Раздел 5. Социально-психологические особенности поликультурного образования.
Взаимодействие педагогов с учащихся – культурно-коммуникативные барьеры (вербальные и невербальные). Взаимодействие учащихся друг с другом учащихся – культурно коммуникативные барьеры (вербальные и невербальные).
Поликультурное образование как создание пространства эффективной межкультурной коммуникации в образовательной среде.
Культура мира и гражданское общество. Образовательная среда как фактор созидания и распространения культуры мира (Б.Риэрдон). Возможности и образовательные технологии. Роль личности педагога в становлении культуры межнационального общения и культуры мира (А.Сыродеева).
Поликультурное образование как борьба с предубеждениями и дискриминацией и формирование культуры мира. Технологии межкультурной коммуникации в образовании. «Мозаичный класс» Э.Аронсона. Кросс-культурный менеджмент в образовательной среде как технология формирования культуры мира. Профилактика ксенофобии в циклограмме работы образовательного учреждения.
Методы формирования культуры мира в рамках воспитательной работы образовательного учреждения: фестивали, конференции, выставки, классные часы. Методические рекомендации по организации и проведению. Метод проектов и его использование в профилактике ксенофобии. Методические особенности организации проектной деятельности по проблемам культуры мира.
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами:
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последую-щих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
|
1.
| Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса;
|
| *
| *
| *
| *
|
2.
| Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
| | | *
| | *
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий:
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Сем.
| Самостоят.
работа
студента
| Всего
|
| Историко-культурные предпосылки поликультурного образования.
|
|
|
|
|
| Теоретико-методологические основы поликультурного образования.
|
|
|
|
|
| Психологические и социологические исследования как ориентиры при организации поликультурного образования.
|
|
|
|
|
| Индивидуализация обучения как необходимое условие организации поликультурного образования.
|
|
|
|
|
| Социально-психологические особенности поликультурного образования.
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
6. Лабораторный практикум– не предусмотрен учебным планом.
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)– не предусмотрены учебным планом.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
- Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.,2005
- Мацумото Д. Человек. Культура. Психология. – СПб., 2008.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Аспект-пресс, 2007.
- Триандис Г. Культура и социальное поведение. – М.,2010.
- Хухлаева О.В. Этнопедагогика: Социализация детей и подростков в традиционной культуре: Учебное пособие. МПСИ, 2008
б) дополнительная литература:
- Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.-Воронеж, 2000.
- Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в США и Канаде // Мир образования - образование в мире. - 2002. - N 4. - С. 79-87
- Коул М. Культурно-историческая психология. – М.,1997.
- Малявина С.С., Фадеева О.В., Ульянкина Ю.А. Поликультурное образование- проблемы, перспективы, содержание Саранск 2007
- Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях //Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 41-47.
- Риэрдсон Б. Толерантность – дорога к миру. - М., 2001
- Солдатова Г.У. и др. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности. – М.:Смысл,2002.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум. М.,2008
- Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США). – Москва: Издательство “Еврошкола”, 2003.
- Хакимов Э.Р. Профессиональная компетентность педагогов-психологов в области межэтнических отношений и ее формирование у студентов ,, психология образования, 2008, № 1, с. 74-81
- Arasaratnam L.A., Doerfel M. L. Intercultural communication competence: Identifying key components from multicultural perspectives // International Journal of Intercultural Relations. Volume 29, Issue 2 , March 2005, Pages 137-163
- Multicultural Education: Issues and Perspectives / ed. by Banks J.A., McGee C.A. Banks USA, 2009
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.