Здавалка
Главная | Обратная связь

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности

Каждому уровню образовательного результата соответствуют свои формы образовательной деятельности, которые должны найти отражение в программевнеурочной образовательной деятельности.

Рабочая программа – нормативно – управленческий документ образовательного учреждения. Это учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса, имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Можно выделить следующие типы программ внеурочной образовательной деятельности:

- комплексные;

- тематические;

- ориентированные на достижение результатов определённого уровня;

‑ по конкретным видам внеурочной образовательной деятельности;

- возрастные;

- индивидуальные.

Комплексные программы внеурочной образовательной деятельности предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.

Тематические программы внеурочной образовательной деятельности направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.).

Программы внеурочной образовательной деятельности, ориентированные на достижение результатов определённого уровня могут иметь возрастную привязку, например:

- для 1-2-го класса – программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;

- для 2-3-го класса – программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;

- для 4-го класса – программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия.

Программы по конкретным видам внеурочной образовательной деятельности представлены в различного рода программах деятельности кружков, секций, факультативов и т.п.

Тематика кружков может быть следующей: «Я – исследователь»; «Умники и умницы»; «Шахматы»; «Горные лыжи» и др.

Факультативы в начальной школе могут быть посвящены следующим проблемам: «Природа и фантазия» (работа с берестой, соломкой, камнем, деревом и т.п.); «Моя малая родина»; «Лаборатория юных исследователей»; «Школа мастеров» и т.п.

Тематика социальных проектов: «Накорми пернатых»; «Благоустройство школьной комнаты и школьного двора»; «Умелые руки»; «Добрые дела»; и др.

Возрастные программы внеурочной образовательной деятельности могут быть представлены по ступеням – программа внеурочной образовательной деятельности младших школьников, программа внеурочной образовательной деятельности подростков, программа внеурочной образовательной деятельности старшеклассников.

Индивидуальные программы внеурочной образовательной деятельности представляют собой программу развития способностей каждого учащегося (индивидуальную траекторию) и может быть представлена программой развития одарённости учащегося.

Структурапрограммы внеурочной образовательной деятельности может быть представлена следующими разделами:

- Пояснительная записка.

- Тематическое планирование.

- Содержание внеурочной образовательной деятельности.

- Формы оценки образовательных результатов.

Пояснительная запискаможет строиться по следующему алгоритму:

-цели и задачи образовательной деятельности;

-актуальность данной программы (значимость и ее необходимость);

-обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его последовательности;

-общие характеристики внеурочной образовательной деятельности, методов, форм работы, средств;

-разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с существующими программами;

-технические указания к тексту программы. Если программа адаптированная, то необходимо указать, на основе какой программы она разработана.

Особое внимание необходимо обратить на такой компонент пояснительной записки, как цель. В соответствии с целью формулируются задачи изучения курса, что необходимо для достижения цели. Задачи должны быть диагностичными, т.е. обеспечивать возможность проверки степени их достижения на любом этапе обучения. Для этого задачи формулируются в виде ожидаемых результатов обучения и излагаются в логической последовательности. Они должны быть определены в доступной для понимания учителем и учащимися форме. Рекомендуется отразить задачи всех участников образовательного процесса.

Содержательная часть программы может быть представлена в виде текста, в котором отражаются с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структура внеурочной образовательной деятельности.

При конструировании содержания следует учитывать, что текст программы должен наглядно и конкретно показывать, как во времени, от класса к классу, происходит реализация всех целей и задач, зафиксированных в пояснительной записке к программе. Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает иерархию и взаимосвязи различных групп целей внеурочной образовательной деятельности. Это значит, что не только знания, но и умения, и опыт творческой деятельности, и нормы воспитанности отношений должны быть зафиксированы в тексте программы.

При описании содержания программы необходимо учитывать ряд требований:

- обязательное описание видов и способов деятельности, степени самостоятельной и творческой работы учащихся в процессе освоения программы. Все практические работы, которые должны будут выполнять школьники (экскурсии, проекты, микроисследования и т.п.), необходимо представить и описать в программе;

- содержание деятельности может быть представлено единицей внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, заседание клуба и т.п.);

- содержание программы должно отражать опыт эмоционально-личностного отношения к миру, стимулировать интерес школьников к мировоззренческим, нравственно-этическим вопросам.

Важную роль в программе играет тематический план,который позволяет точно сбалансировать содержание внеурочной образовательной деятельности учащихся по четвертям в течение учебного года. Для его составления необходимо разделить предполагаемое содержание курса на модули или разделы, темы, выделить необходимое количество времени на каждый из них. Для каждой темы целесообразно указать, какие виды работ, средства обучения могут быть использованы.

Формы оценки результатов внеурочной образовательной деятельностидолжны быть представлены чёткими критериями, понятными учащимся. Во многом такие критерии определяют взаимоотношения учителя и ученика во время обучения, поэтому они должны соответствовать ряду требований:

- необходимо указать, какие именно компоненты содержания подлежат оцениванию;

- описать средства и методы оценивания, особенно для заданий творческого характера;

- средства контроля должны быть разнообразными, позволяющими оценить знания и умения учащихся, проследить изменения в развитии и личностных качествах школьников;

- средства контроля должны соответствовать целям и задачам внеурочной образовательной деятельности;

- элементы обязательного содержания программы должны подлежать точному оцениванию.

В данном разделе должны быть представлены формы оценки результатов внеурочной образовательной деятельности учащихся.

Наиболее удобными формами представления образовательных результатов внеурочной деятельности являются следующие: портфолио ученика; самооценка; выставка достижений учащихся и др.

Одной из наиболее эффективных форм является портфолио – перспективная, но новая для нашей школы процедура, что порождает, как следствие, целый ряд затруднений и вопросов: кто именно (ученик, учитель, родители) должен вести портфолио? Как мотивировать ученика на ведение портфолио? Сможет ли ученик, тем более первоклассник, самостоятельно справиться с этой задачей? Кем и на каком основании осуществляется отбор материалов для портфолио? И самое главное: каким образом и на каком законном основании материалы портфолио могут быть использованы для оценки образовательных достижений ученика?

Сегодня не существует сколько-нибудь определенных ответов на эти вопросы, поскольку опыт использования портфолио еще очень небольшой. Очевидно, это поле для увлекательной опытно-экспериментальной работы, участниками которой могут стать все заинтересованные стороны образовательного процесса. Однако на некоторые вопросы можно попытаться ответить уже сейчас.

Представляется справедливым, если создание и ведение портфолио станет прежде всего задачей семьи ученика, учитель же будет оказывать семье консультативную поддержку в этом вопросе. Важно, что в этом случае родители получат реальную возможность обсуждать вместе с учеником его успехи и неудачи, ставить совместные цели и искать пути их достижения; увидят и смогут оценить реальные (а не выраженные в обезличенных баллах) успехи ребенка; научатся замечать, как растет их ученик, как постепенно меняется его деятельность. Чтобы привлечь семью и ребенка к этой работе, заинтересовать их, очевидно, не стоит предлагать готовых образцов, лучше вместе обсудить, каким должен быть портфолио первоклассника нашей школы, класса? Не нужно стремиться к законченному варианту структуры портфолио, с течением времени она может меняться, дополняться, обогащаться какими-то разделами по инициативе любой из сторон, сохраняя в то же время необходимый общий «костяк», перечень обязательных разделов.

Сложность формирования портфолио и дальнейшей работы с его материалами нередко возникает из-за отсутствия четких представлений о том, каким требованиям должен отвечать материал, помещаемый в портфолио. Без выработки подобных критериев (требований) портфолио рискует превратиться в склад, своеобразное хранилище всех созданных ребенком работ и перестанет быть интересным и, что не менее важно, функциональным. Следовательно, необходимо снабдить каждый раздел портфолио перечнем требований к материалам (продуктам деятельности). Тогда портфолио может стать средством формирования умений самооценки, самостоятельного предъявления требований к своей работе. Сравнивая по этим критериям свои работы, например, лучшие сочинения, выполненные в разные периоды обучения, ребенок может воочию наблюдать собственный рост, а обмениваясь портфолио с другими учениками, учиться корректно оценивать деятельность другого (такая работа может быть организована, например, в форме создания устного или письменного отзыва о портфолио товарища по заранее оговоренным рубрикам: «Это интересно!» «Хочу посоветовать» и др.).

Кроме того, наличие таких критериев как раз и позволит использовать портфолио для оценки образовательных результатов. Кто должен разрабатывать эти критерии? Думается, ответ очевиден - это еще одно поле для организации совместной деятельности в самом широком смысле. Сама же процедура использования материалов портфолио для оценки образовательных результатов учащихся при их аттестации, как и основные ситуации такого использования, должны регламентироваться специальным документом - Положением о портфолио ученика.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.