Здавалка
Главная | Обратная связь

Инструментарий психолога-консультанта



Возможность использования эмпирических методов в психологическом консультировании. Наблюдение как метод и его виды. Наблюдение непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, включенное и невключенное, сплошное и выборочное, долговременное и кратковременное, каузальное и эпизодическое, внешнее и внутреннее. Симптомы наблюдения. Достоинства и недостатки метода.

Наблюдение в психологическом консультировании. Сложность процесса наблюдения. Влияние результатов наблюдения на течение терапевтической сессии, на процесс беседы, диалога. Метод эксперимента. Характеристика эксперимента: активная позиция консультанта, создание специальной ситуации, в которой проявляется необходимое свойство. Констатирующий и формирующий эксперимент в психологическом консультировании. Требования к психологу-консультанту, осуществляющему эксперимент. Эксперимент в индивидуальном и групповом консультировании. Сходства и различия.

Эксперимент в психотерапии и творчество психотерапевта.

Метод беседы. Требования к организации беседы. Беседа стандартизированная и нестандартизированная. Основные приемы установления контакта. Основные приемы ведения беседы. Вопросы беседы. Типы вопросов. Вопросы прямые и косвенные, открытые и закрытые, проективные и безличные, внушающие и директивные.

Клиническая беседа: её структура, цель, план проведения. Особенности вопросов клинической беседы.

Диалог в психологическом консультировании. Его составляющие. Отличие диалога от консультативной беседы и терапевтического интервью.

Консультационное (терапевтическое) интервью. Его фазы и стадии. Особенности начала сессии. Структурирование сессии. Процессуальные цели консультативного интервью. Завершение интервью. Особенности сбора информации о клиенте и природе его проблем. Примерные вопросы для сбора анамнеза.

Ассоциация как явление. Типы ассоциаций. Механизм ассоциаций. Роль ассоциаций в психической жизни.

Ассоциативный эксперимент (К.Г.Юнг, М.Вертгеймер. А.Р.Лурия). Латентное время. Сопряженная моторная методика (А.Р.Лурия). Типы ассоциативного эксперимента: свободный, направленный, цепной. Понятие об «аффективных комплексах испытуемого».

Методика парных ассоциаций. Тест словесных ассоциаций.

Проекция как психологический механизм. Проекция как методический принцип.

Проективные методики и техники. Целесообразность их применения в психологическом консультировании. Проективные тесты. Их многообразие, достоинства и недостатки.

Методы и методики работы с супружескими отношениями. Сканирование семейной системы. Коллаж семьи. Рисунок семьи. Семейная расстановка. Другие методы.

Проблемы супружеского общения. Техники развития коммуникативных навыков членов семьи.

Проблема контроля и влияния. Техники перевода локуса внимания клиентов с вопросов о власти и доминировании на вопросы о чувствах.

Исследование эмоциональных потребностей членов семьи: «Воспоминания», «Семейные фотографии», семейное кукольное интервью и др.

Техника заключения контрактов.

Методы и методики работы с детско-родительскими отношениями. Методики и техники сканирования семейной системы. Проективные техники и тесты в консультировании детско-родительских отношений.

Проблема скрытого манипулирования в семье со взрослыми детьми. Техника «Расширение влияния».

Методы воздействия на клиента в психологическом консультировании. Терапевтические направления, использующие активную стратегию консультанта: нейро-лингвистическое программирование, гештальт-терапия, поведенческий подход и др.

Общая характеристика НЛП как метода воздействия. Основные понятия.

Работа с метафорой в психотерапии.

Общая характеристика защитных механизмов. Механизмы защиты: проекция, регрессия, отрицание, забывание, рационализация, идентификация, сублимация, изоляция, уход, реактивное образование, перенос, контрперенос и др.

Функциональное значение психологических защит. Их роль в регуляции поведения личности.

Понятие о самооценке. Функциональное значение самооценки. Самооценочные феномены. Методы исследования самооценки личности. Изучение самооценки при помощи проективных методик. Использование результатов исследования самооценки в психологическом консультировании.

Психотерапевтические цели в психодинамическом направлении. Основные стадии психоанализа. Метод свободных ассоциаций. Толкование сновидений. Символика сновидений. Ошибочные действия, описки, оговорки, ослышки. Интерпретация как метод. Анализ сопротивления. Анализ переноса.

Техники личностно-ориентированной терапии.

Психотерапевтические цели в клиент-центрированном подходе К.Роджерса. Семь этапов психотерапевтического процесса. Вербализация. Отражение эмоций.

Логотерапия. Метод дерефлексии. Метод парадоксальной интенции. Персональное осмысление жизни. «Сократовский диалог». Основные понятия экзистенционального подхода. Задачи психолога-консультанта в экзистенциональной психотерапии. Подходы к решению задач основной личностной экзистенциальной проблематики: упор на развитие самосознания; культивирование свободы ответственности; помощь в открытии или создании смысла; уникальность и идентичность; работа с тревогой. Техники исследования клиент-терапевтических отношений; отношения клиента со временем.

Пять уровней невроза в гештальт-терапии. Психотерапевтические цели гештальт-терапии. Психотехники в гештальт-терапии: техники усиления; фрустрирующие техники; техники внутриличностной интеграции; психодраматические техники; проективные техники; работа с прошлым.

Психотерапевтические цели рационально-эмотивной терапии. Этапы проработки «ABC-схемы». Психотехники РЭТ: обсуждение и опровержение иррациональных взглядов, когнитивное домашнее задание, рационально-эмотивное воображение, ролевая игра, «атака на страх» и др.

Психотерапевтические цели когнитивного подхода. Этапы когнитивной психотерапии. Психотехники: «Сократовский диалог», «заполнение пустоты», декатастрофизация, когнитивная реатрибуция, переформулирование, децентрализация, проверка гипотезы, планирование деятельности и др.

Психотерапевтические цели в поведенческом подходе. Методика «негативного воздействия». Методика «скилл-терапии», её этапы. Методики формирования поведения: «шейпинг», «сцепление», «фелинг» (затухание). Методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления: «положительное подкрепление», «контроль стимула», «оценка ответов», «насыщение», «наказание» и др.

Метод систематической десенсибилизации, этапы его процедуры. Поведенческий контракт. Социальное моделирование. Тренинг ассертивности. Ограничения поведенческих техник.

Психотерапевтические цели арт-терапии.

Психокоррекционные механизмы арт-терапии. Техника активного воображения. Процесс творчества. Методы активной и пассивной арт-терапии. Основные направления в арт-терапии. Приемы и средства различных направлений арт-терапии.

Психотерапевтические цели телесно-ориентированной терапии. Основные процедуры телесной терапии: дыхание, напряженные позы и оценка физического состояния, двигательные упражнения, физические контакты. Метод Фельденкрайса. Метод Александера. Рольфинг (структурная интеграция). Первичная терапия Артура Янова. Своеобразие индивидуальной и групповой телесной терапии.

Танце-двигательная терапия. Психодинамические методы танцевальной терапии: техника «тело - Эго», танце-двигательная терапия П.Бернстайна, психомоторный тренинг Пессо.

Групповой консультант как фасилитатор, терапевт, учитель, катализатор, инструктор, гид, исследователь, эксперт.

Задачи группового консультанта для успешного ведения группы. Инициация и обеспечение взаимодействия между членами группы. Ориентировка членов группы в осознании групповой динамики. Сензитивное и активное слушание невербальной и вербальной коммуникации членов группы. Создание атмосферы, позволяющей исследовать личностно значимые трудности. Установление ограничений, групповых правил, защита членов группы. Привлечение внимания к способам получения членами группы максимальной пользы от группового опыта.

Способы установления доверия. Способы поддержания атмосферы доверия в группе. Сопровождение фазы групповых конфликтов. Осознание сопротивления, конкуренции, конфронтации, соперничества, борьбы за власть, нападения и вызова групповому консультанту. Способы принятия вызова.

Сопровождение самораскрытия, конфронтации.

Сопровождение обратной связи. Виды обратной связи, их польза для членов группы.

Сопровождение завершения группового процесса.

Организация групповых процессов в групповом психологическом консультировании. Организация и проведение встречи. Сопровождение осознания участниками группы своих переживаний, поведенческих и эмоциональных паттернов.

Организация и проведение групповых экспериментов. Обеспечение безопасности клиента.

Организация внутригрупповой конфронтации.

Целесообразность групповой конфронтации.

Организация обратной связи. Шеринг.

Организация завершения группового процесса.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.