Здавалка
Главная | Обратная связь

Терапевтические версии



Выдвинуть предположения относительно характера отношений, мотивов поступков, механизмов психологической защиты, искажения восприятия обратившегося за помощью человека. Делать ссылки на используемую теорию и ее автора. Сделать предположения о характере запроса клиента (ложный или истинный) и о том, в какие трансферные отношения клиент приглашает вступить консультанта.

 

3. Планирование консультативной работы
Какова ваша версия, в чем может состоять помощь этому

клиенту?

Написать адресно, как если бы вы напрямую обращались к клиенту:

• уточняющие вопросы, которые стоит задать клиенту
для прояснения его чувств и обстоятельств жизни

• переформулированный вами запрос на работу

• фрагмент теории, которым вы считаете нужным
поделиться с клиентом.

Пример:

«Мою жену Оксану мать воспитывала в духе долга перед родителями, да и сейчас постоянно твердит, что она ей обязана, что она неблагодарная, что от нее куска хлеба в старости не допросишься.

В прошлом году мы жили у тещи три месяца. Ужасное время: скандалы, претензии, обвинения в неблагодарности, в том, что живем неправильно...

Мать мою жену с детства затюкала, задавила. После окончания университета Оксана сидит дома, не работает, считает, что не справится, чувствует себя неполноценной...

Сейчас теща, недавно перенесшая операцию удаления доброкачественной опухоли, требует, чтобы Оксана ехала к ней помогать жить. А теща, между прочим, не одна живет. С ней живет ее сын. Он ничего не делает, а мать в нем души не чает, во всем ему потакает.

Посоветуйте, как нам быть».

 

1. Структурирование ситуации

 

           
   
 
   
 


Система 1: мать, сын, дочь Оксана

Система 2: муж (клиент), жена Оксана

Клиент о своих чувствах прямо не говорит. Можно предположить, что он злится на тещу и ее сына. Что он чувствует к своей жене - не известно.

Когда я слушаю эту историю, я испытываю:

- злость к теще клиента (Вот деспот!);

- злость к сыну тещи (Хорошо устроился!)

- жалость к Оксане (заездили! такая хорошая дочка у такой
плохой матери!), но и злость к ней (что ты маленькая? Не
можешь постоять за себя?);

- сочувствие к клиенту (вот попал! Ну и семейка!)

2. Терапевтическая версия

Первое, на что обращаешь внимание - это на сильные чувства, возникающие у меня как у консультанта. Видимо, я приглашена клиентом в трансферные отношения. Мне полагается роль «спасателя», «защитника», значимой фигуры, которая как-то все разрешит. Здесь необходимо быть осторожной, чтобы не войти в эту реактивную роль и не начать «спасать» клиента. Я предполагаю, что клиент и члены семьи разворачивают «драматический треугольник» (теория Эрика Берна, трансактный анализ)

В драматическом треугольнике" представлены три роли –

'жертва", "преследователь" и "защитник":

               
   
 
   
 
   
 

 

 


«Драматический треугольник» демонстрирует всю мощь Реактивного Поведения как системы.

«Жертву» можно распознать по таким установкам или высказываниям, как: «Какой я несчастный! Почему все это происходит именно со мной?! Никто меня не понимает!» Очень важно различать реальных и реактивных жертв. Люди бывают доставлены в неловкое положение, подвергаются жестокому обращению или насилию и это реальные жертвы. Реактивные «жертвы» имеют стереотипные реакции, которые постепенно становятся автоматическими и суперпостоянными в многообразии жизненных ситуаций. На эту роль претендует Оксана.

«Преследователь» обвиняет других в своих проблемах. Это мать Оксаны.

 

«Спасатель» пытается представить свои проблемы так, чтобы избежать конфликтов и выражения чувств. Он старается всех успокоить. В этом случае он часто теряет из виду суть проблемы. Поведение «Спасателя» довольно трудно распознать, оно получает немалую общественную поддержку, т.к. воспринимается как кооперация, сострадание, попытка удержать конфликт под контролем. В нашей ситуации это клиент. Он пришел ко мне с ложным запросом (т.е. с запросом изменить другого человека), чтобы я присоединилась к нему, к «защитнику», усилила эту роль. Мы бы стали «преследователями за правое дело», «уничтожили» бы тещу, «освободили» бы «жертву» Оксану и настало бы счастье. Но это иллюзия.

Планирование консультативной работы

Основная версия терапевтической работы: прояснение чувств клиента, помощь в осознании своего реактивного поведения, помощь в прояснении и формировании взрослой ответственной позиции в его взаимоотношениях с женой.

Вопросы к клиенту:

• В чем могла бы состоять моя помощь вам?

• Что вы чувствуете к теще, к ее сыну?

• Что вы чувствуете к своей жене? Возможно, у вас есть
амбивалентные чувства? Считаете ли вы ее взрослой
самостоятельной женщиной?

• Каково вам в этой ситуации? Что выиспытываете?

• Что вам нравится в той жизни, которую вы ведете?
Счастливы ли вы?

• Что вам не нравится? Что вы хотели бы изменить?

• Бывают ли у вас с женой душевные разговоры?

• Говорили ли вы с ней о своих чувствах к ней? О своем
недовольстве?

• Знаете ли вы о том, что такое «Драматический
треугольник»?

Я рассказала бы клиенту:

Если опираться на факты этой истории, то можно предположить, что, несмотря на то, что Оксана - взрослая женщина, она продолжает быть сильно эмоционально привязана к своей матери. Возможно, желание быть «хорошей дочкой» (интроективная модель жизни, полученная от матери) инфантилизирует Оксану. Она как бы перестала взрослеть, отдала ответственность за свою жизнь, став «жертвой». Однако известно, что у каждой подобной «жертвы» есть рентная выгода, т.е. свои причины не расти, не взрослеть. Это способ не делать ответственные жизненные выборы («я очень занята, у меня мать - деспот, а я хорошая - я ей помогаю»). Кроме того, человек, обычно играющий роль «жертвы», часто сам провоцирует других людей на принятие соответствующих ролей и не дает места прямым реальным отношениям.

Роль «спасателя» кажется такой естественной, такой правильной. Однако, она тоже реактивна, и лишь поддерживает, укрепляет как роль «преследователя», так и «жертвы». У этой роли есть своя рентная выгода. Что вы об этом думаете?

 

Примерные вопросы:

1 блок

1. Психологическое консультирование как профессиональная
деятельность. Психологическое консультирование и психотерапия.

2. Методологическая основа позиции психолога-консультанта.

3. Сферы применения консультирования. Подготовка и становление консультанта.

4. Личностные характеристики эффективного консультанта.

5. Психоаналитические подходы к консультированию.

6. Гуманистические и аффективные подходы к консультированию.

7. Когнитивно-поведенческие подходы к консультированию.

8. Построение персональной теории консультирования.

9. Консультирование как процесс. Структура сессии.

10. Навыки психолога-консультанта.

11. Контакт и диалог в психологическом консультировании.

12. Характеристики эффективных отношений консультирования. Взаимоотношения клиента и консультанта.

13. Навыки руководителя группы. Компетентность группового
консультанта.

14. Стадии и фазы группового процесса.

15. Специфика индивидуального консультирования.

16. Специфика группового консультирования.

17. Организация пространства в индивидуальном и групповом консультировании.

18. Этические проблемы психологического консультирования.

19. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Приемы и способы самоподдержки психолога-консультанта.

20. Современное состояние и перспективы развития психологического консультирования в России и за рубежом. Роль психотерапии в жизни современного человека.

2 блок

1. Особенности консультирования супружеских отношений.

2. Специфика психологического консультирования детско-родительских отношений.

3. Специфика консультирования по проблемам, связанным с детьми и подростками.

4. Консультирование при сексуальных проблемах.

5. Психологическое консультирование беременных женщин и молодых матерей.

6. Работа психолога-консультанта с психосоматическими заболеваниями.

7. Работа психолога-консультанта с зависимостями.

8. Психологическое консультирование созависимого поведения.

9. Работа психолога-консультанта с острым горем.

10. Психологическое консультирование кризисных состояний.

11. Психологическое консультирование выбора профессии.

12. Консультирование по выбору и развитию карьеры.

13. Психологическое консультирование специфических групп
клиентов.

14. Проблемы половых различий в консультировании.

15. Дистантное консультирование.

16. Проблема ответственности в психологическом консультировании.

17. Работа психолога-консультанта с психологическими защитами. События на границе-контакт.

18. Психодиагностика в консультировании.

19. Исследования и оценка в консультировании. Супервизия.

20. Терапия искусством в психологическом консультировании.

 

 

3 блок

 

1. Общая характеристика метода наблюдения. Наблюдение в психологическом консультировании.

2. Виды эксперимента. Эксперимент в консультировании.

3. Общая характеристика беседы как метода. Беседа и диалог в психологическом консультировании. Сходство и отличие.

4. Терапевтическое интервью.

5. Ассоциативный метод в консультировании.

6. Проективные методики в консультировании.

7. Методы и методики для работы с супружескими отношениями.

8. Методы и методики для работы с детско-родительскими отношениями.

9. Общая характеристика методов воздействия.

10. Общая характеристика защитных механизмов. Их роль в регуляции поведения личности.

11. Методы самооценки личности.

12. Основные методы психоанализа.

13. Техники личностно-ориентированной терапии.

14. Основные техники гештальт-терапии.

15. Техники и процедуры рационально-эмотивной и когнитивной терапии.

16. Методы в поведенческом подходе.

17. Методы и техники арт-терапии.

18. Методы и техники телесно-ориентированной терапии.

19. Сопровождение групповой инамики групповым консультантом.

20. Методы организации групповых процессов в групповом психологическом консультировании.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.