Здавалка
Главная | Обратная связь

Учебно-методическое пособие

Психология управления

СОДЕРЖАНИЕ

· Предисловие

· Содержание дисциплины

· Планы семинарских и практических занятий

· Тематика контрольных работ

· Примерные вопросы к экзамену

· Список рекомендуемой литературы

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель преподавания дисциплины: дать основы понимания формирования группы, взаимодействия и управления с учетом психологических особенностей людей, поскольку в подсистеме трудовых отношений важную роль играют межличностные отношения, которые складываются между конкретными сотрудниками в рамках той или иной организации. Основное внимание уделяется рассмотрению проблем: анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений; анализ и регулирование отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами; вычленение основных этических норм взаимоотношений в организации.
Задачи изучения дисциплины: дать систематизированные знания о психологической сущности человека в организации. Помочь студентам в выработке умений и навыков руководить людьми. способности взвешенно анализировать сложные деловые ситуации, не бояться новизны решений. Важно освоить навыки объективной оценки своих действий и действий окружающих людей. Все это представляется важным, поскольку от того, как мотивированы члены организации, каково их психологическое самочувствие, как координируются их взаимоотношения, зависят в конечном счете все остальные виды деятельности и эффективность работы в целом.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ


Предмет психологии управления. Место психологии управления в системе психологических наук. О взаимосвязи психологии управления с общей психологией, социальной психологией, инженерной психологией, эргономикой, экономической психологией и др. Цели, задачи и содержание психологии управления. Основные понятия и категории психологии управления.
Эволюция управленческой мысли. Предыстория развития практики управления. Основные предпосылки возникновения теоретических представлений об управлении, о формах и способах его организации. Появление психологии управления как самостоятельной междисциплинарной науки.
Методологические подходы в развитии теории управления. подход с точки зрения основных школ в управлении, рассматривавших управление с различных точек зрения. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.). Классическая школа управления (1920 - 1950 гг.). Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930 - 1950 гг.). Школа науки управления (1930 г. - по настоящее время). Школа управления или количественный подход (1950 г. - по настоящее время).
Основные и наиболее общие подходы к управлению: системный, ситуационный и процессный. Принципиальные различия и взаимодополняемость этих подходов в организации управления. Общая характеристика современного состояния теории управления.
Понятие об уровнях управления. Размер организации - как важнейший фактор определяющий количество уровней управления. Основные категории уровней управления: институциональный, управленческий и технический. Задачи управления руководителей разного уровня.
Управленческие роли руководителей. Понятие о конвенциональных и межличностных ролях. Содержание и характер деятельности руководителя, соответствующие определенной роли. Принципы работы руководителя с подчиненными.

ТЕМА 2. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ


Основные функции управления любой организации. Работа менеджера с людьми при осуществлении различных функций управления. Функция планирования. Требования к разработке плана. Структура планирования. Характеристика этапа постановки цели. Системный подход к планированию.
Функция организации. Пирамидальная и линейная структура организации. Принципиальные различия формальной и неформальной организации. Исходные предпосылки выполнения функции организации. Координация деятельности сотрудников как основная функция управления. Понятие о бюрократической структуре управления. Преимущества и негативные последствия бюрократической структуры управления на эффективность деятельности организации.
Функция мотивации. различия в понятиях стимул и мотивация. Психологические проблемы мотивирования сотрудников в деятельности менеджера. Факторы влияния на удовлетворенность трудом и мотивацию к труду. Функция контроля. Контроль как процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Основные объекты контроля. Контроль как упреждение проблем. Текущий и заключительный контроль.

ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Высокая сложность управленческой деятельности предъявляет многообразие требований к субъекту ее осуществления, т. е. руководителю. Специфика деятельности менеджера: а) высокая степень ответственности, жесткость предъявляемых требований, многообразие внешних и внутриорганизационных факторов, требующих учета, неопределенность условий реализации и др.; б) большое количество функций, составляющих структуру управленческой деятельности; в) реализация каждой функции представляет вполне самостоятельную деятельности, причем не только индивидуальную, но и совместную.


Психологические типы людей и их проявление в работе, бизнесе и общении. Наиболее известные типологии: типологии темпераментов (типологические особенности нервной системы); конституциональная типология (астеники, атлеты, пикники); типология личности в зависимости от стиля информационного взаимодействия со средой; типология Хейманса-Ле Сенна. Характеристика деятельности руководителей с отдельными типологическими особенностями.

ТЕМА 4. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ


Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя. Участие в принятии решений является важным мотивационным фактором. Специфика индивидуальных и коллективных решений. Выработка установки на успех у руководителей в процессе решения задач управления. Типы руководителей, принимающих решения. Нормативная структура процесса принятия решения. Основные этапы выработки решения: определение проблемной ситуации, оценка альтернатив по системе сформулированных критериев и в соответствии с основными целями деятельности, выбор альтернативы, реализация принятого решения, контроль исполнения и оценка эффективности. Методы решения управленческих задач.

ТЕМА 5. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Коммуникационный процесс - это обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации. Основные функции коммуникации: информативная, интерактивная, перцептивная, экспрессивная.
Направления передачи информации. Основные элементы процесса коммуникации: отправитель, сообщение, канал и получатель информации. Этапы процесса обмена информацией. Основные виды коммуникаций и типы моделей коммуникационных сетей. Проблема коммуникативной компетентности в социальной психологии. Причины плохой коммуникации. Принципы эффективной коммуникации.

ТЕМА 6. ОБЩЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ


Совместная деятельность людей невозможна без общения. Общение оценивается с помощью различных критериев, одним из них является эффективность. Понятие эффективности общения. Виды общения. Критерии общения. Средства выражения чувств при общении. Вербальные и невербальные средства общения. Структура речевого общения. Профессиональное общение руководителя. Основные составляющие такого общения. Разновидности власти. Схема общения руководителей с подчиненными (Лорн С.Планкетт
и Гай А.Хейл).

ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА


Формальное и неформальное лидерство в группах, их сходство и различия для понимания сути управленческой деятельности. Лидерство как преимущественно психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Руководство как социальная характеристика отношений в группе; прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Взгляды З.Фрейда на типологии лидеров. Общие типы лидеров в группе. Дифференциация понятий лидерство и руководство.
Типологии власти. Формирование авторитета руководителя. Негативные эффекты в формировании авторитета. Стили руководства группой. Характеристика поведенческого подхода к управленческой деятельности.
Взгляды К.Левина и Р.Лайкерта на способы реализации поведенческого подхода. "Управленческая решетка" Р.Блейка и Д.Моутона для определения стиля управления. Ситуационный подход к разработке проблемы лидерства и руководства. Ситуационная модель руководства Ф.Фидлера. Адаптивный подход к проблеме стилей руководства. Партисипативный (соучаствующий) стиль руководства в современных исследованиях.

ТЕМА 8. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Модели управления в странах Запада, США и Японии. Анализ эффективного управления современными компаниями. Диагностика организационных изменений. Психологическая оценка деятельности организации. Методика "Профиль организационных характеристик" Р.Лайкерта и "Шкала организационных парадигм" предложенная А.Константином.
Модели организации. Организационное развитие. Психологическое обеспечение данного процесса. Стратегии подготовки персонала: 1) планирование средств для массового процесса принятия необходимых изменений в организации; 2) средства обучения в управлении предстоящими изменениями; 3) изменение состава команды; 4) изменение в процессе управления переменами. Человеческий фактор в управлении. Эффективное использование персонала. Оценка эффективности современной организации. Связь эффективной деятельности организации с действиями отдельных факторов. Роль психологии в бизнесе.

ТЕМА 9. ОЦЕНКА И ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ


Проблема кадров в управлении. Правильная кадровая политика в эффективности управления. Этапы управления кадрами, Оценка руководителей и управленческого персонала. Кадровая стратегия.
Основные требования к менеджеру. Методы обучения менеджеров. Восточные и западные подходы к подготовке менеджеров. Оценка кадров в Японии. Качества менеджера, препятствующие эффективной деятельности организации.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Индивидуальные свойства людей в организации


Основные вопросы
1. Характеристика поведенческих реакций людей разного типа темперамента.
2. Соотношение врожденных особенностей телосложения с определенным типом личности. Анализ теории Э. Кречмера и У. Шелдона.
3. Основные компоненты характера и их соотношение в типологии Хейманса-Ле Сенна.
4. Специфика перцептивных процессов в управленческой
деятельности.

 

Проблемные вопросы для самостоятельного изучения
1. Возможности выявления типа темперамента при помощи методов наблюдения и тестирования.
2. Проявление типов темперамента в процессе социальной перцепции и его основных компонентов.
3. Характеристика общей структуры процесса социальной перцепции и его основных компонентов.

 

Формы контроля
1. Оценка составления личностных характеристик людей разного типа темперамента.
2. Материалы тестирования.
3. Карточки - описания основных эффектов и феноменов социальной перцепции наиболее значимых для характеристики управленческой
деятельности.
4. Ответы на семинаре.

 

Дидактический материал
1. Тест Г. Айзенка по определению темперамента.
2. Тест по определению структуры характера Хейманса.
3. Вопросник для выявления доминирующего инстинкта (В. Гарбузов).

Семинар 2. Современные подходы к проблеме принятия управленческих решений


Основные вопросы
1. Феноменология процессов принятия управленческих решений.
2. Типы руководителей, принимающих решения.
3. Приемы мотивирования исполнителей.
4. Виды управленческих решений.
5. Оценка эффективности решения.

 

Проблемные вопросы для самостоятельного изучения
1. Какова роль риска в принятии решения.
2. Оправданность выбора интуитивного решения.
3. Отличие рационального решения от интуитивного.

 

Формы контроля
1. Решение проблемных ситуаций.
2. Ответы на семинаре.
3. Составление и поиск различных ситуаций.

Семинар 3. Основные аспекты основного общения руководителя


Основные вопросы
1. Общение и его проявление.
2. Средства выражения чувств при общении.
3. Межличностное и межгрупповое восприятие в общении.
4. Составляющие профессионального общения руководителя.
5. Стили руководства и типологии руководителей.

 

Проблемные вопросы для самостоятельного изучения.
1. Конфликты в управлении и возможности их разрешения.
2. Открытость и эффективность общения.
3. Существуют ли оптимальные стили руководства.

 

Формы контроля
1. Анализ результатов тестирования "Стиль управления" и "Какой вы руководитель".
2. Проведение теста К. Томаса по диагностике поведения в конфликте.
3. Диагностика уровня культуры деятельности менеджера.
4. Ответы на семинаре.

 

Дидактический материал
1. Тест "Какой вы руководитель".
2. Тест "Стиль управления" (автор А.В. Журавлев).
3. Опросник К. Томаса.

Семинар 4. Характеристика современного менеджера


Основные вопросы
1. Менеджер - основной субъект управления.
2. Современные методы оценки руководителей.
3. Важнейшие качества руководителей.

 

Вопросы для самостоятельного изучения
Различия в системе подготовки менеджмеров Японии, Великобритании, США.

 

Формы контроля
1. Проверка рефератов по проблеме.
2. Дискуссия по способам подготовки и оценке руководителей.
3. Ответы на семинаре.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Характеристика наиболее существенных типологий человеческих личностей.
2. Использование знаний человеческих типологий при организации деятельности в организации.
3. Влияние статусно-ролевых отношений на социальную структуру группы.
4. Проявление межличностных отношений в группе.
5. Типы установок на восприятие людьми друг друга.
6. Психологическая и социально - психологическая характеристика малой группы.
7. Характеристика факторов влияющих на эффективность работы группы.
8. Сравнительная характеристика понятий "лидер" и "руководитель".
9. Различные подходы к классификации стиля руководства.
10. Коммуникационный процесс и его основные функции.
11. Характеристика основных видов общения.
12. Структура речевого общения. Проблема понимания в коммуникации.
13. Невербальные средства общения.
14. Правила организации эффективного общения руководителя с подчиненными.
15. Структура и требования к организации деловой беседы.
16. Основные причины возникновения конфликтов.
17. Способы разрешения конфликтов.
18. Рациональное использование времени руководителем.
19. Критерии оценки эффективности руководства.
20. Типы конфликтов в организации.


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет науки "психология управления".
2. Цели, задачи т содержание психологии управления.
3. Предыстория развития управленческой практики.
4. Становление психологии управления как самостоятельной науки.
5. Методологические подходы к управлению (системный, ситуационный, процессный подходы к управлению).
6. Характеристика основных школ управления.
7. Понятие об уровнях управления.
8. Содержание деятельности руководителей разного уровня управления.
9. Общая характеристика функций управления.
10. Функция планирования.
11. Функция организации.
12. Функция мотивации. Различия в понятиях стимул и мотивация.
13. Функция контроля.
14. Теории трудовой мотивации.
15. Управленческие роли руководителей.
16. Психологические типы людей и их проявление в работе.
17. Учет типологических особенностей нервной системы сотрудников в деятельности руководителя.
18. Типология личности в зависимости от стиля информационного взаимодействия со средой.
19. Общая характеристика типологии Хейманса - Ле Сенна.
20. Психология решения управления задач.
21. Три основных типа управленческих задач.
22. Основные виды (индивидуальные и коллективные) принятия управленческих решений.
23. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности.
24. Основные элементы процесса коммуникации.
25. Причины плохой коммуникации.
26. Принципы эффективной коммуникации.
27. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой деятельности.
28. Понятие эффективности общения.
29. Профессиональное общение руководителя.
30. Стили руководства
31. Средства выражения чувств при общении.
32. Структура речевого общения.
33. Невербальные средства общения.
34. Понятие пространства в общении.
35. Формальное и неформальное лидерство в группах.
36. Дифференциация понятий лидерство в группах.
37. Разные подходы к типологии лидеров.
38. Формирование авторитета руководителя.
39. Партисипитивный (соучаствующий) стиль руководителя.
40. Модели управления в странах Запада, США и Японии.
41. Человеческий фактор в управлении.
42. 42.Оценка эффективности современной организации.
43. 43.Оценка и подготовка управленческих кадров.
44. Учет особенностей партнеров разных стран в обществе и общении.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980г.
2. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
3. Весним В.Р. Менеджмент для всех. М., 1994.
4. Зегерт В; Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
5. Громова О.Н. Конфликтология. М., 1993.
6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малой группе. М., 1980.
7. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. М., 1996.
8. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Р-н/Д., 1995.
9. Курс практической психологии. Ижевск, 1995.
10. Лебедев В.И. Психология и управление. М., 1990.
11. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
12. Минделл А. Лидер как мастер единоборства. М., 1993. Ч.1., 2.
13. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Р-н/Д., 1997.
14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р-н/Д., 1997.
15. Розанова В.А. Психология управления. М., 1999.
16. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 1999.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. Л., 1991.
2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. СПб., 1992.
3. Винтер М. Психология ведения разговора. Р-н/Д., 1991.
4. Войскуновский А. Я говорю, мы говорим… М., 1990.
5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.
6. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., 1992.
7. Кричеквский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1981.
8. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Слоненко Т.Б. Как запоминать лица. Д., 1997.
9. Нуренберг Дж; Калеро Г. Как читать человека словно книгу. М; 1988.
10. Пиз А. Язык телодвижений М., 1996.
11. Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982.
12. Сухарев В. Этика и психология делового человека. М., 1997.
13. Шарп О. Типы личности. Воронеж., 1994.
14. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн., 1996.
15. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. М., 1997.
16. Филатова Е.С. Соционика для вас. М., 1994.
17. Фишер Р., Эри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990.
18. Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1991.
19. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. М., 1989.
20. Тарасов В.К. Персонал - технология: отбор и подготовка. Л., 1989.
21. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М., 1997.
22. Мтаробинский Э.Е. Как управлять персоналом. М., 1995.
23. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. М., 1991.
24. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М., 1995.
25. Психологические тесты для деловых людей / Составитель Н.А.Литвинцева. М., 1998.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.