Правописание парных звонких или глухих согласных.
Чтобы проверить парную звонкую или глухую согласную, надо слово изменить так, чтобы после согласной стояла гласная буква или звонкий согласный «н». Например: мороз– морозы, морозит, заморозил город – города, за городом, загородил снег – снега, снеговик, за снегом
Проверочными словами парных согласных могут быть: 1.Прилагательные: мёд – медовый, 2.Глаголы: рыбка – рыбачить, 3.Уменьшительно – ласкательные: кошка-кошечка, 4.Употребление слова «нет»: морковь – нет моркови, 5.Множественное число: гриб – грибы, 6.Звонкий согласный «н»: хлеб – хлебный, мороз – морозный. Живут себе два брата –
Но братья друг за друга
Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй,
Правописание безударных гласных. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо слово изменить так, чтобы безударная гласная стала ударной (если слово стоит в единственном числе, для проверки его нужно поставить во множественное и наоборот, если слово стоит во множественном числе, для проверки его нужно поставить в единственное число). Например:соснá - сÓсны веснá - вёсны мосты- мÓст моря - мÓре Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты её немедленно Ставь под ударение! 10. Правописание непроизносимых согласных. В некоторых словах буквы Д Т В Лне произносятся, пишутся. Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце. Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась. вестник – вести, властный – власть, Но некоторые слова проверить нельзя. Их нужно запомнить: чувство, чувствовать, лестница Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно: 11. Состав слова. 1. Корень– это общая часть родственных слов. Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными. Например: летать, лётчик, перелёт, взлётная (полоса), прилёт. зима, зимушка, зимовать, зимовщик, перезимовать. Следует различать однокоренные или родственные слова и форму одного и того же слова: Например: лес лесной лесник лесничий лесовичок – это родственные слова.
лес леса лесом олесе влесу– это форма одного и того же слова. 2. Окончание - изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в предложении. Например: читал (что?) книгу рассказывал (о чём?) о книге восхищался (чем?) книгой 3. Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: берёза, берёзка, берёзовая (роща)
Существительные имеют такие суффиксы как: 4. Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: ходит, подходит, переходит, заходит. Приставки: о- об- обо- из- ис- рас- раз- от- ото- до- про-
5.Основу слова составляют:приставка, корень, суффикс.
Например: подснежники заморозки 12. Мягкий знак – показатель мягкости. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. Например: пень, пеньки, конь, коньки, деньки.
13.Мягкий знак после шипящих. В именах существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак. В именах существительных мужского рода после шипящих в конце слова мягкий знак не пишется.
Например: дочь печь мышь дичь ночь – ж.р. гараж сторож камыш ключ– м.р. 14.Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак показывает, чтосогласный звук не сливается с гласным. Он пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся с согласных Е Ё Ю Я. Например: подъезд съёмка объявление 15.Секреты речи. 1.Слова ах, ой, эй, ух, ого, эх, фу, о и другие называются междометиями, что означает «между словами». Междометия служат для выражения различных чувств: 1) удовольствия, восхищения (ой, ах), 2) радости (ура), 3) удивления (о), 4) неодобрения (фи, фу, брр). 2. В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами. Фразеологические обороты делают нашу речь образной,выразительной. Сел в калошу – оказаться в смешном положении; Голова как решето – всё забыть; Льёт как из ведра – сильный дождь, ливень; Лететь стрелой – бежать очень быстро; Навострить уши – быть внимательным; Держать уши востро – быть внимательным; Пропустить мимо ушей – быть невнимательным, рассеянным; Ушки на макушке – быть внимательным и сосредоточенным; Потерять голову – забыть что – то; Вешать нос – расстроиться; Зарубить на носу – запомнить; Клевать носом - опустить голову очень низко; Взять себя в руки – собраться с мыслями, сосредоточиться; Проглотить язык - быть молчаливым; Ходить гоголем - гордо; Комар носа не подточит – сделать очень красиво, аккуратно; Видно как на ладони – очень хорошо просматривается; Рукой подать – близко; Встретиться нос к носу - почти столкнуться друг с другом; Водить за нос - обманывать; Оставить с носом - обмануть; Язык без костей – много говорить; говорить лишнее; Найти общий язык - найти понимание друг с другом; Говорить на разных языках – не понимать друг друга; Язык хорошо подвешен – умение хорошо говорить; Перескочить с пятого на десятое – перескочить с одного на другое; Язык до Киева доведёт - спрашивая людей, можно попасть куда угодно; Как корова языком слизала – что-то исчезло неизвестно куда; Держать язык за зубами – молчать, когда это нужно; Хлопать ушами - не слышать о чём говорят; На один зуб - очень мало; 16.Памятка к проведению морфологического и синтаксического разборовв начальных классах. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|