АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОГРАММНО – ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ЕЁ РЕШЕНИЯ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В настоящее время в России проживает около 12 миллионов инвалидов, из них 30-35% являются инвалидами трудоспособного возраста (женщины с 18 до 55 лет, мужчины с 18 до 65 лет). Несмотря на то, что появляются государственные бизнес-проекта помощи инвалидам, многие из них не ведут к улучшению ситуации и не помогают инвалидам получать профессиональное образование, в дальнейшем трудоустраиваться и сохранять свое рабочее место. Проблема обеспечения доступности получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья является актуальной для современного общества. Значимость данной проблемы обусловлена необходимостью создания условий для социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество, а также важностью реализации принципа непрерывности в системе образования. Кроме того, включение лиц с инвалидностью в систему профессионального образования позволяет реализовать их право на получение образования и способствовать росту конкурентоспособности этих лиц на рынке труда. В городе Нижний Тагил по состоянию на 1 сентября 2012 года числится 3751 человек, имеющих ограничения здоровья. Анализ данных, полученных в ходе мониторинга, показал, что инвалиды, особенно с тяжелой патологией, ограничены в возможностях активно участвовать в творческой, общественной жизни города и, таким образом, находятся в социальной изоляции. Структура инвалидности: на 1 месте – психические расстройства 25,4%; на 2 месте – врожденные аномалии 21,6%; на 3 месте – болезни нервной системы 19,1%. на 4 месте – болезни опорно – двигательного аппарата- 13,8% В Нижнем Тагиле проблема получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья стоит достаточно остро. Инвалиды в Нижнем Тагиле получают профессиональное образование на базе Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса. Кроме групп коррекционного вида в техникуме организовано обучение инвалидов по слуху, с участием сурдопереводчика. Студенты, имеющие инвалидность по другим заболеваниям обучаются в обычных группах в режиме свободного посещения, что в свою очередь является не очень эффективной формой получения образования для данной категории людей. Более того, в городе отсутствует возможность выбора профессионального образования, спектр предлагаемых услуг ограничен техническим профессиональным образованием. Наиболее актуальной формой организации учебного процесса для людей с ограниченными возможностями является дистанционное обучение с созданием индивидуальных учебных мест посредством современных информационно-телекомуникационных технологий.. В ГБОУ СПО СО «НТТЭК» с 2003 года успешно функционирует Центр дистанционных технологий DISTAline., что позволяет судить о востребованности данной технологии обучения как среди студентов, так и среди работодателей. Количество реализуемых специальностей увеличилось с 1 в 2004 г.до 8 в 2012г.
Рисунок 1 – Динамика реализуемых специальностей Эффективность применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе можно оценить по увеличению выпуска студентов, в том числе, получивших дипломы «с отличием».
Рисунок 2 - Выпуск студентов Центра дистанционных технологий Принципы реализации Бизнес-проекта: - принцип реализации конституционных прав граждан на получение образования; - принцип преемственности, непрерывности и добровольности образования; - принцип социально – профессиональной адаптации обучающихся к жизни в обществе; - принцип осознанного выбора профессиональной образовательной бизнес-проекта и дальнейшего её освоения; - принцип уровневой дифференциации индивидуальных особенностей и интересов обучающихся; - принцип построения обучения на основе индивидуальных образовательных программ; - принцип оперативной обратной связи; - принцип шагового технологического процесса при раскрытии и подачи учебного материала; - принцип учёта индивидуального темпа усвоения материала Дистанционное образование – это форма непрерывного образования, которое реализует права человека на образование и получение информации. В основе лежит принцип самообразования, что может рассматриваться как переход от традиционной репродуктивной парадигмы освоения знаний к образованию, основанному на активной, конструктивной и креативной совместной деятельности педагога и студента. Дистанционное обучение позволит существенно расширить информационные рамки учебного содержания, повысить качество образовательных услуг при наименьших затратах. Дистанционное образование обладает такими преимуществами как: 1). Гибкость и доступность. Это возможность получать образование для всех категорий населения в удобное время, в удобном месте и темпе. 2). Интерактивность. Это полностью соответствуют необходимым и достаточным средствам для обучения людей с ограниченными возможностями. 3). Развитие и воспитание личности посредством современных педагогических методов самореализации студента. 4). Формирование высокоразвитой системы управления знаниями путем использования в учебном процессе новейших информационных и коммуникационных технологий. Это позволяет учебному заведению предоставить студентам систематизированную информацию, обеспечить сохранение и систематизацию процесса получения знаний, доступ к информации из любого места. Это позволяет студенту развить умение поиска и работы с информацией, расширить горизонты познания. 5). Формирование новой роли и высококвалифицированной личности преподавателя – как педагога-наставника и одновременно педагога-партнера. 6). Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, концентрированное предоставление учебной информации и мультидоступ к ней, снижение количества кадрового персонала снижают затраты на подготовку специалистов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|