Здавалка
Главная | Обратная связь

С именем АЛЛАhа Милостивого, Милосердного

 

 

Пост в месяц Рамадан

 

Подготовлено редакцией сайта


Достоинства месяца Рамадан и поста

 

Сообщается со слов Абу Хурайры, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи» аль-Бухари 1899, Муслим 1079.

Хафиз Ибн Раджаб приведя этот хадис сказал: “Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) радовал своих сподвижников наступлением Рамадана. Ученые говорили: «Этот хадис является основой в дозволенности поздравления людьми друг друга с наступлением месяца Рамадан»См. “аль-Лятаиф” 279.

Также сообщается от Абу Хурайры, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Когда наступает первая ночь месяца Рамадан, шайтаны маариды из числа джиннов заковываются в оковы; и закрываются все без исключения врата Ада; и открываются все без исключения врата Рая, и призовет тогда глашатай: “О, тот, кто стремится к благу, начинай (творить благое)! О, тот, кто стремится ко злу – прекрати!” И есть у АЛЛАhа в этот месяц люди, которые будут освобождены от наказания в Аду, и это освобождение будет происходить каждую ночь Рамадана»[1] ат-Тирмизи 682, Ибн Маджаh 1642, аль-Хаким 1/421.

Маариды – это шайтаны из числа джиннов, обладающие сверхсилой.

В этом хадисе указание на то, что заковываются в цепи в Рамадан не все шайтаны, а лишь маариды из их числа, как на это указал имам Ибн Хузайма в своем «Сахихе» 3/188.

Сообщается со слов Ибн ‘Аббаса, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «’Умра в Рамадане равнозначна Хаджу» аль-Бухари 1863, Муслим 1256.

В хадисе речь идет о том, что награда за ‘Умру совершенную в Рамадане равнозначна Хаджу, но это не означает, что ‘Умра в Рамадане может заменить собой совершение полноценного Хаджа. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 4/438 имама Ибн Батталя, и “Шарх Сахих Муслим” 9/285, имама ан-Науауи.

От Абу Са’ида аль-Худри сообщается, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поистине, у АЛЛАhа Всевышнего есть люди, которых Он освобождает от Огня каждый день и ночь Рамадана. И поистине, каждый мусульманин и в ночь, и в день Рамадана получает ответ на свою мольбу!» аль-Баззар. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1002.

Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) также сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду АЛЛАhа, простятся его прежние грехи» аль-Бухари 38, Муслим 760.

Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) также сказал: «Совершение пяти обязательных молитв, участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей и соблюдение поста от Рамадана к Рамадану, искупают грехи, совершенные между ними, если только не было среди них тяжких грехов» Муслим 233.

Большие грехи прощаются только при искреннем покаянии.

От Абу Хурайры (да будет доволен им АЛЛАh) сообщается, что посланник АЛЛАhа говорил: «Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело будет десятикратным, но может возрасти и до семисоткратного. АЛЛАh Всевышний говорит: «За исключением поста, ибо поистине, пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от удовлетворения своих желаний и от своей пищи ради Меня!» Постящегося ждут две радости: одна при разговении его, а другая – при встрече с его Господом. И поистине, запах изо рта постящегося приятнее для АЛЛАhа, чем благоухание мускуса!» Муслим 1151.

Всевышний АЛЛАh выделил пост из всех благодеяний по той причине, что в отличие от намаза, милостыни, хаджа и джиhада, в посте меньше всего присутствует показуха. См. “Фатхуль-Бари” 4/107.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-БАРР говорил: “Достаточно слов Всевышнего: «Пост для меня», чтобы указать на достоинство поста и его преимущества над прочими поклонениями! См. “Маджалису шаhри Рамадан” 15.

Сообщается со слов Сахля, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поистине, есть в Раю врата, называемые «ар-Райян», через которые в День воскрешенья будут входить постящиеся, и не войдет через эти врата никто, кроме них. Будет сказано: “Где соблюдавшие пост?” – и они выйдут вперед, и кроме них не пройдет через эти врата никто. Когда же они войдут, эти врата будут закрыты, и больше никто через них не войдет» аль-Бухари 1896, Муслим 1152.

Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Пост – это щит, с помощью которого раб АЛЛАhа уберегается от Огня» ат-Табарани в “Кабире”. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3867.

Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) также сказал: «Тот, кто умер соблюдая пост, войдет в Рай»[2] аль-Баззар.

Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) также сказал: «Пост и Къур`ан заступаются за раба АЛЛАhа в Судный день. Пост говорит: “Господь мой! Я лишил его пищи и питья в светлую часть, так позволь же мне заступиться за него!” А Къур`ан говорит: “Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне заступиться за него!” - и их заступничества удовлетворяется»[3] Ахмад 2/174.

 

О недопустимости оставления поста Рамадана без причины

 

Тот, кто поел в светлое время дня Рамадана – ослушался АЛЛАhа и Его посланника (мир ему и благословение АЛЛАhа), и совершил великий грех, за который ему следует принести великое покаяние.

Все ученые единогласны во мнении о том, что человек, отказывающийся от соблюдения поста в силу отрицания его обязательности, является неверным, так как в Къур`ане и Сунне имеются прямые указания в пользу обязательности поста. Если же человек не постится по причине лени и нерадения, не имея приемлемого с точки зрения шариата оправдания, но не отрицая обязанности поста, то, по общему мнению всех ученых он является нечестивцем, но не неверным, и ему следует принести великое покаяние и не совершать подобного впредь. См. “Итхаф аhлюль-Ислям би хусусыяти-ссыям” 72.

Абу Умама аль-Бахили рассказывал: “Я слышал, как посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) говорил: «Однажды во сне ко мне пришли двое, и, взяв меня за плечи, привели к труднодоступной горе и сказали: “Поднимайся”. Я ответил: «Поистине, я не смогу». Они сказали: “Мы облегчим тебе это”. И я стал подниматься, пока не достиг вершины горы, и вдруг я услышал сильные крики. «Что это за крики?» – спросил я. “Это вопли обитателей Огня”, – ответили они. Затем они повели меня дальше, и я увидел людей, подвешенных за жилы, их щеки были разорваны и истекали кровью. Я спросил их: «Кто эти люди?» Они ответили: “Это те, которые разговлялись раньше времени”»[4] ан-Насаи в “Сунануль-кубра” 3273.

Если такому суровому наказанию подвергаются те, кто пренебрегал постом и разговлялся раньше времени, трудно себе представить, что будет с теми, кто вообще не соблюдал пост, не имея уважительной причины!

Ибн Мас’уд (да будет доволен им АЛЛАh) сказал: “Тот, кто нарушил пост одного дня Рамадана без уважительной причины, не сможет возместить его (в полной мере), даже если будет поститься в течение всей жизни, пока не встретится с АЛЛАhом, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает, накажет” Ибн Абу Шейба 9784. Иснад достоверный.

Имам аз-Заhаби (да смилуется над ним АЛЛАh) сказал: “У верующих принято считать, что тот, кто без уважительной причины оставил пост месяца Рамадан хуже, чем прелюбодей, сборщик налогов и пьяница. Более того, они сомневаются в его Исляме и считают его еритиком” См. “аль-Кабаир” 78.

 

Как следует определять начало и конец месяца Рамадан

 

Наступление Рамадана определяется двумя способами:

1. Обнаружением на небе месяца Рамадана.

Если полумесяц замечен в ночь с двадцать девятого на тридцатое ша’бана, то это означает, что наступил месяц Рамадан, в течение которого необходимо соблюдать пост, как сказал Всевышний АЛЛАh: «Кто из вас застанет этот месяц, пусть соблюдает в нем пост» (аль-Бакъара 2: 185).

2. Установлением завершения предшествующего ему месяца ша’бана.

Если прошло тридцать дней ша’бана, то тридцать первый день обязательно придется на первый день Рамадана. Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его (по причине облачности), то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями» аль-Бухари 1909, Муслим 1081.

 

Свидетельства скольких мусульман нужно для фиксации начала и конца Рамадана?

 

Для фиксации видения полумесяца Рамадана необходимо свидетельство одного благочестивого мусульманина. Ибн ‘Умар рассказывал: “Люди пытались разглядеть молодой месяц, а я сообщил пророку (мир ему и благословение АЛЛАhа) о том, что увидел его. Тогда пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) принял решение поститься и повелел людям сделать то же самое”[5] Абу Дауд 2342, ад-Дарими 1691, аль-Хаким 1/423.

Что же касается окончания месяца Рамадана и видения полумесяца Шаууаля, то для его фиксации должно быть два свидетельства праведных мусульман. Сообщается, что ‘Абдур-РАХМАН ибн Зайд ибн аль-Хаттаб во время проповеди в день сомнения наступления Рамадана, сказал: “Поистине, я сидел среди сподвижников посланника АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) и расспрашивал их (о начале поста), а они мне сказали, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поститесь, увидев новую луну, и разговляйтесь, увидев ее, и выполняйте свои религиозные обряды, а если вам невидно луну, то отсчитайте тридцать дней (от предыдущего месяца). И поститесь и разговляйтесь, если засвидетельствовали два свидетеля из числа праведных мусульман»Ахмад 4/321, ан-Насаи 1/300, ад-Даракъутни 232. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 909.

Таким образом нам становится ясно, что начинать и заканчивать пост, люди должны при свидетельстве двух мусульман, увидевших луну, но хадис Ибн ‘Умара о начале поста делает это исключением, тогда как о завершении поста у нас нет никаких доказательств, что можно ограничиться также одним свидетелем. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/374.

 

Постится только та страна, которая завидела луну или все страны?

 

По данному вопросу среди ученых существуют большое разногласие. Одни считают, что на основании видения новой луны должны поститься все мусульмане во всех уголках мира, а другие считают, что поститься должна только та страна, в которой увидели новую луну. Третьи же считали, что должны поститься все страны, с одинаковым географическим положением. При этом все ученые опирались на одни и те же хадисы, но разногласили в их понимании.

Однако самым лучшим мнением в этом вопросе является то, что если луна появилась в определенной местности, то пост становится обязательным для всех местностей, у которых общая ночь, поскольку появление полумесяца разнится в географическом отношении. Например, появление полумесяца в Азии выглядит иначе, чем в Европе, а в Африке иначе, чем, скажем, в Америке. В каждом регионе или стране жители сами определяют время наступления поста. Это мнение ханафитов, шафи’итов, ханбалитов и некоторых маликитов. Также этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислям Ибн Таймия. См. “аль-Къауанинуль-фикъhия” 103.

 

Пост следует начинать и заканчивать с мусульманами своей страны

 

От Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все, и совершайте жертвоприношение тогда, когда совершают его все»[6] ат-Тирмизи 697, Ибн Маджаh 1660.

В этом хадисе содержится опровержение тем, кто считает, что если человек увидел воочию новую луну, но имам не принял его свидетельство, то он должен поститься сам. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “Некоторые ученые сказали, что смысл этого хадиса состоит в том, что следует поститься и разговляться вместе с джама’атом (общиной) и большинством людейСм. «аль-Джами’» 3/311.

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Человек не должен начинать поститься или заканчивать пост в одиночку, даже если он увидел луну. Он должен поститься и заканчивать пост вместе с людьми, как на это указывает хадис пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа)См. “Маджму’уль-фатауа” 25/114.

Ибн аль-Къайим сказал: “В этом хадисе содержится опровержение для людей, говорящих, что тому, кто знает положение луны благодаря астрономическим вычислениям, дозволено поститься и разговляться, даже если другие не знают. Также сказано, что если отдельный человек увидел луну, но судья не принял его свидетельство, он не должен поститься одинСм. “Тахзибу-Ссунан” 3/214.

Имам ас-Сан’ани сказал: “В этом хадисе содержится доказательство, что пребывание в согласии с людьми – принято в установлении праздника (‘ид), и что отдельный человек, который полагает, что наступил день праздника из-за обнаружения луны, обязан быть в согласии с людьми. Единство людей в отношении праздничной молитвы, завершения поста и жертвоприношения – является обязательным для отдельного человека См. “Субулю-Ссалям” 2/72.

Это мнение подтверждается и поступками сподвижников. Масрукъ рассказывал: “Я пришел к ‘Аише в день ‘Арафа, и она сказала: “Дайте Масрукъу каши, и сделайте ее послаще”. Масрукъ сказал: “Ничто не удержало бы меня в этот день от поста, если бы я не опасался, что сегодня день Жертвоприношения”. На это ‘Айша сказала: «День Жертвоприношения тогда, когда все люди приносят жертву, и день разговения тогда, когда все люди разговляются!»” аль-Бейhакъи. Иснад хороший. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 1/442.

На основании этих аргументов становится ясным ошибочность поступков тех, кто, проживая в Ислямских странах постится не со своей страной. Т.е. если скажем, в Саудовской Аравии была установлена фиксация начала Рамадана, а скажем в Египте или другой Ислямской стране мусульмане не видели луны, то жителю этой страны не следует поститься с Саудовской Аравией, поскольку такой поступок будет противоречием велению пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа), сказавшего: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все».

 

Можно ли опираться на астрономическое вычисление начала и конца Рамадана

 

Вначале уже было сказано, что наступление и окончание месяца Рамадан в шариате установлено только двумя способами:

1. Зрительной фиксацией луны.

2. И в случае облачности отсчитать 30 дней ша’бана, после чего поститься первый день Рамадана.

Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) ясно и недвусмысленно сказал: «Поститесь увидев полумесяц, и разговляйтесь увидев полумесяц, а если вам не видно его, то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями» аль-Бухари 1909, Муслим 1081.

Но множество мусульман в наши дни не обращают внимания на эти слова посланника АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа), и сообщают людям за год вперед начало и конец поста, опираясь на какие-то астрономические вычисления, в то время, когда пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) повелевал поститься и разговляться, завидев новую луну!

Ни сподвижники пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа), ни праведные предшественники (саляфы) не делали ничего подобного. И такой метод вычисление начала и конца Рамадана является нововведением, которое противоречит единогласному мнению имамов уммы, которые сказали, что наступление и конец поста Рамадана должен определяться только зрительной фиксацией. См. “Бидаятуль-муджтаhид” 1/423, “Хашияту Ибн ‘Абидин” 2/393, “Фатхуль-Бари” 4/159.

Многие ученые передали единогласное (иджма’) мнение уммы относительно недозволенности опираться на астрономические вычисления начало и конца поста Рамадана.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Передал Ибн аль-Мунзир о единогласном мнении, что нельзя опираться на астрономические вычисления в установлении поста!См. “Фатхуль-Бари” 4/147.

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Нет сомнений в том, что Сунна и единогласное мнение сподвижников указывает на то, что нельзя опираться на астрономические вычисления! А тот, кто опирается на это в утверждении начала месяца, тот заблудший в шариате, приверженец нововведений в религии и ошибающийся в разуме и своем вычислении!См. “Маджму’уль-фатауа” 25/207.

Однако некоторые ученые передали, что этому иджма’у противоречил известный таби’ин Мутарриф ибн ‘АбдуЛЛАh аш-Шахир, который якобы дозволял опираться на астрономические вычисления в установлении поста.

Однако Хафиз Ибн ‘Абдуль-БАРР сказал: “То, что передается от Мутаррифа ибн ‘АбдуЛЛАhа, не является достоверным! Но даже если это и было бы достоверным от него, то нельзя этому следовать, по причине ошибочности этого мнения!См. “ат-Тамхид” 14/352.

То же самое передал и шейхуль-Ислям Ибн Таймия: “Даже если это достоверно от него, то является ошибкой ученогоСм. “Маджму’уль-фатауа” 25/182.

Также Ибн Рушд в своей книге «Бидаятуль-муджтаhид» 2/557 упоминал, что подобный метод вычисления Рамадана дозволял и имам аш-Шафи’и. Однако это также не достоверно, поскольку в трудах имама аш-Шафи’и нет никаких указаний на это, и известные шафи’итские ученые передавали от него мнение соответствующее иджма'у. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Это ложь, возводимая на имама аш-Шафи’и у которой нет основы, более того от аш-Шафи’и передается противоположное этому!См. “Маджму’уль-фатауа” 25/183.

Тоже самое говорили Хафиз Ибн ‘Абдуль-БАРР, къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби и Хафиз Ибн Хаджар. См. “ат-Тамхид” 14/354, “Ахкамуль-Къур`ан” 1/82, “Фатхуль-Бари” 4/146.

Таким образом, нам становится ясно истинность единогласного мнения в этом вопросе, а то, что противоречит этому, не имеет никакой основы.

Но даже если и подтвердилось бы, что кто-то из имамов дозволял астрономическое вычисление начала и конца Рамадана, то это не указывало бы на дозволенность подобного поступка. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Шариатское доказательство – это Къур`ан, Сунна и единогласное мнение (иджма’)! А что касается обычаев некоторых городов, или даже большинства, или же слов большинства ученых или просто поклоняющихся и т.п. то ничего из этого не может противопоставляться словам посланника АЛЛАhа!См. “аль-Икътида” 1/270.

Имам Ибн Къудама говорил: “Если кто-то станет опираться в начале поста на слова астрономов и даже если их слова совпадут с правильным, то его пост недействителен, даже если те астрономы часто бывают правыми (в вычислении Рамадана)! Дело в том, что такой метод вычисления поста не является шариатским доводом, на который дозволено опираться, и наличие такого способа все равно, что его нет. А пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц», а в другом хадисе сказал: «Не поститесь, пока вы не увидите луну и не разговляйтесь, пока вы не увидите луну!»См. “аль-Мугъни” 3/9.

Имам аль-Хараши сказал: “Пост не утверждается на основании слов астронома. Шариат утвердил пост только на основании видения луны, или свидетельстве тех, кто ее видел или по завершению месяца ша’бан. И шариат не сообщил о том, что свыше этого. Поэтому если астроном скажет, что месяц закончился или начался, то на его слова и его вычисления нельзя опираться, независимо от того доверяет ли ему сердце или нет! См. “Шарх мухтасар Халиль” 2/237.

Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) указал на метод вычисления наступления и завершения поста, а это зрительная фиксация, которой могут воспользоваться все без исключения. И он не постановил такого астрономического установления для установления поста, поскольку этим знанием располагают лишь единицы.

Следует также отметить, что речь идет именно об астрономическом вычислении наступлении и завершения поста, а не использовании каких-либо приборов для обнаружения луны.

 

Что делать, если мусульманин проживает в стране неверных, в которой начало и конец поста

определяют согласно астрономическим вычислениям

 

Выше мы рассматривали, что мусульманин обязан начинать и заканчивать пост со всеми или же большинством жителей своей страны, о чем сказано в хадисе: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все, и совершайте жертвоприношение тогда, когда совершают его все»[7] ат-Тирмизи 697, Ибн Маджаh 1660. И также мы рассмотрели вопрос, что наступление и завершение поста не дозволено устанавливать на основании астрономических вычислений, основанием чему служат ясные веления пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа): «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц», «Не поститесь, пока вы не увидите луну и не разговляйтесь, пока вы не увидите луну!»

Однако возникает вопрос: Что делать, если например, мусульманин проживает не в Ислямской стране и в ней не опираются на зрительную фиксацию луны? Поститься с большинством, которые постятся в подобных странах на основании календарей, составленных в соответствии с астрономическими вычислениями, или же опираться на Ислямскую страну, которая постится на основании зрительной фиксации?

Задали вопрос на сайте шейха аль-Мунаджида: «Я проживаю в Голландии и люди стали разногласить в наступлении первого дня Рамадана. Среди них были те, кто начал поститься вместе с Египтом и те, кто ждал объявление канала аль-Джазира. Что является правильным в этом?» Ответ: “Во-первых, наступление поста не устанавливается кроме как зрительной фиксацией месяца, как говорил пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа): «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц» аль-Бухари 1909, Муслим 1081.

И нет смысла обращаться к астрономическим вычислениям.

Во-вторых, если у мусульман, проживающих не в Ислямских странах, если некая шариатская организация, к которой они обращаются и которая опирается на шариатский способ в вычислении наступления и завершения поста, то ученые Постоянного комитета дали фатуа, что подобная организация имеет для них статус шариатского правительства и им следует следовать за ними в вопросе начала и конца Рамадана. Однако если у них нет подобной организации, то нет на них греха, если они последуют стране, которой доверяют, которая устанавливает Рамадан на основании шариата, а не астрономических вычислений”.

Они также отвечали: “Если мусульманин проживает в стране неверных, или же в стране, которая играет с вопросом наступления и завершения поста в соответствии со своими страстями, то нет проблем, если он последует стране, которая руководствуется установлениями шариата!

Их также спросили: "Мы проживаем в Германии, и проблема в том, что имам одной мечети говорит: «Мы скоро начнем пост вместе с Саудовской Аравией», а в другой мечети говорят: «Мы будет поститься вместе с Ислямской организацией в Европе» Что вы скажите об этом?"

Ответ: “Если эта Ислямская организация Европы опирается на зрительную фиксацию наступления Рамадана, то правильнее и предпочтительнее следовать за ней в наступлении и завершении поста!См. подробней вопросы "Суаль уа джауаб" № 1602, 1248, 1226, 12600, 50522.

Спросили шейха Ибн База относительно того, кто проживает в Испании, но начинает и заканчивает пост вместе с Меккой и Мединой. Он ответил: “Что касается вашего поста и разговления в Рамадан вместе с нами по причине того, что вы проживаете в Испании, то нет в этом никаких проблем. Пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его, то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями». Это общее обращение ко всей общине, и два города как Мекка и Медина больше заслуживают следованию им, чем другие страны, пусть АЛЛАh прибавит им усердие и прямой путь. Причина этому то, что вы находитесь в стране, в которой не живут по Исляму!См. “Фатауа Ибн Баз” 15/105.

Подводя итог, следует отметить, что если мусульмане проживают в стране, в которой скажем Духовное управление опирается на астрономические вычисления и за месяц вперед сообщают о наступлении поста, то не следует следовать им в этом. Выше были приведены слова имама Ибн Къудамы: “Если кто-то станет опираться в начале поста на слова астрономов и даже если их слова совпадут с правильным, то его пост не действительный, даже если те астрономы часто бывают правыми (в вычислении Рамадана)!

Причина этого поступка с их стороны зачастую связана с соглашением этого вопроса с правительством, поскольку нужно объявить выходной и т.д. это, конечно же, относится к игре с установлениями шариата. В подобной ситуации мусульманин должен следовать Ислямской стране, которая вычисляет наступление поста на основании зрительной фиксации.

Но если то самое духовное управление опирается в наступлении поста на зрительную фиксацию и ей в этом вопросе следует большинство мусульман этой страны, то следует поститься вместе с ними. Также если они опираются в начале поста на какую-либо Ислямскую страну, скажем на Египет, то следует начинать пост с ними, а не опираться, скажем, на Саудовскую Аравию, чтобы следовать велению пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа): «Поститесь тогда, когда постятся все».

Так можно объединить существующие мнения по данному вопросу.

Тут необходимо указать на мнение шейха аль-Альбани, который считал, что в Ислямских странах пост следует держать в соответствии с ее жителями, даже если эта страна опирается в установлении поста на астрономические вычисления. Он считал, что в этом сплоченность уммы, и приводил в пример, что бывают случаи, как отец и сын, сидя в одном доме держат пост по-разному, так как сын поститься по Саудии, а отец по своей стране. Он также говорил, что изначально пост должны соблюдать мусульмане всего мира на основании одной зрительной фиксации, в чем заключается единство и веление пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа), обращенное ко всем: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц», однако этого не происходит. И по этой причине следует выбирать из двух зол наименьшее, а это поститься со своей страной, даже если она опирается на астрономическое вычисление. Об этом шейх не раз говорил в «Сильсилятуль-hуда уа-ннур» № 403, 698.

Но мы[8] не знаем можно ли распространить его мнение и на страны неверных, в которых проживают мусульмане.

Мы упомянули это мнение уважаемого шейха справедливости ради, но мы следуем в этом вопросе мнению Ляджны, тем более высказывания имамов относительно того, что просто-напросто, пост, основанный на астрономическом вычислении недействителен сам по себе, даже если это было верным вычислением, весьма пугает. Да и потом, в вопросе: обязаны ли поститься все страны на основании видения луны в одной стране или же постится только та страна, в которой заметили луну, есть приемлемое разногласие и сильное как с одной, так и с другой стороны, чего не скажешь о вопросе установления поста в соответствии с астрономическими вычислениями.

 

 

Условия и столпы поста

 

1. Исповедание Исляма

Исповедание Исляма – это важнейшее условие, которое лежит в основе принятия всех деяний. Всевышний АЛЛАh сказал: «Деяния того, кто откажется уверовать, окажутся тщетными, а в Последней жизни он будет среди потерпевших урон» (аль-Маида 5: 5).

Великий и Всемогущий АЛЛАh также сказал: «Тебе (о, Мухаммад) и твоим предшественникам было внушено: “Если придашь ты сотоварищей (АЛЛАhу), то тщетными станут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток”» (аз-Зумар 39: 65).

 

2. Воздержание

Воздержание от всего, что нарушает пост в виде приема пищи, жидкости, совокупления, является условием поста. См. “Тухфатуль-фукъаhа” 1/537.

 

3. Время

Речь идет о соблюдении поста от рассвета до заката солнца. Всевышний АЛЛАh сказал: «...а затем поститесь до ночи» (аль-Бакъара 2: 187).

 

4. Намерение

От ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им АЛЛАh) сообщается, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести» аль-Бухари 1, Муслим 1907.

Этот великий хадис указывает на то, что любое деяние, которое совершается не ради АЛЛАhа, является не состоятельным, и что совершающий деяние не искренне, не приобретет ничего благого ни в мире этом, ни в мире ином.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа): «Поистине, дела оцениваются только по намерениям» указывают на все виды деяний, и нет в этом исключений ни для одного дела, будь оно обязательным или добровольным См. “аль-Аусат” 1/371.

 

5. Наличие способности поститься

Речь идет о наличие здоровья для соблюдения поста, а также очищение от месячных и послеродового кровотечения. См. “Хашия ад-Дусукъи” 1/509.

О намерении для поста

 

Мусульманин при соблюдении поста должен иметь намерение подчиниться велению АЛЛАhа Всемогущего и приблизиться к Нему. И пост тех, кто постится только из-за того, что он хорошо влияет на здоровье, или постится из-за того, что все начали поститься, или для того, чтобы его похвалили люди, является недействительным. Мало того, что их пост не примется, те, кто постился из-за показухи будут за это еще наказаны. Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Тот, кто постился, проявляя показуху, совершил многобожие» Ахмад 4/126 Хадис хороший.

Также от Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им АЛЛАh) сообщается, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поистине, АЛЛАh из деяний принимает только те, которые совершаются искренне, в стремлении приблизиться к Его лику!»[9] ан-Насаи 3140.

 

Когда следует утверждать намерение для поста

 

Для того чтобы пост был правильным, необходимо до наступления рассвета, каждую ночь Рамадана, укреплять в своей душе намерение поститься, и это самое сильное мнение, поскольку опирается на достоверные хадисы. От Хафсы (да будет доволен ею АЛЛАh), жены пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа), сообщается, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Нет поста у того, кто не утвердил до рассвета в своей душе намерение поститься»[10] Абу Давуд, Ибн Маджаh, ат-Тирмизи, ан-Насаи.

Тоже самое говорили ‘Аиша и Ибн ‘Умар. Малик 1/288, ад-Даракъутни 2/172. Оба иснада являются достоверными.

Имам аль-Багъауи сказал: “Этот хадис указывает на то, о чем говорят большинство ученых (утвердить намерение поста до рассвета), поскольку каждодневный пост является отдельным поклонением, требующим своего намеренияСм. “Шарху-Ссунна” 3/476. См. также “Раддуль-мухтар” 2/87, и “Шархуль-кабир” 1/521.

Имам Ибн Хузайма сказал: “Обязательно утверждать намерение на пост ночью, за исключением добровольного постаСм. “Сахих Ибн Хузайма” 3/198.

Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “Обязательным является утверждать намерение на каждый деньСм. “Раудату-надийя” 1/539.

 

О посте того, кто не утвердил намерение до наступления рассвета по причине

 

Если человек проспал, не знал или забыл утвердить намерение до рассвета, то его пост действителен, поскольку пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поистине, АЛЛАh простит моей общины ради меня то, что они сделают по ошибке и забывчивости, а также то, к чему их будут принуждать»[11] Ибн Маджаh 2045, аль-Бейhакъи 7/356, ат-Тахауи 2/56.

 

Как следует утверждать намерение

 

Намерение это деятельность сердца, и оно может быть изъявлено в любой момент ночи, даже если это произошло непосредственно перед утром. Имам ан-Науауи сказал: “Пост недействителен, кроме как с намерением, а место намерения – сердце!См. “Раудату-тталибин” 2/350.

Что же касается произнесения намерения вслух, как это делают многие люди, то это является нововведением, ибо подобного не совершал ни пророк, ни его сподвижники, ни кто-либо из имамов. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Произнесение намерения вслух – это нововведение (бид’а), и любой, кто знает, что завтра будет один из дней Рамадана и желает поститься, обязан утвердить намерениеСм. “Маджму’уль-фатауа” 25/215.

 

 

О том, что нарушает пост

 

1. Намеренное принятие пищи

Всевышний АЛЛАh сказал: «Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую нить рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (аль-Бакъара 2: 187).

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Нет никаких разногласий в том, что намеренное принятие еды и питья нарушают постСм. “Задуль-ма’ад” 2/60.

Поевший намеренно в светлое время дня в Рамадане, совершил великий грех, за который ему необходимо принести великое покаяние.

Большинство ученых (джумхур) также сказали, что если человек сознательно проглотил еду, застрявшую между зубов, то его пост становится недействительным. Имам Ибн Къудама сказал: “Положение того, у кого между зубов осталась еда, делится на два вида: Если проглочен очень маленький кусочек еды и не возможно было его выплюнуть, то пост не нарушается, ибо это подобно слюне. Ибн аль-Мунзир говорил, что ученые в этом единогласны. Второй вид – это когда между зубов остался большой кусочек еды, который можно выплюнуть. И если он проглотит это кусок сознательно, то его пост нарушен, по мнению большинства ученых, поскольку это равнозначно едеСм. “аль-Мугъни” 3/260.

К этому также относятся и питательные уколы.

Курение также нарушает пост, более того является нарушением поста с помощью запретного. См. “Фатауа ислямия” 2/183.

 

2. Совокупление в светлое время дня Рамадана

В хадисе сказано: «Поистине, половой акт нарушает пост» См. «Сахих Ибн Хузайма» 3/242.

Тот кто, намеренно, совершил половой акт в Рамадане во время поста так, что сошлись два половых органа, и ввел головку в половой орган или анальное отверстие (что является запретным не только в Рамадан), нарушил свой пост. И нет разницы, было семяизвержение или не было. Такой человек должен покаяться, продолжить пост в этот день, затем восполнить этот день и совершить тяжкое искупление. Относительного того, что совокупление в светлое время Рамадана нарушает пост, нет никаких разногласий среди ученых. См. “ад-Дараруль-мудыя” 2/22.

Запрет на совокупление снимается после захода солнца. Всевышний АЛЛАh сказал: «Дозволено вам в ночь поста близость с вашими женами. Ведь ваши жены одеяние для вас, а вы одеяние для них» (аль-Бакъара 2: 187).

 

3. Намеренный вызов рвоты

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им АЛЛАh), что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить»[12] Ахмад 2/498, Абу Дауд 2380.

Если человек вызвал рвоту намерено, то он совершил грех, за который следует также и каяться.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что вызвавший рвоту намерено, нарушил свой постСм. «аль-Иджма’» 47.

 

4. Менструация и послеродовое кровотечение

Если во время поста у женщины появилась менструация или началось послеродовое кровотечение, то она обязана прервать пост, и относительно того, что в подобном состоянии запрещено поститься и, что пост не действительный, нет среди ученых разногласий. См. “Сахих фикъhу-Сунна” 2/105.

Если же женщина предполагает, что ее месячные наступят завтра, ей следует все еще сохранять свое намерение и продолжать пост. Она не должна прерывать пост, пока месячные не начнутся.

Можно ли принимать таблетки препятствующие начинанию месячных?

Когда Ибн ‘Умара спросили относительно женщины, которая хочет принять лекарство, прекращающее месячные, он ответил, что не видит в этом ничего страшного. ‘Абдур-РАЗЗАКЪъ 1219. Также ответил и Ибн Аби Наджих. ‘Абдур-РАЗЗАКЪ 1220.

Однако если подобные таблетки причиняют вред здоровью, то нельзя их принимать! И зачастую после подобных препаратов у женщин сбивается цикл месячных.

 

5. Намерение прервать пост

Тот, кто имеет намерение прервать пост, то его пост становится недействительным, независимо от того ел он или нет, поскольку «деяния оцениваются по намерениям» См. “аль-Мухалля” 6/175, “аль-Мугъни” 3/25, «аль-Маджму’» 6/314.

Однако в этом вопросе нет единогласного мнения ученых. Другие же ученые сказали, что если человек намеревался прервать пост в течение дня по уважительной причине, например, он решил отправиться в путь, но затем передумал, то его пост все же действителен. Он подобен человеку, который вознамерился сказать что-то во время молитвы, но не сделал этого.

Однако во избежание ошибки и для выхода из разногласий, следует восполнить пост позже, ведь намерение, как говорил шейх ‘Абдур-РАХМАН ас-Са’ди, является основой любого поклонения, которое в случае нарушения, нарушает и поклонение!

 

6. Вероотступничество

Среди ученых нет разногласий в том, что вероотступничество нарушает пост, также как и все остальные дела. См. “аль-Мугъни” 3/25.

Всевышний АЛЛАh сказал: «Тебе (Мухаммад) и твоим предшественникам уже было внушено: “Если ты приобщишь сотоварищей (АЛЛАhу), то тщетными станут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток”» (аз-Зумар 39: 65).

 

О том, что не нарушает пост

 

1. Еда, питье и половой акт по забывчивости

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им АЛЛАh), что пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Пост того, кто по забывчивости поест или попьет, не нарушен, ибо поистине, это АЛЛАh накормил и напоил его» аль-Бухари 1933, Муслим 2/171.

Большинство ученых опирались на этот хадис, и только имам Малик считал, что это предписание относится лишь к добровольному посту. Однако его мнение неприемлемо, поскольку в другом хадисе ясно и четко сказано, что речь идет о посте Рамадан. Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Если человек по забывчивости поел в день поста месяца Рамадан, то он не должен ни возмещать этот день, ни совершать искупительные действия»[13]аль-Хаким 1/420, ад-Даракъутни 2/178.

Если же кто-либо увидел того, кто ест или пьет по забывчивости, он обязан его остановить и напомнить ему о том, что он поститься, поскольку пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это» Муслим 1/78.

Хасан аль-Басри и Муджаhид сказали: “Тот, кто совершил половой акт по забывчивости, не должен ничего возмещатьСм. “Сахих аль-Бухари” 1/452.

 

2. Глотание слюней и мокроты

Относительно дозволенности глотания слюны во время поста среди ученых нет разногласий. ‘Ата говорил: “Глотание слюни не нарушает пост” См. “Сахих аль-Бухари” 1/451.

Даже если человек сознательно накопил слюни, чтобы их разом проглотить, то согласно наиболее правильно мнению его пост также не нарушен. См. “аль-Мугъни” 3/106. Однако лучше так не поступать.

Что же касается глотания мокроты или чего-либо из носоглотки, то относительно дозволенности глотания этого, мнения ученых разошлись. Имамы Ахмад и аш-Шафи’и считали, что глотание мокроты не нарушают пост. См. “Раддуль-махтар” 2/101, “аль-Мугъни” 2/43.

Мнение о том, что глотание мокроты нарушает пост, является затруднительным для мусульман, а цель шариата состоит в облегчении положения мусульман, а не затруднении, тем более учитывая то, что на счет этого нет никаких запретов ни в Къур`ане, ни в Сунне и нет в этом вопросе единогласного мнения ученых (иджма’). См. “Сахих фикъhу-Ссунна” 2/117.

Также этому мнению отдал предпочтение и шейх аль-Альбани, и на вопрос: “Нарушает ли глотание мокроты пост?”, ответил: “Нет, это пост не нарушаетСл. “Сильсиляту hуда уа-ннур” № 52.

Однако если человек извлек мокроту из носа или горла в рот, то не следует ее глотать, а следует выплюнуть. См. “Раудату-тталибин” 2/360.

 

3. Объятия и поцелуи

Дозволено во время поста, как мужу, так и жене целовать, обнимать и ласкать друг друга. ‘Аиша рассказывала: «Во время поста пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) не редко обнимал и целовал своих жен, однако он владел собой лучше, чем любой из вас» аль-Бухари 1927, Муслим 1/65.

Также сообщается, что Масрукъ, племянник ‘Аиши, спросил у нее: “Что дозволено мужу и жене во время поста?” Она ответила: “Все, кроме полового акта”[14] ‘Абдур-РАЗЗАКЪ 4/190.

Эти хадисы указывают на то, что постящийся может обнимать и ласкать своих жен, если он уверен, что это не закончится половым актом. Если же человек слаб и знает, что не сможет себя сдержать, тогда ему следует воздержаться от этого. В шариате есть важное правило: «То, что приводит к запретному – также является запретным».

Если во время поцелуев у человека произошло выделение прозрачной жидкости (смазка), то его пост не нарушен. Доказательством этого является то, что отсутствуют доказательство того, что эти выделения нарушают пост. Пост является обрядом поклонения, а утверждать, что тот или иной обряд поклонения становится недействительным, можно только при наличии достоверных текстов Къур`ана и Сунны. См. «Шархуль-Мумти’» 6/397.

 

4. Нарушает ли осознанное семяизвержение без полового акта пост?

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Ученые разошлись во мнении относительно человека, у которого при ласках или целовании жены произошло семяизвержение или выделение прозрачной жидкости (смазка). Куфийцы и имам аш-Шафи’и говорили: “Следует этот день возместить тому, у кого произошло семяизвержение по причине действий, а не взора, и не следует возмещать тому, у кого было выделение просто смазки”. Имам Малик и Исхакъ говорили: “При намеренном семяизвержении, каким бы путем это не произошло нужно восполнить этот день и совершить искупление, а при выделении прозрачной жидкости следует только возместить этот день”. Они сравнивали семяизвержение с половым актом. Малик считал, что тот, кто ласкал или целовал жену, в результате чего у него произошла эрекция, обязан возместить этот день, даже если у него не было семяизвержения и выделения прозрачной жидкости. Ибн Къудама сказал: “Тот, у кого произошло по причине поцелуев семяизвержение, нарушил свой пост, и мы в этом не знаем разногласий”. Однако в этом вопросе есть разногласие, поскольку Ибн Хазм считал, что семяизвержение без полового акта не нарушает пост, и он придерживался этого мнения, считая его сильнымСм. “Фатхуль-Бари” 4/151-152.

Имам Ибн Хазм говорил: “Нет указания на нарушение поста в случае семяизвержения без полового акта, ни в Къур`ане, ни в Сунне, и нет на это единогласного мнения (иджма’), и нет ни одного достоверного сообщения от сподвижниковСм. “аль-Мухалля” 6/203-205.

Этого мнения придерживался не только имам Ибн Хазм, но и имам Ибн Хузайма, который назвал в своем «Сахихе» главу следующим образом: “Глава о том, что постящемуся разрешено наслаждаться без полового актаСм. “Сахих Ибн Хузайма” 3/242.

Также ханафит имам аль-Маргъинани в “аль-Хидая” писал: “Семяизвержение без полового акта не нарушает постСм. “Булюгъуль-маний фи хукмиль-истимна” 54, имама аш-Шаукани.

Также имам ас-Сан’ани, упомянув разногласия и мнения имамов по этому поводу, сказал: “Однако не совершает ни искупления, ни возмещения никто, кроме того, кто вступил в половой акт, поскольку ильхакъ – это не половой актСм. “Субулю-Ссалям” 2/226.

За ними в этом вопросе последовал и имам аш-Шаукани, сказавший: “Постановления о нарушении поста связаны лишь с половым актом и все См. “Найлюль-аутар” 4/526.

Однажды у Джабира ибн Зайда спросили о человеке, который во время Рамадана смотрел со страстью на свою жену, в результате чего у него произошло семяизвержение: “Нарушает ли это его пост?!” Он ответил: “Нет, и пусть доведет свой пост до концаИбн Абу Шейба 1/170, иснад достоверный.

Также и шейх аль-Альбани считал, что семяизвержение без полового акта не нарушает пост!

Однако большинство ученых считали, что такой пост нарушен и что этот день необходимо впоследствии возместить. При этом они опирались на Священный хадис, в котором сообщается, что Всевышний АЛЛАh сказал: «Пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от удовлетворения своих страстей и от своей пищи ради Меня!» Муслим 1151.

А в другой версии этого хадиса сказано: «Поскольку он оставляет еду ради Меня, питье ради Меня, наслаждения ради Меня и жену ради Меня!» Ибн Хузайма 1151. Иснад достоверный.

 

5. Отсутствие полного омовения (гъусль)

«Сообщается со слов жен пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа), ‘Аиши и Умм Салямы (да будет доволен ими АЛЛАh), что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) встречал рассвет, будучи в состоянии осквернения после ночи, проведенной с женой, затем он купался и начинал поститься» аль-Бухари 1925, Муслим 2/80.

Также сообщается, что однажды Умм Саляму спросили о том, должен ли мужчина поститься, если он встретил рассвет, будучи в состоянии полового осквернения. Она сказала: “Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) встречал рассвет в состоянии осквернения после ночи, проведенной с женой, а не по причине поллюции. Затем он постился и не возмещал этот пост” Муслим 2/80.

Эти хадисы указывают на то, что отсутствие большого омовения (гъусль) не делает пост человека недействительным, даже если он искупается после рассвета.

Что же касается мнения Абу Хурайры, который говорил: “Пусть тот, кто застал утро в состоянии полового осквернения уже не поститься” Муслим 1109, то оно ошибочное, поскольку, когда ‘Аиша и Умм Саляма узнавшие о словах Абу Хурайры сообщили ему о том, что посланник АЛЛАhа встречал утро без полного омовения и постился. После этого Абу Хурайра отказался от своего мнения, и сказал: “Они лучше меня знают о пророке (мир ему и благословение АЛЛАhа)” Муслим 1109.

 

6. Использование зубочистки

На дозволенность использовать зубочистку во время поста указывают несколько сообщений от пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа) и его сподвижников. Передают, что ‘Амир ибн Раби’а сказал: “Я видел посланника АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) несчетное количество раз, чистящим зубы сиуаком (зубочисткой) в то время, когда он постился” ат-Тирмизи 725, Абу Дауд 2364, Ибн Хузайма 2007.

Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и Ибн Хузайма называли этот хадис хорошим, но Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани называли его слабым. Однако этот хадис подкрепляется другим сообщением от Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) пользовался сиуаком, будучи постящимся” Ахмад ибн Мани’. Иснад достоверный. См. “аль-Маталибуль-‘алия” 1089.

Также это подтверждается словами Му’аза ибн Джабаля, который лучше всех в этой общине знал вопросы халяля и харама, как говорил это о нем пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа). ‘Абдур-РАХМАН ибн Гъуним рассказывал: “Я спросил Му’аза: “Можно мне чистить зубы во время поста?” Он ответил: “Да”[15] ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/133.

Однако если сиууак имеет вкус, как например зеленый сиууак, или сиууак со вкусом лимона или мяты, то нельзя глотать слюни, а лучше всего не использовать такой сиууак во время поста.

Если при использовании зубочистки начала выделяться кровь из десны, то ее нельзя глотать и следует выплюнуть. Но если все-таки некоторая часть крови случайно проникла в горло, то в этом нет ничего страшного. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/254.

Что же касается использования зубной пасты в дневное время, то ученые высказывали различные мнения по этому поводу, однако для того, чтобы избежать ошибки и выйти из разногласия лучше этого не делать. Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Лучше не использовать зубную пасту в дневное время и отложить это на вечер, поскольку она имеет сильный привкус”. См. “Маджалису шаhри Рамадан” 72.

 

7. Непреднамеренная рвота

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им АЛЛАh), что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить»[16] Ахмад 2/498, Абу Дауд 2380.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил, что если человек чувствует, что сейчас вырвет, но затем это утихает, то это не нарушает его пост, потому что это вне его контроля. Но если рвота попадает в рот и он проглатывает это обратно, то это нарушает его пост. Если человек чувствует слабость в животе, он не должен подавлять сдерживать рвоту, поскольку это может причинить вред его здоровью. См. “Маджалису шаhри Рамадан” 67.

 

8. Кровопускание или потеря крови

Относительно дозволенности совершения кровопускания во время поста, среди ученых существует разногласия. Группа ученых, которая считала, что кровопускание нарушает пост, ссылалась на хадис пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа), который сказал: «Тот, кто совершает кровопускание и тот, кому его совершают, прерывают свой пост» Ахмад 4/123, Абу Дауд 2369. Хадис достоверный.

Другие же ученые считали, что кровопускание не нарушает поста, и при этом они опирались на хадис Ибн ‘Аббас (да будет доволен им АЛЛАh), который рассказывал: “Пророку (мир ему и благословение АЛЛАhа) совершали кровопускание, когда он постился” аль-Бухари 1939.

На основании этого многие ученые считали, что хадис о том, что кровопускание нарушает пост, отменен. Среди этих ученых имам аш-Шафи’и, аль-Бейhакъи, Ибн ‘Абдуль-БАРР, ан-Науауи, аль-Альбани и другие.

Ясность в данное разногласие вносит следующий хадис Сабита аль-Бунани, который спросил Анаса: “Считалось ли кровопускание порицаемым при жизни посланника АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа)?” На что Анас ответил: “Нет, если только оно не ослабляло человекааль-Бухари 1940.

Также Анас рассказывал: “Сначала совершать кровопускание постящемуся считалось нежелательным, и однажды, когда пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) проходил мимо Джа‘фара ибн Абу Талиба, которому совершали кровопускание во время поста, то сказал: «Эти двое нарушили свой пост». Однако затем пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) разрешил совершать кровопускание постящемуся”, и поэтому Анас совершал кровопускание во время поста.[17] ад-Даракъутни 2/182.

Также, когда Абу Са’ида аль-Худри спросили: “Можно ли постящемуся совершать кровопускание?” Он ответил: “Да, нет в этом никаких проблем”[18] Ибн Хузайма 3/235.

Исходя из всего сказанного, и объединив все мнения можно сделать следующий вывод: Кровопускание во время поста не запрещено категорически, и оно не делает пост недействительным. Однако, если кровопускание может ослабить постящегося, то совершать его нежелательно, а если оно может вынудить постящегося прервать пост из-за ослабления организма, то это запретно. Об этом сказал имам аш-Шаукани. См. “Найлюль-Аутар” 4/515.

То же самое относится и к сдаче крови, если в этом есть необходимость и это не приведет к ослаблению организма, то тогда это дозволено. В противном случае нет. См. “Сахих фикъhу-Ссунна” 2/114.

 

9. Опробование пищи при необходимости

В случае необходимости постящемуся дозволяется попробовать пищу на язык или даже ее разжевать. Примерами таких случаев могут быть разжевывание пищи матерью для младенца, когда она не имеет других путей накормить его, опробование пищи при приготовлении, чтобы убедиться, что она в порядке, или проба пищи при покупке. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им АЛЛАh) говорил: “Нет ничего плохого в том, что человек попробует на вкус уксус или то, что он хочет купить” Ибн Абу Шейба 2/161. Иснад достоверный.

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: “Опробование пищи постящимся без нужды порицается, но не нарушает пост. Это как полоскание рта водой См. “Маджму’уль-фатауа” 25/266.

Однако глотать пищу попробованную на язык нельзя.

 

10. Полоскание рта и купание

‘Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал: “Однажды я, будучи постящимся, поцеловал свою жену. После этого я пришел к пророку (мир ему и благословение АЛЛАhа) и сказал: “Я сделал страшное дело, я поцеловал свою жену, будучи постящимся!” Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Что ты скажешь на то, если бы ты прополоскал свой рот водой, будучи постящимся?» Я сказал: “Нет ничего страшного в этом”. Тогда пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «За что же ты тогда переживаешь?»[19] Ахмад 1/21, Абу Дауд 2385, ад-Дарими 1723.

Также, от одного сподвижника пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа) сообщается, что он видел, как “посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) поливал себе голову водой, спасаясь от жары”[20] Малик в “аль-Мууатта” 1/294, Абу Дауд 2365, Ахмад 4/63.

Эти хадисы указывают на то, что во время поста не запрещается, чтобы постящийся полоскал свой рот или купался в дневное время, чтобы ослабить воздействие жары. Полоскать рот во время поста, дозволено без разногласий, будь это во время омовения или нет. См. “Шархуль-Кабир” 3/44.

Однако не следует втягивать носом воду, при омовении, чтобы она не попала в горло. Лякъит ибн Сабира рассказывал: “Однажды я спросил пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа): ”О, посланник АЛЛАhа, расскажи мне об омовении”. Он сказал: «Совершай омовение должным образом, промывай места между пальцами и тщательно промывай нос, если только ты не постишься»[21]аш-Шафи’и 1/30, Ахмад 4/33, Абу Дауд 142.

 

Также пост не нарушают:

 

11. Использование сурьмы

‘Аиша рассказывала, что “посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) пользовался сурьмой, во время постаИбн Маджаh 1678.

Среди ученых было разногласие относительно достоверности этого хадиса. Но шейх аль-Альбани считал его достоверным. А некоторые имамы говорили, что нет ни одного достоверного хадиса в которым бы сообщалось, что посланник АЛЛАhа пользовался сурьмой во время поста.

Но, тем не менее, смысл этого хадиса правильный, что сурьма не нарушает пост. Более того имам ат-Табарани 2/132 приводит от Бариры, а аль-Бейhакъи от Ибн ‘Аббаса, что они пользовались сурьмой во время поста. И Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этих сообщений хорошим. См. “Тальхисуль-хабир” 2/366.

 

12. Не питательные уколы

Инъекции, используемые для лечения, как пенициллин и инсулин, или тонизирующее средство или прививка, не нарушают пост, вне зависимости являются ли они внутримышечными или внутривенными. См. “Фатауа Мухаммад ибн Ибраhим” 4/189.

 

13. Лечение и пломбирование зубов

Лекарства, как средства полоскания, не нарушают пост, при условии, что они не проглатываются. Если человек пломбировал зубы и чувствует привкус в горле, это не нарушает пост, о чем сказал шейх Ибн Баз.

 

14. Глазные и ушные капли

Согласно наиболее верному мнению, клизмы, глазные капли, капли для ушей, выдергивание зубов и лечение ран не нарушают пост. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/233-245, Шейхуль-Ислям Ибн Таймии.

 

15. Болезненные кровотечения у женщин (аль-истихада)

Болезненные кровотечения у женщины не влияют ни на молитву, ни на пост, ни на другие виды поклонения. Эта кровь не является нечистотой (наджаса), и женщине с истихадой дозволено все, что запрещено женщинам, у которых месячные или послеродовое кровотечение. См. “Сахих фикъhу-Ссунна” 1/216-217.

 

16. Глотание пыли и того, что случайно попало в рот

Имам Ибн Къудама сказал: “Если постящийся поранился или страдает от кровотечения из носа, или случайно вода или бензин попадает ему в рот, это не нарушает его пост. Если пыль, дым или муха случайно попадает ему в рот, это не нарушает его поста также. Вещи, которые невозможно избежать при глотании, как слюна или пыль с сухой земли, не нарушают пост. Если человек собирает достаточное количество слюны во рту, затем специально проглатывает, то это не нарушает пост, согласно самому сильному мнениюСм. “аль-Мугъни” 3/106.

 

17. Запрещенные слова и взоры

«Пять вещей нарушают пост и омовение: ложь, сплетня, поклеп, взгляд со страстью и ложная клятва». Этот хадис недостоверный. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 1708.

Однако, несмотря на то, что перечисленное в этом недостоверном хадисе не нарушает пост, эти вещи являются большими грехами в Исляме, обесценивают пост и уменьшают награду за него!

 

18. Кислородные подушки для астматиков

Используемые при астме кислородные подушки не нарушают пост, потому что сжатый газ, идущий в легкие – это не пища и потребность в нем постоянна, как в Рамадан, так и в другое время. См. “Саб’уна масаля фи-ссыям” 36.

 

Кому дозволено не соблюдать пост в Рамадан

 

Категории людей, с которых снимается обязанность поститься в Рамадан:

 

1. Больной

Всевышний АЛЛАh сказал: «А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакъара 2: 185).

Больной прерывает свой пост в том случае, если ему трудно поститься или, если пост мешает его быстрому выздоровлению.

Ученые разошлись относительно того, какова должна быть тяжесть болезни, чтобы дозволено было оставить пост. Некоторые ученые сказали: все то, что является болезнью, позволяет оставить пост. При этом они опирались на слова Всевышнего АЛЛАhа, Который не конкретизировал тяжесть болезни, а сказал: «А если кто-либо из вас болен». Однако все же если болезнь не связана с трудностями и не ослабляет человека, как например насморк, аллергия и тому подобное, что именуется болезнью, но не ослабевает постящегося, то ему необходимо соблюдать пост и не оставлять его. См. “Сахих фикъhу-Сунна” 2/119.

Имам аль-Къуртуби сказал: “У больного два положения: первое, когда он не в состоянии соблюдать пост. В подобном случае разговление для него является обязательным. Второе состояние – это когда больной может соблюдать пост, но с трудом, причиняя себе вред. В таком случае для него разговляться весьма желательно, и никто не будет соблюдать в таком положении пост, кроме невежды!См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/276.

Имам Ибн Къудама сказал: “Если больной будет соблюдать пост, несмотря на болезнь, то он совершает порицаемое, поскольку причиняет себе вред и оставляет облегчение от АЛЛАhаСм. “аль-Мугъни” 4/404.

Если же тяжело больной, не смотря на свою болезнь, постится, то его пост действителен, в чем единогласны все ученые.

Ибн ‘Умар и ‘Укъба ибн ‘Амир говорили: “На того, кто не принимает облегчения АЛЛАhа ложиться грех, подобный горам долины ‘Арафа”[22] Ахмад 5392, 17523.

 

2. Путник

Всевышний АЛЛАh сказал: «А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакъара 2: 185).

Путнику позволено разговляться согласно единогласному мнению общины (аль-иджма’), вне зависимости от его физического состояния и сложности путешествия. Это означает, что даже если его путь легок и не затруднителен, ему разрешено не поститься и сокращать свои молитвы. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/210.

Человек, отправившийся в путешествие, имеет право, как поститься, так и разговляться. На это указывают слова Анаса ибн Малика, который сказал: “Мы часто находились в пути вместе с пророком (мир ему и благословение АЛЛАhа), и постившийся не порицал не соблюдавшего пост, а не соблюдавший пост – постившегося” аль-Бухари 1947.

 

· Что лучше для путника, поститься или разговляться?

Ученые высказывали различные мнения по поводу того, как лучше поступать во время путешествия. Самым лучшим мнением по этому поводу является мнение тех ученых, которые сказали, что путник может выбрать то, что для него являе





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.