Взгляд на образование Яна Амоса Коменского
Различные взгляды на педагогику у известных деятелей образования У Я.А. Коменского: человек - разумное создание природы, его стремление к добродетели заложено природой, оно закономерно. Воспитание должно соответствовать закономерностям природы, осуществляться непрерывно, в определенном порядке, без принуждения. У Дж. Локка: отрицание врожденных идей; люди от природы свободны от заблуждений и предрассудков, но их потребности, стремления, «инстинкты поведения» обусловлены биологической и социальной природой человека; с помощью воспитания можно изменить свойства и качества психики ребенка. Необходимо знать, каковы природные задатки, как их можно совершенствовать. Людей можно сделать добродетельными, счастливыми. Преуспевает только тот, кто достигает своих интересов, считаясь с интересами других. У Ж.-Ж. Руссо: воспитание как следование естественной природе ребенка, учет его возрастных особенностей, духовных сил, уважение свободы, основанной на труде. Развитие стремления «естественного существа» стать общественным. Недопустимость насилия над детьми, оказание помощи ребенку в развитии его задатков и склонностей, заложенных природой. Воспитание - не подготовка к жизни, а сама жизнь. У И.Г. Песталоцци: совершенствование человеческой природы в процессе деятельности, подчинение плоти и крови духовной природы человека. Искусство воспитания - в познании подлинного духа развития организма ребенка. Истинно гуманный дух сил человека заключен в вере и любви, в опоре на народность. У А. Дистервега: глубокое знание воспитателем законов развития природы ребенка в соответствии с их возрастом и содействие ее своеобразному развитию; учет достижений социальной, культурной жизни общества в целях осуществления духовного воспитания, свободного развития личности. У К.Д.Ушинского: удовлетворение стремления ребенка к усовершенствованию своей природы, в том числе «внутренней» - духовной, на основе законов психического развития (стремления к деятельности); национальной самобытности, учет врожденных способностей; воспитание чувствований, развитие дара слова. У В.А.Сухомлинского: воспитание в соответствие с законами естественной и социальной природы; единство труда, красоты и духовной жизни, последовательное развитие духовно-нравственных сил ребенка, воспитание жизнью, формирование качеств гражданина, нравственная подготовка к се-мейно-брачным отношениям, учет среды обитания детей как мира их природы, самореализация личности ребенка. У Ш.А.Амонашвили: ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе присущие им черты могущества и безграничности; формирование личности на основе целостности природы ребенка; воспитание и образование как единый процесс духовно-нравственного развития, облагораживания души и сердца ребенка, воспитание с помощью самой жизни по законам гуманности. Взгляд на образование Яна Амоса Коменского Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи. Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы: ü детство - от рождения до 6 лет включительно ü отрочество - от 6 до 12 лет ü юность - от 12 до 18 лет ü возмужалость - от 18 до 24 лет В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию. Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования. Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области – академия. Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни. Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь. В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика».
Дистервег: самостоятельность мышления должна вести к сознательной деятельности в жизни. Дистервег выступил в защиту единой и всеобщей школы. Он настаивал на создании школы, которая бы была доступна всем детям независимо от сословной принадлежности, общественного положения и религиозных взглядов их родителей. А. Дистервег выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Главная задача школы, по мнению педагога, заключалась в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных прусаков». «Человек – мое имя, немец – мое прозвище», – писал Дистервег. Дистервег выдвинул три ступени возрастного развития детей школьного возраста и наметил основные направления обучения и воспитания на каждой ступени: Ø Для детей первой возрастной ступени (6 – 9 лет) характерны повышенная физическая активность склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следует уделять чувственному познанию и упражнению чувств. Ø Школьникам второй возрастной ступени (9 – 14 лет) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать. Анализировать. Ø Третья ступень охватывала школьников в возрасте от 14 до 16 лет. В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые современем превратятся в убеждения.
Современность: Учитывая всё вышесказанное, логично предположить развивающе-воспитывающее и образовывающее обучение, которое является: Не догматическим, ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|