), диктуемая цена, вступление в отрасль заблокировано;
  • олигополия – в отрасли насчитывается несколько фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию; контроль над ценой; наличие существенных препятствий для вступление в отрасль.Формирование олигопольного рынка (весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами) характерно для следующих отраслей: химической промышленности (производство полиэтиленов, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых видов смол); машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, стати, рельсов, труб и т.п.).

 

  • монополистическая конкуренция – существует достаточно большое число фирм; ограничен контроль над ценами; продукты обладают реальными или мнимыми различиями; вступление в отрасль является относительно легким; в неценовой конкуренции значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.

Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированностьтоваров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком). Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сила торговой марки; возрастание рыночной силы за счет дифференцированное товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли выше среднерыночных. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).

Термин«монополия» можно использовать относительно:

§ субъекта хозяйственной деятельности, т.е. некоторой хозяйственной структуры, имеющей какие-то преимущества в производстве товаров, услуг или работы;

§ состояния рынка, при котором главенствует либо один, либо очень узкий крут товаропроизводителей;

§ типа экономических отношений, суть которых выражается в возможности одной или нескольких групп товаропроизводителей навязывать свою волю всем остальным.

Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко

в следующие таблицы:

 

 

|Чистая конкуренция |

|Характеризуется: |Множеством мелких фирм. |

| |Однородностью продукции. |

| |Отсутствием затруднений на вход и выход (из |

| |отрасли). |

| |4. Равным доступом ко всем видам информации. |

|Монополистическая конкуренция |

|Характеризуется: |Множеством мелких фирм. |

| |Неоднородностью продукции. |

| |Отсутствием затруднений на вход и выход (из |

| |отрасли). |

| |Несколько ограниченным доступом к информации. |

|Олигополия (Дуополия) |

|Характеризуется: |Небольшим числом крупных фирм. |

| |Неоднородностью (или однородностью) продукции. |

| |Возможными затруднениями при выходе (из отрасли). |

| |Несколько ограниченным доступом к информации. |

|Монополия |

|Характеризуется: |Одной фирмой. |

| |Уникальностью продукции. |

| |Практически не преодолимыми барьерами на вход. |

| |Несколько ограниченным доступом к информации. |

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.