Здавалка
Главная | Обратная связь

Дополнительные задания

Тема №22. Современные программные средства: Основы языка Delphi

Операторы и подпрограммы

Цель: Изучить операторы: ветвления, выбора. Изучить структуру подпрограмм, формирование процедур и функций и обращение к ним. Дать понятие о структуре модуля; класса; объекта. Знакомство с тремя принципами объектно-ориентированного программирования. Дать понятие поля, свойства, события, методов. Изучить компонент ListBox.

Задачи обучения:Формирование умений и навыков создания программ с ветвлениями; создания и использования подпрограмм, описания класса и присваивания объектов.

Форма проведения:выполнение типовых заданий.

Раздаточный материал:карточки с заданиями

Литература:

1. С. И. Бобровский. Учебный курс Delphi7. Питер, 2006г.

2. Г.Г. Рапаков, С.Ю. Ржеуцкая. Программирование на языке Паскаль. Санкт-Петербург, 2005г.

3. Н.Культин. Учебный курс Delphi. Санкт-Петербург, 2005г.

4. Н.Культин. Delphi в задачах и примерах. Санкт-Петербург, 2005г.

5. Е.Р. Алексеев, О.В. Чесноков. Шаг за шагом. Москва, 2005г.

Основные вопросы темы:

1. Условный оператор и оператор выбора.

2. Структура подпрограммы (функции и процедуры).

3. Структура модуля. Понятие класса.

4. Три принципа объектно-ориентированного программирования.

5. Поля, свойства, события, методы.

6. Компонент ListBox, его основные свойства и методы.

Освоение практических навыков: Решение типовых и ситуационных задач.

Практика №1

Разработка проекта МЕДИЦИНСКИЙ СЛОВАРЬ

Постановка задачи

Создать программу, с помощью которой можно выполнить:

после запуска программы пользователь выбирает с помощью мышки или стрелок название термина и нажимает клавишу Enter. На экране появляется определение термина (рис.23.3).

 

Рисунок 23.3

Пояснения:Новыми в этой работе являются использование компоненты ListBox (список) на странице палитры компонентов Стандартные (Standard), использование встроенного редактора для ввода информации Редактор строк (String List Editor) и алгоритм выбора (оператор Case), использование компоненты Image на странице палитры компонентов Дополнительно (Additional), а также обработка события на нажатие клавиши клавиатуры.

 

План разработки программы

1. Открыть новый проект. Дать название форме Медицинский словарь.

2. Разместить в форме компоненты в соответствии с рисунком 23.4.

 

Рисунок 23.4

 

3. Сохранить проект в отдельной папке под именем, например, Pr3.pas и Project3.dpr

4. Запустить программу.

5. Выполнить следующие действия:

 

Выделенная компонента Окно инспектора объектов Имя свойства Действие
Image1 Параметры (Properties) Left
Top
Height
Width
Picture Вставьте картинку
Stretch True
ListBox1 Параметры (Properties) Height
Width
Top
Cursor crHandPoint
Label1 Параметры (Properties) Caption Удалить название
AutoSize (изменение размера в зависимости от текста в Caption) False
WordWrap (разрыв строки) True
Alignment (выравнивание текста) taCenter
Height Width Установите подходящие размеры.

 

6. Выделить ListBox1, в окне Инспектора объектов (Object Inspector) найти свойство Items, справа от него нажать на кнопку с тремя точками. В появившемся окне встроенного редактора (рис.23.5) ввести названия терминов, каждый на новой строке.

 

Сохраните набранный текст под именем Termin.txt. Для этого нажмите правую клавишу мыши и выберите режим Save. Для выхода из встроенного редактора нажмите клавишу OK.

 

Рисунок 23.5

7. Выполнить следующие действия:

Выделенная компонента Окно инспектора объектов Имя свойства Действие
ListBox1 События (Events) OnKeyPress If key=#13 then case ListBox1.ItemIndex of 0:Label1.Caption:='Аномально высокая чувствительность (гиперчувствительность) иммунной системы к безобидным для организма веществам (аллергенам), приводящая к воспалительной реакции, порой опасной для жизни'; 1:Label1.Caption:='Симптом печеночной патологии - желтоватый оттенок кожи, конъюнктивы и белков глаз'; 2:Label1.Caption:='Комплекс процессов, запускаемых в организме при появлении в нем болезнетворных микробов (бактерий, вирусов и т.п.) и раковых клеток. Ведет к нейтрализации и уничтожению'; 3:Label1.Caption:='Биологический катализатор - белок, обеспечивающий протекание в организме специфической биохимической реакции, синтеза того или иного типа необходимых молекул'; 4:Label1.Caption:='Жироподобное вещество (липид), входящее в состав клеточных мембран и желчи, а также постоянно циркулирующее в крови в составе липопротеинов. Его избыток повышает риск атеросклероза.'; end;

8. Сохранить проект окончательно, запустить и протестировать его.

 

Дополнительные задания

1. Изменить интерфейс программы: шрифты, цвет экрана и букв.

2. Сделать так, чтобы когда курсор мыши находится в поле ListBox1, появлялась подсказка о том, что надо сделать (см. задание №2 урока Современные программные средства).

3. Разместите на форме кнопку Выход.

Задание №2

Тест по физике

Постановка задачи

Создать программу, с помощью которой можно выполнить:

После запуска программы появляется изображение аналогичное рисунку 23.6. Пользователь, перемещаясь с помощью клавиш-стрелок по левому списку "Физических величин", выбирает любое слово, нажав клавишу Enter. Затем пользователь переходит в правый список "Названий величин" и выбирает соответствующее название ранее выбранной физической величины. Если выбрано правильное название величины, то под словом “ОЦЕНКА” появляется одобрительная реплика: Правильно, если выбрано неправильное слово, то - Ошибка. Снова можно выбрать физическую величину и найти ей правильное название до тех пор, пока не будет найдено соответствие всех физических величин и их названий (рис.23.6).

 

Рисунок 23.6

Пояснение.Новым в этой программе является взаимодействие двух списков ListBox на основе свойств Items и ItemIndex; окно сообщений ShowMessage.

 

План разработки программы

1. Открыть новый проект. Дать название форме Тест по физике.

2. Разместить в форме компоненты в соответствии с рисунком 23.7 и присвоить заголовки меткам. Обратите внимание, что заголовки меток Физическая величина и Название величины состоят из двух строк и отцентрированы. Свойству Kind кнопки BitBtn1 задайте значение bkCancel.

 

Рисунок 23.7

 

3. Сохранить проект в отдельной папке под именем, например, Pr4.pas и Project4.dpr

4. Запустить программу, затем закрыть окно проекта кнопкой Выход.

5. Выделить ListBox1, в окне Инспектора объектов (Object Inspector) найти свойство Items, справа от него нажать на кнопку с тремя точками. В появившемся окне встроенного редактора ввести физические величины, каждую на новой строке:

Ватт

Ом

Вольт

Ампер

Сохраните набранный текст под именем Fiz1.txt. Для этого нажмите правую клавишу мыши и выберите режим Save. Для выхода из встроенного редактора нажмите клавишу OK.

6. Выделить ListBox2 и проделать с ним аналогичную работу, введя названия физических величин:

Напряжение

Сопротивление

Сила тока

Мощность

Сохраните набранный текст под именем Fiz2.txt.

7. Выполнить следующие действия:

Выделенная компонента Окно инспектора объектов Имя свойства Действие
ListBox1 Events OnKeyPress If key=#13 then Num1:=ListBox1.ItemIndex;
ListBox2 Events OnKeyPress If key=#13 then begin case ListBox2.ItemIndex of 0: Num2:= 2; 1: Num2:= 1; 2: Num2:= 3; 3: Num2:= 0; end; if Num1=Num2 then begin Label4.Caption:='Правильно'; CountR:=CountR+1 end Else Label4.Caption:= 'Ошибка'; if CountR=5 then ShowMessage(‘ Тест окончен! ‘ );

 

В разделе Var переменные Num1, Num2 и CountR объявите как целочисленные перед разделом implementation.

8. Сохранить проект, запустить и протестировать его.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.