Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 6. Вера в Аллаха является самым достойным делом




16 Передают, что Абу Зарр (да будет доволен им Аллах), сказал: «[Однажды] я спросил: "О посланник Аллаха, какие дела являются наиболее достойными?" Он ответил: "Вера в Аллаха и борьба на пути Его". Я спросил: "А какие рабы лучше всех?"1 Он ответил: "Те, которых их хозяева ценят больше всего и которые обошлись [им] дороже всего". Я спросил: "А если я не [смогу] сделать это?"4 Он сказал: "Тогда помоги человеку, занятому каким-либо делом (сани'ан)3, или сделай что-нибудь вместо неумелого". Я спросил: "О посланник Аллаха, а если я не [смогу] сделать ничего [из этого]?"4 Он сказал: "Тогда не причиняй зло людям, и это станет садакой от тебя тебе же"».
------------------------------------------------------------
1 Абу Зарр хотел узнать, за какие дела человеку уготована наибольшая награда и каких рабов следует освобождать, чтобы получить за это наибольшую награду.
2 То есть: А если я не смогу принять участие в джихаде и не имею возможности освобождать рабов?
3 Некоторые мухаддисы передавали не сани'ан, а даи'ан — 'нуждающийся; обременённый детьми'.
4 То есть из перечисленных тобой дел.


Глава 7. 0 велении хранить веру и обращаться к Аллаху за защитой от наущений шайтана1


17 Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «[Стремясь к приобретению] знания, люди не перестанут расспрашивать нас, пока не скажут: "Это — Аллах, а кто создал Аллаха?"»
[Абу Хурайра] сказал: «И однажды, когда я находился в мечети, ко мне неожиданно подошли люди из числа бедуинов и сказали: "О Абу Хурайра, Аллах создал нас, а кто создал Аллаха?"»

[Передатчик этого хадиса] сказал: «Тогда он взял горсть мелких камешков, бросил в них ими и воскликнул: "Уходите, уходите! Правду сказал мой любимейший друг (халиль)2 (да благословит его Аллах и приветствует)"»
-------------------------------------------------------
1 В хадисах, относящихся к данной главе, не упоминается ни об обращениях за помощью, ни о вере, но они имеются в других версиях этих хадисов, приводимых в полном тексте «Сахиха» Муслима. Так, например, в одной версии, сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «...а кто столкнётся с чем-либо из этого, пусть скажет: "Я уверовал в Аллаха!"» В другой версии приводятся такие его слова: «Шайтан [может] явиться к любому из вас и начать спрашивать: "Кто создал то-то и то-то?" пока не скажет: "Кто создал твоего Господа?" — и, если он дойдёт до этого, пусть [человек] обратится за помощью к Аллаху, и тогда [шайтан] непременно прекратит [cdои речи]».
2 Так Абу Хурайра называет пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Слово халиль — خليل образованное либо от халля — خلة — 'потребность', либо от хулля — خلة — 'проникновение любви в сердце', означает 'полностью отдавший себя чему-либо; снизанный только с чем-либо'. Это слово используется для обозначения объекта особой любви [Навави. Минхадж]. Так, в Коране (4:125),пророк Ибрахим ('алей-хи с-салям) именуется любимцем Аллаха (халилю-Ллах — خليل الله), что же касается пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), то словом халиль он называл только Аллаха.


18 Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «[Стремясь к приобретению] знания, люди не перестанут расспрашивать вас, пока не скажут: "Это Аллах создал нас, а кто создал Аллаха?"»
[Передатчик этого хадиса] сказал: «[Говоря это, Абу Хурайра] держал за руку одного человека, а потом он сказал: "Правду сказали Аллах и Его посланник, [ибо] один уже спрашивал меня [об этом], а это — второй"».


Глава 8. 0 вере в Аллаха и следовании прямым путём
19 Передают, что Суфьян ибн 'Абдуллах ас-Сакафи (да будет доволен им Аллах)» сказал:
[Однажды] я попросил [пророка (да благословит его Аллах и приветствует)]'- «О посланник Аллаха, скажи мне об исламе [такие] слова, [чтобы] после тебя я уже не спрашивал об этом никого другого»1. Он сказал: «Говори "Я уверовал в Аллаха", а потом придерживайся прямоты (истаким)2».
-----------------------------------------------
1 Суфьян хотел услышать краткое, ясное, полное и не требующее никаких пояснений определение сути ислама.
2 Как шариатский термин слово истикама означает неуклонное выполнение всех велений Аллаха и полный отказ от всего запрещённого Им. Кади 'Ийад сказал: «Это — [один из примеров] кратких, но содержательных слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Они соответствуют по смыслу словам Всевышнего"Поистине, к тем, кто говорил: <Господь наш - Аллах>, а потом придерживался прямого [пути]..." (41:30), то есть к тем, кто стал поклоняться только Аллаху и уверовал в Него, а потом придерживался прямого [пути], не отклоняясь от единобожия и не поклоняясь никому иному, и до самой своей смерти проявлял покорность Ему.


Глава 9. 0 знамениях, явленных пророком , и вере в него


20 Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не было ни одного пророка, которому не даровались бы знамения1, [благодаря которым] люди [начинали] верить в него. Мне же были дарованы откровения2, ниспосылавшиеся Аллахом, и я надеюсь, что в День воскресения у меня окажется больше последователей, чем у [любого из] них».
------------------------------------------------------------------------
1 То есть способность совершать чудеса.
2 Имеется в виду ниспослание Корана.


21 Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, если какой-нибудь иудей или христианин из этой общины1 услышит обо мне, а потом умрет, не уверовав в то, с чем я был послан, он обязательно окажется [одним] из обитателей Огня!»
-------------------------------------------------------
1 Здесь имеется в виду всё человечество.


22 Салих ибн Салих аль-Хамдани передал об аш-Ша'би следующее:
Я слышал, как один человек из Хорасана, который задавал аш-Ша’би вопросы, сказал [ему]: «О Абу 'Амр, кого бы из хорасанцев мы ни принимали, все они говорят, что человек, который освободил свою рабыню, а потом женился на ней, подобен тому, кто ездит на своей жертвенной верблюдице (бадана)»1. [На это] аш-Ша'би сказал: «Абу Бурда ибн Абу Муса передал мне со слов своего отца2, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Троим награда будет дана дважды: человеку из числа людей Писания, который веровал в своего пророка, а [потом] застал [этого] пророка3, уверовал в него, последовал за ним и поверил ему, - ему [достанется] двойная награда; подневольному рабу, который выполнял свои обязанности как по отношению к Аллаху Всевышнему, так и по отношению к своему хозяину, — ему [достанется] двойная награда; и человеку, который, имел рабыню, хорошо кормил её и дал ей хорошее воспитание, а потом освободил её и женился на ней, — Ему [достанется] двойная награда"». А потом аш-Ша'би сказал [этому] хорасанцу: «Возьми этот хадис бесплатно, а [другие] люди приезжали и Медину и за меньшим»4.
---------------------------------------------------
1 Ибн аль-Асир разъясняет смысл эти слов следующим образом: «Это значит: тот, кто освобождает свою рабыню, даёт ей волю ради Аллаха, и она становится подобной жертвенному животному (бадана — 'верблюдица; корова'), которое во время хаджжа гонят к Дому Аллаха Всевышнего, ездят же на ней только по необходимости; таким образом, тот, кто женился своей рабыне, получившей свободу, подобен [человеку], который ездит на свое й верблюдице, гонимой на заклание» (Ибн аль-Асир. Нихайа фи гариб аль-хадис ва-ль-асар).
2 То есть со слов Абу Мусы аль-Аш'ари.
3 Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит о самом себе.
4 Имеется в виду, что другие люди специально приезжали в Медину, чтобы услышать даже не какой-нибудь хадис в целом, а задать вопрос относительно той или иной его части.


Глава 10. Сладость веры ощутит тот, в ком [соединятся] три [качества]


23Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сладость веры ощутит тот, кому [присущи] три [качества]: тот, кто любит Аллаха и посланника Его больше всего остального, и любит [того или иного] человека только ради Аллаха, и не желает возвращения к неверию после того, как Аллах спас его от [неверия], как не желает, чтобы его ввергли в огонь»

24 Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем своих детей, отца и всех остальных людей».

25 Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не уверует раб [Аллаха полностью], пока не станет желать своему соседу (или: брату [в исламе]) того же, чего желает самому себе».


Глава 11. Вкус веры ощутит тот, кто будет доволен Аллахом как Господом

25 Передают со слов аль-Аббаса ибн 'Абд-аль-Мутталиба1 (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вкус веры ощутит тот, кто будет доволен Аллахом как Господом, исламом — как религией и Мухаммадом — как посланником».
--------------------------------------------------
1 Аль-'Аббас ибн 'Абд-аль-Мутталиб — дядя пророка (да благословит его Аллах и приветствует).


Глава 12. Человек, которому присущи четыре качества, является лицемером в полном смысле этого слова

27 Передают со слов 'Абдуллаха ибн 'Амра ибн аль-'Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «[Человек], которому присущи четыре [качества], является лицемером1 в полном смысле этого слова, тот же, кому присуще хотя бы одно из них, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него. «[Это — качества того], кто лжёт, когда рассказывает [о чём-либо], поступает вероломно, заключив договор, нарушает обещания, которые он даёт, и действует незаконно в случае возникновения расхождений с кем-либо»2.
-------------------------------------------------------------
1 Следует различать два вида лицемерия (нифак) — нифак и'тикади (лицемерие, имеющее отношение к убеждениям) и нифак 'амали (лицемерие, проявляющееся в делах), которое, в отличие от первого, не ставит человека вне рамок ислама.
2 Иначе говоря, преступает пределы дозволенного Шариатом в случае возникновения каких-либо споров или конфликтов с другими людьми независимо от их вероисповедания.


28Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал; «Лицемера отличают три признака: рассказывая [о чём-либо], он лжёт, обещая [что-либо], он нарушает [своё обещание], а когда ему доверяются он предаёт1».
-------------------------------------------------------------
1 Здесь подразумевается и то, что лицемер не возвращает доверенного ему имущества. Таким образом, речь идёт обо всех, кто поступает вероломно.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.