Терапевтические версии
Выдвинуть предположения относительно характера отношений, мотивов поступков, механизмов психологической защиты, искажения восприятия обратившегося за помощью человека. Делать ссылки на используемую теорию и ее автора. Сделать предположения о характере запроса клиента (ложный или истинный) и о том, в какие трансферные отношения клиент приглашает вступить консультанта.
3. Планирование консультативной работы клиенту? Написать адресно, как если бы вы напрямую обращались к клиенту: • уточняющие вопросы, которые стоит задать клиенту • переформулированный вами запрос на работу • фрагмент теории, которым вы считаете нужным Пример: «Мою жену Оксану мать воспитывала в духе долга перед родителями, да и сейчас постоянно твердит, что она ей обязана, что она неблагодарная, что от нее куска хлеба в старости не допросишься. В прошлом году мы жили у тещи три месяца. Ужасное время: скандалы, претензии, обвинения в неблагодарности, в том, что живем неправильно... Мать мою жену с детства затюкала, задавила. После окончания университета Оксана сидит дома, не работает, считает, что не справится, чувствует себя неполноценной... Сейчас теща, недавно перенесшая операцию удаления доброкачественной опухоли, требует, чтобы Оксана ехала к ней помогать жить. А теща, между прочим, не одна живет. С ней живет ее сын. Он ничего не делает, а мать в нем души не чает, во всем ему потакает. Посоветуйте, как нам быть».
1. Структурирование ситуации
Система 1: мать, сын, дочь Оксана Система 2: муж (клиент), жена Оксана Клиент о своих чувствах прямо не говорит. Можно предположить, что он злится на тещу и ее сына. Что он чувствует к своей жене - не известно. Когда я слушаю эту историю, я испытываю: - злость к теще клиента (Вот деспот!); - злость к сыну тещи (Хорошо устроился!) - жалость к Оксане (заездили! такая хорошая дочка у такой - сочувствие к клиенту (вот попал! Ну и семейка!) 2. Терапевтическая версия Первое, на что обращаешь внимание - это на сильные чувства, возникающие у меня как у консультанта. Видимо, я приглашена клиентом в трансферные отношения. Мне полагается роль «спасателя», «защитника», значимой фигуры, которая как-то все разрешит. Здесь необходимо быть осторожной, чтобы не войти в эту реактивную роль и не начать «спасать» клиента. Я предполагаю, что клиент и члены семьи разворачивают «драматический треугольник» (теория Эрика Берна, трансактный анализ) В драматическом треугольнике" представлены три роли – 'жертва", "преследователь" и "защитник":
«Драматический треугольник» демонстрирует всю мощь Реактивного Поведения как системы. «Жертву» можно распознать по таким установкам или высказываниям, как: «Какой я несчастный! Почему все это происходит именно со мной?! Никто меня не понимает!» Очень важно различать реальных и реактивных жертв. Люди бывают доставлены в неловкое положение, подвергаются жестокому обращению или насилию и это реальные жертвы. Реактивные «жертвы» имеют стереотипные реакции, которые постепенно становятся автоматическими и суперпостоянными в многообразии жизненных ситуаций. На эту роль претендует Оксана. «Преследователь» обвиняет других в своих проблемах. Это мать Оксаны.
«Спасатель» пытается представить свои проблемы так, чтобы избежать конфликтов и выражения чувств. Он старается всех успокоить. В этом случае он часто теряет из виду суть проблемы. Поведение «Спасателя» довольно трудно распознать, оно получает немалую общественную поддержку, т.к. воспринимается как кооперация, сострадание, попытка удержать конфликт под контролем. В нашей ситуации это клиент. Он пришел ко мне с ложным запросом (т.е. с запросом изменить другого человека), чтобы я присоединилась к нему, к «защитнику», усилила эту роль. Мы бы стали «преследователями за правое дело», «уничтожили» бы тещу, «освободили» бы «жертву» Оксану и настало бы счастье. Но это иллюзия. Планирование консультативной работы Основная версия терапевтической работы: прояснение чувств клиента, помощь в осознании своего реактивного поведения, помощь в прояснении и формировании взрослой ответственной позиции в его взаимоотношениях с женой. Вопросы к клиенту: • В чем могла бы состоять моя помощь вам? • Что вы чувствуете к теще, к ее сыну? • Что вы чувствуете к своей жене? Возможно, у вас есть • Каково вам в этой ситуации? Что выиспытываете? • Что вам нравится в той жизни, которую вы ведете? • Что вам не нравится? Что вы хотели бы изменить? • Бывают ли у вас с женой душевные разговоры? • Говорили ли вы с ней о своих чувствах к ней? О своем • Знаете ли вы о том, что такое «Драматический Я рассказала бы клиенту: Если опираться на факты этой истории, то можно предположить, что, несмотря на то, что Оксана - взрослая женщина, она продолжает быть сильно эмоционально привязана к своей матери. Возможно, желание быть «хорошей дочкой» (интроективная модель жизни, полученная от матери) инфантилизирует Оксану. Она как бы перестала взрослеть, отдала ответственность за свою жизнь, став «жертвой». Однако известно, что у каждой подобной «жертвы» есть рентная выгода, т.е. свои причины не расти, не взрослеть. Это способ не делать ответственные жизненные выборы («я очень занята, у меня мать - деспот, а я хорошая - я ей помогаю»). Кроме того, человек, обычно играющий роль «жертвы», часто сам провоцирует других людей на принятие соответствующих ролей и не дает места прямым реальным отношениям. Роль «спасателя» кажется такой естественной, такой правильной. Однако, она тоже реактивна, и лишь поддерживает, укрепляет как роль «преследователя», так и «жертвы». У этой роли есть своя рентная выгода. Что вы об этом думаете?
Примерные вопросы: 1 блок 1. Психологическое консультирование как профессиональная 2. Методологическая основа позиции психолога-консультанта. 3. Сферы применения консультирования. Подготовка и становление консультанта. 4. Личностные характеристики эффективного консультанта. 5. Психоаналитические подходы к консультированию. 6. Гуманистические и аффективные подходы к консультированию. 7. Когнитивно-поведенческие подходы к консультированию. 8. Построение персональной теории консультирования. 9. Консультирование как процесс. Структура сессии. 10. Навыки психолога-консультанта. 11. Контакт и диалог в психологическом консультировании. 12. Характеристики эффективных отношений консультирования. Взаимоотношения клиента и консультанта. 13. Навыки руководителя группы. Компетентность группового 14. Стадии и фазы группового процесса. 15. Специфика индивидуального консультирования. 16. Специфика группового консультирования. 17. Организация пространства в индивидуальном и групповом консультировании. 18. Этические проблемы психологического консультирования. 19. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Приемы и способы самоподдержки психолога-консультанта. 20. Современное состояние и перспективы развития психологического консультирования в России и за рубежом. Роль психотерапии в жизни современного человека. 2 блок 1. Особенности консультирования супружеских отношений. 2. Специфика психологического консультирования детско-родительских отношений. 3. Специфика консультирования по проблемам, связанным с детьми и подростками. 4. Консультирование при сексуальных проблемах. 5. Психологическое консультирование беременных женщин и молодых матерей. 6. Работа психолога-консультанта с психосоматическими заболеваниями. 7. Работа психолога-консультанта с зависимостями. 8. Психологическое консультирование созависимого поведения. 9. Работа психолога-консультанта с острым горем. 10. Психологическое консультирование кризисных состояний. 11. Психологическое консультирование выбора профессии. 12. Консультирование по выбору и развитию карьеры. 13. Психологическое консультирование специфических групп 14. Проблемы половых различий в консультировании. 15. Дистантное консультирование. 16. Проблема ответственности в психологическом консультировании. 17. Работа психолога-консультанта с психологическими защитами. События на границе-контакт. 18. Психодиагностика в консультировании. 19. Исследования и оценка в консультировании. Супервизия. 20. Терапия искусством в психологическом консультировании.
3 блок
1. Общая характеристика метода наблюдения. Наблюдение в психологическом консультировании. 2. Виды эксперимента. Эксперимент в консультировании. 3. Общая характеристика беседы как метода. Беседа и диалог в психологическом консультировании. Сходство и отличие. 4. Терапевтическое интервью. 5. Ассоциативный метод в консультировании. 6. Проективные методики в консультировании. 7. Методы и методики для работы с супружескими отношениями. 8. Методы и методики для работы с детско-родительскими отношениями. 9. Общая характеристика методов воздействия. 10. Общая характеристика защитных механизмов. Их роль в регуляции поведения личности. 11. Методы самооценки личности. 12. Основные методы психоанализа. 13. Техники личностно-ориентированной терапии. 14. Основные техники гештальт-терапии. 15. Техники и процедуры рационально-эмотивной и когнитивной терапии. 16. Методы в поведенческом подходе. 17. Методы и техники арт-терапии. 18. Методы и техники телесно-ориентированной терапии. 19. Сопровождение групповой инамики групповым консультантом. 20. Методы организации групповых процессов в групповом психологическом консультировании. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|