Тема 5: Развитие высшей нервной деятельности
1.Особенность развития нервной системы у ребенка. 2.Развитие мозга в утробном периоде. 3.Развитие мозга в постнатальном периоде. 4.Развитие рефлекторной деятельности. 5.Образование условных рефлексов.
Необходимо выяснить разную точку зрения ученых-психологов на развитие материальной основы человеческой психики. Согласно биогенетического закона Е. Геккеля процесс развития ребенка является сокращенным повторением пути эволюции животного мира. На основании объективных данных сторонники закона повторения выводят, что процесс развития вида – онтогенез – повторяет процесс развития рода – филогенез. Человек после рождения просто повторяет те стадии, которые прошло человечество. Исследования отечественных ученых (Н.Л. Фигурина, Н.М. Щелованова, Б.Н. Клоссовского, А. Вендеровича) убедительно доказали, что человек уже в утробном периоде своей жизни развивается иначе, чем любой представитель животного мира. Влияние общественных условий на человека сказывается, даже если на ребенка не влияет человеческое окружение. Изучение клеточного построения мозга (морфология), построения и функции анализаторов зародыша показало, что некоторая группа клеток, которая есть у мозга животных, совсем отсутствует в мозге человека. Некоторые клетки, ядра и целая мозговая структура появляются в процессе филогенеза на очень поздней стадии, а у человеческого эмбриона они обнаружены на ранней ступени его существования. Жизнь человека требовала определенной формы приспособительной деятельности. В ней не только формировались необходимая способность и свойства человека, но и перестраивался весь организм, его анализаторы, перестраивался мозг. Постепенно деградировали мозговые клетки и системы, функции которых не были нужны для приспособления человека к новым условиям. Новая форма деятельности, которая развивалась, требовала новых форм действия, новых функций организма. В результате изменялось построение отдельных органов и целой системы. В процессе эволюции в мозге человека развилась совсем отсутствующая у животных речевая зона. Она не только резко изменила всю архитектонику коры, но и отразилась на протекании всех сенсорных и двигательных процессов, придав типично человеческий характер. Следовательно, развитие мозга даже человеческого зародыша не является сокращенным повторением процесса развития животных. Человеческий организм проходит собственный путь развития и обеспечивает младенца возможность стать Человеком – личностью. Специфическая особенность именно человеческого мозга сказывается в своеобразной последовательности и неодинаковом темпе дозревания разной части корковой пластины. Характерной особенностью развития человеческого мозга является раннее отделение и интенсивное формирование лобной и предлобной его части, которая играет самую существенную роль во всей психической деятельности человека. Темп развития двигательной и чувственной области коры меньший. Вместе с этим, к моменту рождения именно те зоны, особенно сенсорная, являются наиболее подготовленными к нормальному функционированию. Позже созревают лобные доли, которые руководят высшей формой умственной (приспособительной) деятельности человека. Процесс формирования мозга после рождения ребенка является результатом более сложных взаимодействий двух основных процессов: дозревания и упражнения. Систематически упражняя младенца в ответах на разные сигналы действительности, взрослые добиваются не только усовершенствования его нервной деятельности, но и быстрого и полноценного дозревания мозга. Развитие рефлекторной деятельности. Основным условием развития нервной системы является ее функционирование, то есть рефлекторная деятельность. Функция нервной системы сказывается в первую очередь в движениях организма, которые являются ответом на любые внешние или внутренние раздражители. Первые движения возникают на 3 месяце внутриутробной жизни. Сначала появляются движения головы, потом рук, туловища и ног. К моменту рождения у младенца уже есть несколько безусловных рефлексов, что свидетельствует об относительной готовности некоторых мозговых структур. Незрелость корковых клеток проявляется в резком преобладании возбудительных процессов над тормозными. Развитие рефлекторной деятельности проявляется в первую очередь в том, что соответствующие движения младенца приобретают все более уверенный, дифференцированный характер. Ранние сроки и легкость выработки условных рефлексов обеспечиваются пластичностью клеток коры, их способностью легко фиксировать и удерживать установленную связь на долгие годы. Сразу после рождения у ребенка имеются следующие безусловные рефлексы: 1. Зрительный. – Зрачок глаза младенца сужается от яркого света уже через 5 минут после рождения. 2. Пищевой – сосательные движения в ответ на прикосновение. 3. Рефлекс Бабинского. В ответ на раздражение подошвы тупой спичкой младенец раскорячивает пальчики ноги. 4. Рефлекс Робинзона. Прикосновение к ладони младенца вызывает рефлекторное хватание карандаша, пальца, палочки. Исчезает на втором месяце. 5. Ориентировочный рефлекс. Имеет большое значение для всего процесса психического развития ребенка. Сначала проявляется в направлении зрения на яркий или блестящий предмет. Потом такую реакцию вызывает новое, необычное для ребенка явление. В конце первого года жизни ориентировочный рефлекс включает и исследовательские движения руки. 6. Оборонный рефлекс. Условные рефлексы образуются очень рано (И.А. Аршавский, В.М. Бехтерев, Н.И. Красногорский, Н.М. Щелованов). Полученные ими данные удостоверяют, что скорость и сроки образования условных рефлексов зависят в первую очередь от того, с какого возраста началась работа по формированию у младенца нервных связей. Большое значение имеет срок начала кормления молоком матери: если мать начала кормить грудью через 20 – 30 минут после рождения, условный рефлекс вырабатывается в первые сутки после двух – трех подкреплений и удерживается стойко. Если кормление грудью начинать через 16 – 20 часов, условные рефлексы образуются лишь на 10 – 20 день жизни после многих повторений (И.А. Аршавский). Условные рефлексы, выработанные на первом месяце жизни, чрезвычайно неустойчивы, легко угасают. В естественных условиях условные рефлексы у ребенка вырабатываются медленнее, чем в условиях их искусственного образования (Н.И. Касаткин). Раньше – до конца первого месяца - в естественных условиях вырабатываются условные рефлексы на положение тела в пространстве и на время. Со второго месяца вырабатываются рефлексы слуховые, потом зрительные и позже кожно-тактильные. На 2 месяце появляется конвергенция – сведение осей обоих глаз, которые фиксируют предмет. На 3 месяце – согласованный поворот головы и глаз, а затем туловища в сторону яркого раздражителя или звука. Ранние рефлексы младенца вырабатываются на комплексный раздражитель (положение тела, вид знакомой чашки и голос матери). После двух месяцев высшая нервная деятельность ребенка совершенствуется, изменяется и образование условных рефлексов. Это проявляется таким образом: 1. Увеличивается количество раздражителей, на которые реагирует ребенок. 2. Становится оптимальной возбудимость коры и ниже лежащих слоев, которые являются необходимым для образования более простых нервных связей (на 2 месяце). Скорость возникновения и устойчивость зависят от состояния здоровья малыша. 3. С возрастом ребенка растет тренированность коры. Ускоряется образование временной связи, особенно после 1,5 – 2 лет в связи с овладением ходьбой и развитием речи. 4. Нервные связи, что образуются, становятся более стойкими и крепкими благодаря развитию всех видов тормозных процессов. 5. Растет подвижность нервных процессов, что отражается в быстром и легком воссоздании угасших нервных связей. 6. Заметно растут сила и роль тормозных процессов. Поскольку у младенца кора еще не оформилась, процесс возбуждения оказывается значительно сильнее тормозного. Это преобладание возбуждения над торможением остается в течение всего раннего и дошкольного детства. Больше всего у младенца проявляется широко разлитое естественное торможение – сон. Одним из показателей развития высшей нервной деятельности является возможность образования условной тормозной реакции (торможение естественного раздражения, которое идет от мочевого пузыря, – в конце 1 года жизни; тормозная реакция на предупреждающий жест матери, на ее мимику, на слово „нельзя” – в начале второго года). Огромное значение для всего последующего развития ребенка имеет формирование все более тонкого дифференцированного торможения. Этот процесс является основой различения, выбора, анализа, сравнения. Все виды торможения есть у ребенка уже в первые 6 месяцев. Образование и сохранение тормозной реакции зависит от того, когда началась выработка тормозного рефлекса, при каких условиях он формировался и какова особенность нервной деятельности ребенка. 7. С развитием ребенка усложняется структура его рефлекторной деятельности. Условные рефлексы второго, третьего и т.п. порядка обеспечивают более быстрое и гибкое ориентирование ребенка в окружающей среде. Уже у дошкольника образуются условные рефлексы шестого порядка. 8. Изменяется формирование динамических стереотипов: если на нервную систему ребенка действуют одни и те же раздражители, в тех же условиях, рефлекс осуществляется все с меньшим и меньшим нервным усилием. У маленьких детей 1,5 – 3 лет динамические стереотипы образуются легко (и позитивная, и негативная привычка). Перестройка стереотипа представляет собой значительный нервный труд. Образование стереотипов у старших детей протекает медленнее, однако они более устойчивые, и их перестройка осуществляется легче. Влияют на этот процесс и типологические особенности ребенка: чем выше степень инертности нервной системы или чем более сильная ее возбудимость, тем сложнее переделывать выработанный стереотип. Однако приспособление к переменчивой окружающей среде нуждается в подвижности выработанных стереотипов у всех детей. 9. В развитии высшей нервной деятельности ребенка все большее значение приобретают рефлексы на речевые сигналы. Усвоение ребенком слова как сигнала II сигнальной системы осуществляется, если слово соединяется с действием непосредственного раздражителя. С развитием ребенка значение словесных сигналов и речевой реакции быстро растет. Развитие мозга в утробном периоде
Развитие мозга в постнатальном периоде
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|