Здавалка
Главная | Обратная связь

Профессиональная подготовка, развитие и саморазвитие педагога

Лекция 4

 

Выдающийся педагог А. Макаренко среди требований к профессиональному саморазвитию учителя определял требовательность и уважительное отношение к личности. Он также отмечал, что дети простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Более всего ценят они педагога за мастерство, квалификацию, золотые руки, глубокое знание предмета, ясный ум.

В работах А. Макаренко отмечено и другие профессиональные качества учителя: пунктуальность, уважение к точности, самоотверженность, честность, трудолюбие, воля, мужество, целеустремленность [13].

В. Сухомлинский понятие «хороший учитель» раскрывал следующим образом: «Это прежде всего человек, который любит детей, испытывает радость от общения с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердца детские радости и беды, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком. Хороший учитель - это, во-вторых, тот, кто хорошо знает науку, на основе которой построен предмет, который он преподает, любит ее, знает ее горизонт - новейшие открытия, исследования, достижения ... Хороший учитель - это, в-третьих, человек, знающий педагогику и психологию, понимает и чувствует, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно. Хороший учитель - это, в-четвертых, человек, который в совершенстве владеет умениями, присущими той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела» [69, с. 114].

Педагог-новатор Ш. Амонашвили следующим образом отразил высокое предназначение Учителя:

 

Я – УЧИТЕЛЬ

Я – Любовь и Преданность, Вера и Терпение.

Я – Радость и Сорадость, Страдание и Сострадание.

Я – Истина и Сердце, Совесть и Благородство.

Я – Идущий и Дарящий, Нищий и Богатый.

Я – Учитель и Ученик. Воспитатель и Воспитанник.

Я – Прокладывающий Путь и Художник Жизни.

Я – Убежище Детства и Колыбель Человечества.

Я – Улыбка Будущего и Факел Сущего.

Я – Учитель от Бога и Соработник Бога.

 

Для осуществления педагогической деятельности учитель должен иметь профессиональную готовность.

Профессиональная готовность учителя к педагогической деятельности включает в себя:
- психологическая готовность – установка на работу в школе, сформированная направленность на педагогическую деятельность;
- научно-теоретическая готовность – это необходимый объем психолого-педагогических и специальных знаний для педагогической деятельности;
- практическая готовность – наличие сформированных на требуемых уровнях профессионально-педагогических умений и навыков;
- психофизиологическая готовность – это наличие соответственных предпосылок для педагогической деятельности, овладение определенной учительской специальностью, сформированностью профессионально-значимых качеств личности;
- физическая готовность – это соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности и профессиональной работоспособности.

Развитие личности учителя невозможно без самоопределения, т.е. наличия своей позиции в жизни, своего мировоззрения, умения понимать себя, других. Учитель вырабатывает позиции, и они отражены в мотивах к своей педагогической деятельности.

Мотивационно-личностное отношение к профессии и своей деятельности связано с профессиональным самосовершенствованием. Это является основой для творчества и продвижения учителя в социальном плане.

Карьера – путь продвижения по службе в какой-либо сфере деятельности, достижение успехов, известности, выгоды, славы. Инициатива учителя связана со стремлением к профессиональному росту. Учитель-карьерист стремится к максимальному раскрытию своего потенциала. Это творец своей судьбы. Рост может быть и по содержанию работы, и по линии административной, и вне школы, но главное – рост качественный и над другими, и над собой.

Профессиональная карьера учителя требует его собственного личностного развития: чтобы отдавать другим, надо еще больше располагать, постоянно наращивая свой потенциал.


Саморазвитие педагога – это основной инструмент его профессионального и общественного роста, совершенствования мастерства.

 

Способность к саморазвитию не появляется у педагога при получением диплома по окончании института, а приобретается в процессе работы с различными источниками информации, анализа своей работы в качестве педагога. Но это совсем не означает, что саморазвитие педагога доступно только профессионалу со стажем.

Потребность самообразования может возникнуть у каждого и на любом этапе профессионального роста, так как главная цель такого саморазвития – удовлетворение потребности определенного утверждения себя в профессии, достойное место в социальном обществе.

Саморазвитие педагога возможно только в результате объединения его личностного развития и профессионального.

Основными чертами профессионального развития считаются:

- самопознание себя с профессиональной точки зрении;

- постоянное самоопределение;

- развитие профессиональных навыков;

- самопроектирование;

- создание определенной стратегии для роста с профессиональной точки зрения своей деятельности и ее реализации.

Компоненты профессионального саморазвития педагогов ДОУ, дал основания для выделения качеств, которые характеризуют педагога ДОУ как субъекта деятельности, а именно:

- направленность (педагогическая направленность, мотивы выбора профессии);

- рефлексивность педагога;

- эмоциональная стабильность (эмоциональная устойчивость, устойчивость нервной системы);

- творчество (способность к инновационной деятельности, открытость к новому, креативность);

- активность личности педагога (динамизм, направленность на развитие ученика и саморазвитие);

- ценностные ориентации (профессиональные ценности, ценностное отношение к ребенку);

- способность принимать эффективные педагогические решения.

- Согласно Н. В. Кузьминой, существуют три типа профессионально-педагогической направленности: 1) истинно педагогическая, 2) формально педагогическая, 3) ложно педагогическая. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог (Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя. – С. 16).

 

Барьеры - это те препятствия, которые встают на жизненном пути каждого человека, только далеко не каждый способен безболезненно их преодолеть (для некоторых они вообще остаются непреодолимыми). Что касается барьеров саморазвития, то они бывают внешними и внутренними, обусловле­ны объективными и субъективными факторами.

Личностный аспект является определяющим и в представленной классификации «барьеров» основанной на положениях психологии отношений В. Мясищева [48, с.371].

Внешние объективные барьеры:

- низкая заработная плата, которая не может удовлетворить минимальные жизненные потребности;

- педагог работает в силу сложившихся обстоятельств, но как только он находит вышеоплачиваемую работу, то уходит из дошкольного учебного заведения;

- большая семья, необходимость заботиться о своих детях и родственниках - все это отнимает много времени, здесь уже не до профессионального самосовершенствования;

- большая загруженность на работе - 1,5 - 2 ставки (некому работать), что не оставляет времени и возможности для саморазвития;

- плохое состояние здоровья, необходимость поддерживать его блокируют профессиональный рост.

Внешние субъективные барьеры:

- в дошкольном заведении намеренно не создаются условия для благоприятного саморазвития педагогов;

- враждебность, зависть и давление со стороны окружения -руководства, коллег, наличие конфликтов - все это блокирует стремление конкретной личности к саморазвитию;

- отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны администрации, которой не нужны творческие, саморазвивающиеся педагоги «Ими сложно управлять».

Внутренние объективные барьеры:

- отсутствие способностей к саморазвитию, приверженность к шаблонам и стереотипам;

- отсутствие мотивов и потребностей саморазвития;

- неразвитость психологических механизмов самопознания и саморазвития: идентификации и рефлексии, самопринятия и само­прогнозирования;

- слабое владение «технологиями» саморазвития и самовоспи­тания.

Внутренние субъективные барьеры:

- собственная инертность, лень, неспособность и нежелание мобилизовать себя на изменения, личностный рост;

- разочарование в профессии из-за неудач, восприятие про­фессии как неблагодарной, изматывающей нервы, не дающей жиз­ненного удовлетворения;

- самоуверенность: «Я и так все знаю, все умею, мне незачем образовываться», блокирующая стремления к изменениям;

- отрицательное отношение к инновациям, которые нарушают привычный уклад и заставляют работать над собой;

- личность убеждена, что всякие инновации вредны и не нужны в системе образования.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.