Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ЗНАЕТ, ЧТО ОН ЗНАЕТ



 

(Двойственная природа концептуального знания)

 

Неистинность нашего знания часто связывалась с процессом иска­женного отражения сознанием человека объективной реальности, в ча­стности, неверными ощущениями, неполнотой информации и пр. В це­лом доказывалась мысль, что при определенных обстоятельствах, на­пример, при точно интерпретированных ощущениях, полноте инфор­мации, наличии совершенного инструмента исследования и др. наше знание может быть верным; да и практика показывает, что это бывает именно так. И тем не менее, природа заблуждений, ошибочных мыс­лительных построений носит более сложный характер. Прежде всего необходимо подчеркнуть мысль о том, что неверные построения, логи­ческие схемы и прочие, в хорошем смысле, умозрительные выкладки выступают необходимой, присущей субъекту формой познания. Наши концепции изначально не могут быть полностью истинными, в силу своей объективной природы.

Почему так происходит? Почему наше знание сразу же не может быть и абсолютно, и изначально истинным? Почему оно приобретает форму потенциально неверного знания? Основная причина заключа­ется в том, что таковым оно становится в силу характера формирова­ния, как концептуального знания. Парадокс заключается в том, что именно то, что составляет силу человеческого разума, а именно кон­цептуальные представления об объективной реальности, одновременно они оказываются и самым слабым его местом, ахиллесовой пятой. Природа концептуального знания всегда действенна; с момента своего возникновения оно сразу же становится абсолютно истинным, но толь­ко для самого себя, для своего создателя. Ибо не будучи истинным, оно не приобрело бы актуализированного вида; его просто не суще­ствовало бы.

Но в то же время для всего остального мира (даже при условии, что ему о нем известно) оно остается как возможно истинное или как возможно не истинное знание. В этом своем виде оно сразу приобре­тает форму концептуально-гипотетического, возможно истинного зна­ния. Гипотеза — это такое теоретическое построение, которое имеет истинное значение лишь для самого автора теории; для других людей оно всегда остается возможно истинным знанием до тех пор, пока не будет проверено практикой, ходом объективной реальности, движени­ем объекта.

Таковой ее делает сама природа концептуального образования знания. Мы уже останавливались на том, что концептуальное знание характеризуют системность описания объекта, восприятие его в обоб­щенном виде, выработка на основе изучения причинно-следственных связей такого представления об объекте, которое могло бы описать и прошлое, и будущее его движение и т. д. При этом концепция высту­пает как целостное образование, имеющее полное и завершенное само для себя содержание и основанное на прошлом знании и опыте; в силу этого концепция имеет определенную относительную независимость и консерватизм своего развития; по сути дела, речь идет о таком образовании, которое в определенный момент оказывается неизменным, застывшим, неразвивающимся.

В отличие от субъективного процесса концептуальных построе­ний, объективная реальность по отношению к каждому отдельному субъекту имеет совсем другой характер. Объективная реальность вы­ступает по отношению к человеку и к каждому явлению (части той же самой объективной реальности) как постоянно изменчивая, текучая, развивающаяся, которая в каждый момент является другой, отличной от прежней. Такое состояние объективной реальности обуславливается тем, что она выступает всегда как совокупность действий различных явлений (субъектов и объектов в их взаимодействии). Но поскольку эти действия возникают постоянно и возникают не одновременно, не­которые уходят в прошлое, отмирают, а на их место появляются новые и т. д., все это создает постоянное состояние изменчивости объектив­ной реальности, ее постоянной текучести, движения, развития без пе­рерывов и дискретных скачков. Правда это касается только отношения элементов объективной реальности как системы. Для самой себя объ­ективная реальность, если принять ее как некоторое цельное и неразделенное образование, как субъект или объект развития, по отноше­нию к некоторой большей сущности будет иметь все необходимые ат­рибуты концептуального построения.

Так, например, если мы возьмем человеческое общество, то по отношению к каждому конкретному индивиду, все остальные люди вместе взятые будут выступать как объективная реальность: она, эта объективная реальность, находит свое выражение в образовании поля деятельности каждого индивида, обусловленного формой концептуаль­ного знания. Поскольку действия каждого индивида постоянно возни­кают и пропадают, объективная реальность (как совокупность этих действий) становится постоянно изменчивой, текучей и имеющей оп­ределенную направленность своего движения, в то время как концеп­туальное построение индивида по отношению к объективной реально­сти остается неизменным.

С момента образования в силу изменения объективной реальности концептуальное знание начинает устаревать. Именно потому, что кон­цепция построена на основе прошлого знания, у субъекта не может .быть уверенности в том, что оно адекватно и всесторонне отражает объективную реальность. Наше умозрительное построение, сколь логически убедительным оно ни казалось, в любом случае остается гипотетическим, умозрительным построением, и потому всегда несет в себе элемент неопределенности, неуверенности, недостаточности, неистинности. Любое наше умозрительное построение, любое наше концептуальное знание, как бы тщательно и убедительно оно не было разрабо­тано и обосновано, всегда остается под знаком сомнения, как крест, который он, человек, навечно несет на себе, как тот домоклов меч, ко­торый может в любую минуту опуститься и безжалостно разрушить все то, что было им с такой любовью выстрадано и выстроено.

Несомненно, любое концептуальное построение имеет и опреде­ленный момент истинности, поскольку с момента своего возникнове­ния оно опирается на истинное знание каждого человека и всего чело­вечества (в той его части, которое способен освоить человек). И только благодаря этому оно приобретает статус возможного, истинного зна­ния. Но это истинное содержание является истинным только по отно­шению к прошлому состоянию объективной реальности. И в этом оно содержит в себе возможно не истинное знание. Но поскольку прошлое всегда находит место в будущем знании, то и наше выработанное на прошлом опыте новое концептуальное знание содержит в себе боль­шую или меньшую долю объективной реальности. Исходя из этого мы можем действовать и оперировать этим концептуальным знанием как истинным знанием и довольно часто так и поступает человек.

Таким образом, концептуальное знание одновременно является и истинным, и неистинным, одновременно оно содержит в себе и опре­деленность, и гипотетическое знание и т. д. и является в зависимости от точки рассмотрения и тем и другим. И это не множественность его природы, это множественность его проявления, вернее множествен­ность отношения человека к объективной реальности, множествен­ность проявления объективной реальности и ее отражения в сознании человека и его отношений к объективному миру.

Заблуждение, ошибки всегда присущи концептуальному знанию; при создании новых концепций на основе простого выводного знания, они нарастают до тех пор, пока человек не отвергнет их на основе практики.

Концептуальное знание остается гипотетическим до тех пор, пока оно не будет проверено практикой, не подтвердится ходом объективной реальности и не получит бессрочного права на существование и абсо­лютное признание как истинное концептуальное знание.

Останавливаясь на понимании истины, отметим, что ныне оно ос­тается довольно сложным и вместе с тем недостаточно разработанным. Попытаемся определиться с ней в рамках контекста нашего исследова­ния. Истины в абсолютном понимании в объективном мире нет, она существует только как момент отношения субъекта к объекту, и в дан­ном исследовании дается именно такая ее интерпретация, когда речь идет о возможно истинной концепции: субъект должен выработать такое концептуальное представление, чтобы оно полностью совпадало бы с самим движением объекта.

Однако концептуальное знание, как наиболее общее по своей при­роде, должно не только описывать данную объективную реальность, но и предвидеть ее изменения в ближайшем будущем. И если движение объекта представить некоторой траекторией, то субъект должен знать ее местоположение в любой момент движения по ней. Собственно в этом и заключается сущность концептуального познания. Поэтому ис­тинность концепции (и самого понятия истины) заключается не столь­ко в определении реальности представления о движении объекта с ре­альным его движением, сколько в точном, расчетном представлении субъекта о возможной траектории его движения в соответствии с ре­альным движением объекта и с его предполагаемым местонахождени­ем в некотором будущем. Концепция, описывающая, хотя бы и верно только сиюминутную данность, ровным счетом ничего не стоит, иначе ему приходилось бы каждый раз в каждое сколь угодно малое время вновь проделывать одну и ту же работу по определению этого положе­ния объекта, чего-то стоит оно только в том случае, когда может пред­сказывать это движение, и возможен контакт, диалоги, выработка но­вого знания.

ГРАНИЦЫ ВОЗМОЖНОГО

 

(Четыре этапа проверки концептуально-гипотетического знания)

 

Нет необходимости доказывать, что истинность всякого знания должна проверяться. Представляется, что проверка концептуально-ги­потетического знания должна включать в себя по меньшей мере четы­ре этапа. Первый — это проверка на основе прошлого знания, имею­щегося у человека, и выработанного им на основе его прошлой дея­тельности. По сути дела этот этап заканчивается уже в процессе вы­работки концептуального знания. Опираясь на прошлое знание, вклю­чающее в обязательном порядке и аксиоматическое, субъект познания вырабатывает новую концепцию, фактически этот этап есть процесс, который сводится к критическому переосмыслению, творческой пере­работке всего имеющегося прошлого знания в его сознании.

На этом этапе фактически осуществляется переработка прошлого знания в виде диалога мыслителя с самим собой. При решении какой-либо задачи он всегда беседует с самим собой, у него в голове сущест­вуют как бы два собеседника, ведущих диалог, спорящих, доказываю­щих друг другу и т. д. Первое «Я» — это настоящее, актуальное его бытие, второе «Я» — его прошлое знание. Первое «Я» задает вопрос второму «Я», которое критически анализируя прошлое знание, согла­шается с ним или возражает ему. Вместе они вырабатывают некоторое общее утверждение, имеющее позитивное значение и приобретающее в их представлении аксиоматический вид. Если концепция не приоб­ретает для первого и второго «Я» аксиоматическую форму, она не су­ществует как самостоятельная концепция, ее просто не может быть.

Процесс выработки концептуального знания есть постоянный процесс, состоящий из многих этапов выработки частных концепций.

Формируется цепочка частных умозаключений, состоящая из вопросов (и ответов) и операций с ответами в виде суждений, в виде утвердительного положительного знания. И только перебрав всю (или почти всю) цепочку умозаключений, можно выйти на решение про­граммного вопроса, выступающего основой нового концептуальною знания. Но каждый раз принцип разработки концепции, частной или общей остается неизменной.

Также понятно, что будучи истинным для одного человека кон­цептуальное знание может не быть таковым для другого, для которого оно всегда остается не более как концептуально-гипотетическим. Пер­вый из них сколь угодно может быть уверенным в том, что выработан­ное им концептуальное знание — истинно, однако до тех пор, пока оно не будет проверено другим человеком оно остается возможно истин­ным знанием.

Поэтому на втором этапе проверки концептуально-гипотетического знания в обязательном порядке выступает исследуемый объект, существующий вне человеческого знания н виде какого-либо конкрет­ного явления, к примеру, им может быть другой человек. После того, как мыслитель выработал свое концептуальное представление об исс­ледуемом объекте (и не раз сам с собой проверял его, убедившись, что оно верно), он доводит его до сведения другого человека — собеседни­ка-оппонента: излагает его (представление), показывает источники, поясняет информацию, логику рассуждений, аксиоматические данные и т. д. Тем самым он предлагает подтвердить его или не подтвердить (но не опровергнуть). Изучив новое представление, оппонент выска­зывает свое мнение: и если оно соответствует предложенной концеп­ции, то, следовательно, она прошла проверку на данном этапе (и на­оборот). В случае одобрения концептуальное представление принима­ет форму объективно-истинного знания уже для двоих.

На втором этапе, однако, не доказывается полностью его истин­ность. Вполне допустимо, что и мнение другого человека может быть неверным. После этого вопрос об истинности этого представления все же остается открытым. Поэтому далее должна последовать проверка на более широкой социальной общности. В социологическом исследова­нии это происходит при опросе большой и строго определенной груп­пы респондентов.

Третий этап - это проверка концептуального представления на об­щечеловеческом уровне. Как уже отмечалось, для каждого человека обще­ство выступает независящей от него объективной реальностью, а его изме­нения находят свое отражение в совокупности общественных связей и за­конах, понятиях и концепциях и т.д. В свою очередь общечеловеческое знание имеет большую степень общности по отношению к концептуально­му представлению познающего субъекта или любого отдельного человека. Соответственно, знание последнего представляет собой часть обществен­ного знания, и таковым оно считается, пока не противоречит основным представлениям о законах развития общественного знания. Обращение к прошлому опыту человечества, адекватная оценка его с позиций совре­менного знания и соответствие прогрессивному развитию общества - вот, собственно, путь проверки концептуальных представлений субъекта по знания на общечеловеческом концептуальном знании.

И все же в результате трех этапов проверки оно остается концептуально-гипотетическим знанием. Общественное сознание выступаем более общим по отношению к различным своим проявлениям к каждо­му индивиду или группе людей, но по отношению к общественному бы­тию оно является субъективным образом объективного мира. Общественное концептуальное знание изначально обладает своей собствен ной истиной как основой формирования общественного сознания.

Но высшим абсолютным критерием истинности нашего знания служит материя, природа, общественное бытие в их движении, измене­нии, развитии. Следовательно, лишь на четвертом, заключительном этапе может быть окончательно решен вопрос о подлинной природе концептуально-гипотетического знания. И лишь тогда, когда концепту­альное представление познающего субъекта соотносится с объективной реальностью, находящейся вне человеческого сознания и не зависящей от него, соответствует ей, можно сказать с полной уверенностью, что оно оказывается объективно-истинным знанием. Это - последняя инс­танция в оценке знания, приговор, не подлежащий обжалованию.

"Научная гносеология, - пишет В.А. Лекторский, - как и любая научная дисциплина, строит определенную идеализированную модель изучаемого процесса, а затем постепенно уточняет ее и конкретизирует эту модель, сопоставляя ее с эмпирией познания. Теория познания -это, таким образом, не продукт непосредственного схватывания, неко­торых субъективных очевидностей"[41]. Этапы проверки концептуального знания (или идеализированной модели) представляют собой постоян­ный процесс уточнения, конкретизации и постоянного сопоставления изменяющейся во времени и пространстве эмпирией.

Наше сознание, как расшалившийся ребенок, не знает и не пред­ставляет ни границ дозволенного и возможного, ни последствий своих действий. И только природа, как заботливая и любящая мать огоражи­вает нас от возможных опасностей своими любовными шлепками, прав­да не всегда приятными, останавливает не в меру разыгравшийся ра­зум, направляет его на путь истинный, показывает ему дозволенные границы своего поведения и показывает возможные последствия. За это человечество и должно быть ей бесконечно благодарно.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.