Дополнительные задания
Тема №22. Современные программные средства: Основы языка Delphi Операторы и подпрограммы Цель: Изучить операторы: ветвления, выбора. Изучить структуру подпрограмм, формирование процедур и функций и обращение к ним. Дать понятие о структуре модуля; класса; объекта. Знакомство с тремя принципами объектно-ориентированного программирования. Дать понятие поля, свойства, события, методов. Изучить компонент ListBox. Задачи обучения:Формирование умений и навыков создания программ с ветвлениями; создания и использования подпрограмм, описания класса и присваивания объектов. Форма проведения:выполнение типовых заданий. Раздаточный материал:карточки с заданиями Литература: 1. С. И. Бобровский. Учебный курс Delphi7. Питер, 2006г. 2. Г.Г. Рапаков, С.Ю. Ржеуцкая. Программирование на языке Паскаль. Санкт-Петербург, 2005г. 3. Н.Культин. Учебный курс Delphi. Санкт-Петербург, 2005г. 4. Н.Культин. Delphi в задачах и примерах. Санкт-Петербург, 2005г. 5. Е.Р. Алексеев, О.В. Чесноков. Шаг за шагом. Москва, 2005г. Основные вопросы темы: 1. Условный оператор и оператор выбора. 2. Структура подпрограммы (функции и процедуры). 3. Структура модуля. Понятие класса. 4. Три принципа объектно-ориентированного программирования. 5. Поля, свойства, события, методы. 6. Компонент ListBox, его основные свойства и методы. Освоение практических навыков: Решение типовых и ситуационных задач. Практика №1 Разработка проекта МЕДИЦИНСКИЙ СЛОВАРЬ Постановка задачи Создать программу, с помощью которой можно выполнить: после запуска программы пользователь выбирает с помощью мышки или стрелок название термина и нажимает клавишу Enter. На экране появляется определение термина (рис.23.3).
Рисунок 23.3 Пояснения:Новыми в этой работе являются использование компоненты ListBox (список) на странице палитры компонентов Стандартные (Standard), использование встроенного редактора для ввода информации Редактор строк (String List Editor) и алгоритм выбора (оператор Case), использование компоненты Image на странице палитры компонентов Дополнительно (Additional), а также обработка события на нажатие клавиши клавиатуры.
План разработки программы 1. Открыть новый проект. Дать название форме Медицинский словарь. 2. Разместить в форме компоненты в соответствии с рисунком 23.4.
Рисунок 23.4
3. Сохранить проект в отдельной папке под именем, например, Pr3.pas и Project3.dpr 4. Запустить программу. 5. Выполнить следующие действия:
6. Выделить ListBox1, в окне Инспектора объектов (Object Inspector) найти свойство Items, справа от него нажать на кнопку с тремя точками. В появившемся окне встроенного редактора (рис.23.5) ввести названия терминов, каждый на новой строке.
Сохраните набранный текст под именем Termin.txt. Для этого нажмите правую клавишу мыши и выберите режим Save. Для выхода из встроенного редактора нажмите клавишу OK.
Рисунок 23.5 7. Выполнить следующие действия:
8. Сохранить проект окончательно, запустить и протестировать его.
Дополнительные задания 1. Изменить интерфейс программы: шрифты, цвет экрана и букв. 2. Сделать так, чтобы когда курсор мыши находится в поле ListBox1, появлялась подсказка о том, что надо сделать (см. задание №2 урока Современные программные средства). 3. Разместите на форме кнопку Выход. Задание №2 Тест по физике Постановка задачи Создать программу, с помощью которой можно выполнить: После запуска программы появляется изображение аналогичное рисунку 23.6. Пользователь, перемещаясь с помощью клавиш-стрелок по левому списку "Физических величин", выбирает любое слово, нажав клавишу Enter. Затем пользователь переходит в правый список "Названий величин" и выбирает соответствующее название ранее выбранной физической величины. Если выбрано правильное название величины, то под словом “ОЦЕНКА” появляется одобрительная реплика: Правильно, если выбрано неправильное слово, то - Ошибка. Снова можно выбрать физическую величину и найти ей правильное название до тех пор, пока не будет найдено соответствие всех физических величин и их названий (рис.23.6).
Рисунок 23.6 Пояснение.Новым в этой программе является взаимодействие двух списков ListBox на основе свойств Items и ItemIndex; окно сообщений ShowMessage.
План разработки программы 1. Открыть новый проект. Дать название форме Тест по физике. 2. Разместить в форме компоненты в соответствии с рисунком 23.7 и присвоить заголовки меткам. Обратите внимание, что заголовки меток Физическая величина и Название величины состоят из двух строк и отцентрированы. Свойству Kind кнопки BitBtn1 задайте значение bkCancel.
Рисунок 23.7
3. Сохранить проект в отдельной папке под именем, например, Pr4.pas и Project4.dpr 4. Запустить программу, затем закрыть окно проекта кнопкой Выход. 5. Выделить ListBox1, в окне Инспектора объектов (Object Inspector) найти свойство Items, справа от него нажать на кнопку с тремя точками. В появившемся окне встроенного редактора ввести физические величины, каждую на новой строке: Ватт Ом Вольт Ампер Сохраните набранный текст под именем Fiz1.txt. Для этого нажмите правую клавишу мыши и выберите режим Save. Для выхода из встроенного редактора нажмите клавишу OK. 6. Выделить ListBox2 и проделать с ним аналогичную работу, введя названия физических величин: Напряжение Сопротивление Сила тока Мощность Сохраните набранный текст под именем Fiz2.txt. 7. Выполнить следующие действия:
В разделе Var переменные Num1, Num2 и CountR объявите как целочисленные перед разделом implementation. 8. Сохранить проект, запустить и протестировать его.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|