Здавалка
Главная | Обратная связь

Формы собственности, их характеристика и значение в экономической системе



В результате исторического развития постепенно сложилось многообразие форм собственности – прежде всего, личной, семейной, государственной. Одновременно существовали и формы собственности, связанные с рабством, крепостничеством, объектами в которых выступали люди. При капитализме средства производства становятся собственностью владельца капитала, динамично развивается частная собственность. В дальнейшем развитии частная собственность эволюционирует, возникает акционерная форма собственности, усиливается значение государственной собственности.

Таким образом, в ходе исторического развития человеческого общества происходило эволюционное изменение отношений собственности, ее форм. В отдельных странах были предприняты попытки трансформировать, преобразовать отношения и формы собственности революционным путем. Например, социалистические революции имели своей целью уничтожение частной собственности, замену ее общественной, государственной. Однако практика показала, что в условиях господства, монополии государственной собственности экономическая система оказывается неэффективной. В современном мире признается необходимость и целесообразность многообразия (плюрализма) форм собственности, их сосуществование.

Рассматривая проблему выделения форм собственности, можно заметить отсутствие единой терминологической базы и подходов в связи с путаницей в основных понятиях. В настоящее время отсутствует четкая субординация категорий отношений собственности.

· Во-первых, различным формам собственности нередко отказывается в таком признаке, как «общественная». Так, частная собственность не считается разновидностью общественной собственности, а рассматривается как противоположный ей тип собственности.

· Во-вторых, такие формы собственности, как «общенародная», «государственная», «общественная», «коллективная» воспринимаются одними авторами как синонимы, другими – как разные понятия.

· В-третьих, нет ясности и единства мнений относительно проблемы соотношении понятий «индивидуальная», «частная», «личная» собственность.

Прежде всего, определим, что такое «формы собственности» и критерии, по которым они выделяются.

Формой собственности называют ее вид, характеризуемый по признаку субъекта собственности, т.е. тем, кто является собственником. Форма собственности определяет принадлежность объектов собственности субъекту единой природы (скажем, человеку, семье, группе, коллективу, населению).

На первый взгляд, можно выделить столько форм собственности, сколько имеется в наличии субъектов собственности, т.е. различать личную, семейную, групповую, коллективную, территориальную, народную, управленческую собственность и т.д. В действительности часто выделяют более узкую их совокупность, иногда даже ограничивая ее двумя формами – частной и ее антиподом – общественной (в действительности – государственной).

В рамках анализа конкретно-исторических форм собственности необходимо четко различать категории «общественная», «общенародная», «государственная», «частная» собственность. Определяя соподчинение категорий, нужно учесть следующие обстоятельства:

Во-первых, категории «частная», «коллективная», «государственная» и «общенародная» – это признаки, вытекающие из характера присвоения условий и результатов производства, в то время как категория «общественная» носит общесоциальный, общечеловеческий характер. Таким образом, категория «общественная» является более широкой по масштабам и универсальной по значению. Она выражает фактическое существование человеческого общества. Поскольку отношения собственности не функционируют вне общества, то и любая форма собственности исходно должна считаться общественной (в том числе частная и все другие формы собственности).

Во-вторых, в системе общественного производства может доминировать какая-либо одна из форм собственности, но это не исключает наличия (появления) всех других форм собственности, причем за каждой из них стоит определенный коллектив или отдельный работник, являющийся членом данного общества, и нет объективных оснований не считать их деятельность общественной, ограничивать общество какой-то определенной его частью.

В-третьих, любая форма собственности по существу решает одни и те же общественные задачи, хотя и разными способами, а именно: организация и повышение эффективности общественного производства с целью получения благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей людей, т.е. любая из форм собственности изначально несет общественную нагрузку.

В-четвертых, в любом обществе развитие форм собственности происходит в определенных конкретно-исторических условиях, т.е. оно обусловливается уровнем реального обобществления производства, что приводит к сосуществованию различных форм собственности, их взаимопроникновению, интеграции.

Таким образом, категория «общественная собственность» является универсальной и подразумевает все многообразие форм собственности, функционирующих в данной экономической системе. В исключительных случаях возможна такая ситуация, когда категория «общественная собственность» оказывается равной по содержанию с какой-либо другой из указанных категорий (например, «общенародная собственность»), но это происходит только тогда, когда в конкретном обществе существует единственная форма собственности.

Рассматривая многообразные формы собственности, характерные для развитой экономики, прежде всего, остановимся на определении и обосновании необходимости государственной собственности.

Государственная собственность – является неотъемлемым элементом экономических систем промышленно развитых стран и кардинально отличается целью, функциями и ролью от всех других форм. С теоретической точки зрения «государственная собственность» является условным и собирательным понятием. Так, в ее состав принято включать федеральную, региональную и муниципальную собственность. При этом считается, что субъектом собственности выступает государство, хотя не совсем ясно, какой смысл должен вкладываться в это понятие. Например, Людовик XIV утверждал «государство – это я», В.И.Ленин внес новое понимание – «государство – это мы». Вероятно, более корректно считать государственной ту собственность, которой обладают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней.

Роль государственной собственности в экономической системе прослеживается по нескольким направлениям.

Во-первых, она необходима в тех сферах и отраслях, которые остаются вне сферы деятельности частного бизнеса, приложения частного капитала. Обычно это те отрасли и производства, в которых сложно или невозможно получить среднюю норму прибыли, где низка отдача от вложений или положительный эффект наступает через продолжительный промежуток времени. В качестве примеров можно назвать, прежде всего, такие капиталоемкие отрасли, как энергетика, связь, транспорт, а также малопривлекательные для частных инвесторов спорт, медицина, образование, культура и др.

Во-вторых, роль государственной собственности особенно отчетливо прослеживается в производстве так называемых общественных товаров. Сюда, в частности, относятся поддержание обороноспособности страны, содержание правоохранительных органов, дорожной сети и др. Все эти товары и услуги необходимы обществу в целом, предельные издержки на их производство не связаны с количеством потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об этом.

В-третьих, необходимость государственной собственности в экономике может быть продиктована не столько стремлением получить прибыль, сколько необходимостью решения задач по проведению структурной перестройки, санированию отраслей посредством национализации убыточных предприятий. Например, рыночный механизм стимулирует внедрение и эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, но обычно слабо обеспечивает стратегические прорывы в науке и технике, развитие фундаментальных исследований в самых различных областях.

В-четвертых, наличие государственной собственности позволяет обеспечить в стране единое экономическое пространство, функционирование экономики как единого народнохозяйственного комплекса. Например, особенно это касается таких элементов, как единая энергосистема, магистральные железнодорожные линии и т.д. В данном случае существование государственной собственности способствует проведению определенной экономической политики.

В целом зарубежный опыт свидетельствует о том, что государственная собственность необходима и может быть эффективной. Ее наличие в экономике способствует проведению экономической политики государства, оптимизации структуры экономики и т.д. В условиях рыночной экономики государство заботится не о расширении собственного сектора, а о развитии всех производительных сил общества, стабильном экономическом росте, обеспечении максимальной эффективности хозяйствования и повышении жизненного уровня населения. Вместе с тем, нужно учесть, что государственная собственность далеко не всегда оказывается эффективнее, чем другие формы, т.е. ее роль не следует переоценивать.

Индивидуальная (личная и частная) собственность – это собственность, в пределах которой субъект собственности персонифицируется как физическое лицо, индивидуум, обладающий полным правом распоряжаться принадлежащим ему объектом собственности. В пределах индивидуальной собственности, в зависимости от природы объекта собственности и характера его использования собственником, можно различать личную и частную собственность. Разграничение личной и частной собственности было характерно, прежде всего, для отечественной науки. В западной экономической теории сложился другой подход, согласно которому под частной собственностью понимается всякая негосударственная собственность, к которой соответственно относят собственность всех субъектов, кроме государства.

С теоретической точки зрения личную собственность можно отделить от частной собственности по двум основаниям.

Во-первых, личная собственность охватывает объекты индивидуальной собственности, используемые, потребляемые только самим собственником или предоставляемые им другим лицам в бесплатное пользование. Соответственно частная собственность – это объекты индивидуальной собственности, предоставляемые в пользование и потребление за определенную плату другим лицам. Такое определение применимо к объектам в виде имущества и предметов потребления.

Во-вторых, еще один подход к частной собственности заключается в том, что это объекты индивидуальной собственности, используемые с применением чужого, наемного труда, тогда как личная собственность охватывает только объекты, используемые с применением личного труда собственника. Такое определение распространяется, естественно, в основном на средства производства.

На сегодняшний день личная собственность на средства производства, основанная на использовании труда самого собственника, как наиболее «благоприятной», хотя и имеет законные права на существование в условиях рыночной экономики, представляет наиболее примитивную форму. Еще сам К. Маркс утверждал, что подобные формы первоначального единства между работником и условиями его труда «являются детскими формами, одинаково мало пригодными для того, чтобы развивать труд как общественный труд и повышать производительную силу общественного труда».

В экономической литературе отмечается то обстоятельство, что личная собственность может быть использована для получения дополнительного дохода. Это имеет особое значение для стран с низким уровнем экономического развития, в которых доходы, полученные в общественном производстве, не всегда обеспечивают человеку даже прожиточный минимум. В данном случае личная собственность выходит за сферу потребления и распространяется также на сферу производства. В силу этого она может быть представлена двумя разновидностями: личной собственностью на домашнее имущество и личной собственностью на средства производства. Вторую разновидность отличают от трудовой частной собственности по следующему критерию: если средства производства, находящиеся в собственности граждан, служат для производственной деятельности, носящей вспомогательный для ее участников характер, то в данном случае это личная собственность. Иначе говоря, основные доходы они получают в системе общественного производства, осуществляют за счет этих средств воспроизводство условий жизни, и только часть потребностей удовлетворяют за счет производственного использования объектов личной собственности (например, работая в личном подсобном хозяйстве).

Таким образом, как можно заметить, на практике знание субъекта к объекта собственности сами по себе не дают возможности отличать личную собственность от частной. Один и тот же объект может быть как личной, так и частной собственностью в зависимости от характера его использования, применения, потребления. В то же время, используя одно из определений или оба вместе, невозможно четко определить грань, отделяющую личную собственность от частной и однозначно установить сам факт использования личной собственности как частной.

Следовательно, с чисто экономических позиций следует говорить о частной собственности как об одной из основных ее форм, оказывающих существенное воздействие на экономические процессы, в то время как личная собственность характеризует скорее личное потребление и относится больше к социологии, нежели собственно к экономике.

Частная собственность, как и любая другая форма, имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Главными ее характерными чертами являются, во-первых, спонтанное развитие, во-вторых, более высокая эффективность (по сравнению с государственной собственностью). Частная собственность стимулирует инициативу, предприимчивость, ответственное отношение к труду. В то же время она имеет и отрицательные черты (стихийность, стремление к наживе любой ценой, эксплуатация).

Однако не следует гипертрофировать недостатки частной собственности. Прежде всего, отметим два не вполне справедливых тезиса в отношении частной собственности.

Во-первых, при частной собственности на средства производства, как констатируется в работах К.Маркса и В.И.Ленина, возникает эксплуатация, присвоение результатов чужого труда. На этом основании ими был сделан вывод о недопустимости частной собственности на средства производства в условиях экономического строя, именуемого социализмом. На этот счет можно возразить, что эксплуатация чужого труда, понимаемая как изъятие у работника части созданного его трудом прибавочного продукта (прибыли), имеет место при любой форме собственности. Не факт, что доля изымаемой реальным собственником средств производства прибавочной стоимости в условиях всех других форм собственности на средства производства (в том числе государственной) будет меньше, чем в условиях частной собственности.

Во-вторых, следует отметить ошибочность бытующих представлений, что частная собственность занимает ведущее место в рыночной экономике. Если это и было, то очень давно. Нынешней рыночной экономике присущи в основном совместные, коллективные, смешанные формы собственности. В достаточно типичной капиталистической экономике рыночного типа 10-15 процентов средств производства находятся в частной собственности, 15-20 процентов – в государственной, 60-70 процентов – в коллективно-корпоративной, акционерной.

Коллективная (иначе – совместная или групповая) собственность – занимает промежуточное место между государственной и частной собственностью. В строгом смысле слова уже семейная собственность может считаться совместной, хотя обычно субъектами коллективной собственности считают социальные группы, трудовые коллективы, население. При таком понимании совместная собственность берет свое начало в узкоколлективной, групповой собственности и простирается до общенародной, в которой не выделяется субъект собственности как индивидуум, личность, а право собственности распространяется на всех граждан.

Коллективная форма собственности имеет несколько характерных черт, признаков, особенностей.

Во-первых, ее основной чертой является коллективно-групповой характер присвоения средств и результатов производства.

Во-вторых, в пределах совместной (коллективной) формы субъект собственности не персонифицирован как индивидуум, а представляет собой совокупность, сообщество, коллектив собственников. Субъект собственности может выступать в виде уполномоченного лица или группы лиц, выражающих собственнические интересы всего товарищества, но гораздо чаше выступает и официально оформляется правовым образом как единое юридическое лицо.

В-третьих, в коллективных формах может иметь место прямое непосредственное участие и контроль со стороны собственника за пользованием объекта собственности, но может быть так, что воздействие на направление пользования объектом собственности со стороны собственника (например, народа) оказывается значительно опосредованным.

В целом, говоря о совместной собственности, следует исходить из ее самого широкого понимания как многообразия форм собственности, охватывающих диапазон от семейной до общенародной. Это любая интегративная по своей сути форма. Ее разновидностями являются кооперативная и акционерная собственность. В акционерной собственности достигается наиболее рациональное сочетание индивидуальных и коллективных интересов, поэтому именно она стала одной из главных, ведущих в условиях рыночной экономики.

Нужно подчеркнуть, что не существует и не может существовать абсолютного разделения форм собственности, неизбежны производные и смешанные формы собственности, в том числе переходные от одной формы к другой. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства – коллективной, на землю – государственной и все эти факторы производства соединены на одном предприятии, то собственность предприятия заведомо становится смешанной. Отсюда следует, что нужно признать взаимопроникновение и общее существование разных форм собственности. Все это дает основание говорить о существовании системы форм собственности.

Необходимость многообразия форм собственности. Разгосударствление и приватизация: содержание и соотношение понятий

Характеризуя место и роль различных форм собственности в рыночной экономике, приходится оперировать такими связанными с ними понятиями, как формы организации предпринимательской деятельности, которые, несомненно, зависят от форм собственности, но в то же время имеют самостоятельное значение.

Генезис каждой новой формы предпринимательства, их эволюция соответствуют определенной ступени развития производительных сил и законов рынка, т.е. они непосредственно увязаны с преобразованием форм и отношений собственности. Можно заметить, что такие простейшие формы собственности, как индивидуальная и семейная, характерны для мелкого бизнеса. В дальнейшем развитие производительных сил общества потребовало объединения труда и капитала, что привело к реализации двух направлений: во-первых, частной собственности на основе наемного труда; во-вторых, коллективных (совместных) форм собственности, наиболее характерных для современной рыночной экономики.

Ни одна из форм собственности и хозяйствования не содержит только положительные или отрицательные стороны. Логика многообразия форм собственности и хозяйствования неизбежно приводит к их взаимному соперничеству, конкуренции. При этом для сложных экономических систем характерен такой тип единства, который достигается не путем движения к тождеству элементов системы и устранения различий между ними, а через интеграцию, усиление взаимосвязей и взаимопереходов разных форм. Именно благодаря такой интеграции вся система форм собственности способна обрести единые ориентиры, причем так обеспечивается не только взаимодополнение, но и нейтрализация негативных свойств каждой из них.

Для экономики важно не выделение отдельной формы собственности, какой бы эффективной она не казалась, а создание и поддержание подвижной в своих рамках системы, включающей целый спектр организационных структур предпринимательской деятельности, основанных на разных формах собственности. Многообразие современных общественных потребностей может быть полноценно удовлетворено только на основе всей совокупности форм собственности. Таким образом, вся экономика должна представлять собой единство взаимосвязанных и конкурирующих между собой различных форм собственности.

Основными причинами, обусловливающими необходимость многообразия форм собственности, являются:

· во-первых, необходимость устранения монополии общественной структуры во главе с государством, т.е. преодоления огосударствления общественной жизни в различных формах и сферах его проявления;

· во-вторых, неодинаковый уровень обобществления труда и производства в различных сферах и отраслях экономической системы;

· в-третьих, дифференциация научно-технического прогресса и технологического обеспечения в различных отраслях производства, неодинаковый уровень технической оснащенности;

· в-четвертых, элементарный здравый смысл определяет целесообразность шире использовать все формы экономической деятельности, которые демонстрируют эффективность на тех или иных участках (секторах) экономики.

Таким образом, потенциал многообразия форм собственности огромен, и потому одним из главных направлений экономической политики государства должно стать поддержание такого многообразия. При формировании оптимальной структуры экономики необходима система рыночного регулирования, и каждая форма собственности и хозяйствования должна находить свое место на базе конкуренции.

В условиях перехода к рыночной экономике возникла необходимость преодоления монополизма государственной собственности, всеобщего огосударствления. Способом преодоления огосударствления является проведение разгосударствления и приватизации.

Касаясь субординации категорий «разгосударствление» и «приватизация», нужно заметить, что разгосударствление является более общим понятием, чем приватизация.

Само по себе разгосударствление в экономической литературе понимают двояко:

1. Разгосударствление – снятие с государства функции прямого хозяйственного управления, передача соответствующих полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных связей горизонтальными, которые могут происходить и без смены собственников.

2. Разгосударствление – комплекс мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономической системе, т.е. это трансформация государственной собственности в частную, коллективную и другие, в том числе смешанные и переходные формы.

В целом разгосударствление призвано преодолеть монополизм, способствовать развитию конкуренции и свободного предпринимательства.

Приватизация (от лат. «privatus» – частный) является более узким понятием, поскольку представляет собой одно из направлений разгосударствления, заключающееся в передаче государственной собственности в частные руки, т.е. отдельным гражданам и юридическим лицам.

Цели, способы и условия проведения разгосударствления и приватизации во многом определяются особенностями экономического развития отдельных стран. В этой связи необходимо изучение опыта в данной области как промышленно развитых стран (США, Западной Европы), так и стран с переходной экономикой (Центральной и Восточной Европы), в которых были на практике реализованы разные модели приватизации.

Прежде всего, необходимо понимать различие целей и задач проведения приватизации в странах с развитой рыночной экономикой и в бывших социалистических странах. В первом случае в их числе обычно называют: сокращение задолженности государственного сектора, дальнейшая либерализация экономики, стимулирование предпринимательства, развитие рыночных принципов и расширение индивидуальных свобод и т.д. Во втором случае приватизация способствует решению следующих задач: формированию слоя частных собственников, воссозданию конкурентной среды и развитию рыночных отношений, демонополизации и преодолению огосударствления экономики, повышению эффективности хозяйствования и социальной защищенности населения.

Приватизация должна проводиться на основе определенных общих принципов, в числе которых можно выделить следующие:

· необходим комплексный подход к приватизации, прогноз социально-экономических последствий ее проведения во всех сферах жизни общества (в том числе экономических, политических и социальных аспектов);

· нужно учитывать все формы проведения приватизации, известные мировой практике, выбирая те из них, которые наиболее соответствуют специфике данного субъекта собственности и обеспечивают максимальную экономическую эффективность;

· проведение приватизации должно, с одной стороны, исключить ущемление прав работников данного предприятия, а с другой – всех остальных граждан страны, участвовавших своим трудом в создании национального богатства;

· возможным итогом приватизации является осложнение социально-экономической ситуации, поэтому негативный эффект должен сводиться к минимуму путем создания системы социальной защиты и действия устойчивого правового механизма разгосударствления и приватизации;

· целесообразность и приемлемость конкретных способов приватизации должна определяться с учетом размера и типа предприятий (крупные, мелкие, средние предприятия должны иметь разные способы приватизации, особенно с учетом их роли в экономике).

Нужно сказать, что по процедуре проведения разгосударствления и приватизации существует немало альтернативных точек зрения.

Во-первых, дискуссионной является проблема выбора концепции приватизации – централизованного подхода (приватизация «сверху») или децентрализованного (приватизация «снизу»). Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий, не спрашивая на то их согласия. Второй подход предполагает, что государство только устанавливает необходимые правила, а приватизацией занимаются сами предприятия.

Во-вторых, не менее сложной проблемой является то, какой должна быть приватизация – платной (возмездной) или нет.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.