Здавалка
Главная | Обратная связь

Такахаси Синкити (1901-1987)



 

Слепой

 

снег

черный

редька серая

грязные руки лопухи порождающие непристойность

мертвые стихи из которых не выйдет даже приправи к сасими

вылизанная пыль спящий человек волан активности

ржавые гвозди в бревне выброшенном на берег

толстые женские ляжки сталкивающие вожделенье обоих

перчатка с пустым раструбом роняющее щеку

захоронение захоронение захоронение захоронение захоронение

захоронение захоронение электричка

электричка электричка электричка электричка электричка

земляное днище огня обледеневает

белое белое белое оно белое

белое только оно

только оно белое

глаза как у мокрой селедки

пронзены

раскаленным

небом

 

Процессия душ

 

Сегодня на Токийском вокзале я видел отряд —

несколько десятков демобилизованных военных.

Они шли, взвалив на плечи свои нехитрые пожитки.

У них были бледные, бескровные, осунувшиеся лица.

"Не сон ли? Мы снова на родной земле!" —

должно быть, думали они.

"Какое счастье!" — должно быть, шептали они.

А может быть, они шептали что-то о печали, ненависти

или о мечтах далекого прошлого...

 

Каштан

 

Может быть каштан - это Будда?

А может быть, Бог?

Каштан - это и Будда, и Бог, и просто каштан.

Печально, что мы, люди, воспринимаем каштан.

чья сущность столь сложна и неоднозначна,

как самый обыкновенный каштан.

Вот откуда возникает трагедия.

 

***

 

Позиция воробья

 

Воробей разделил день на две половины.

На той белой стене

отпечатались дрожащие тени многих полдней -

и полдень дня вчерашнего, и полдень

дня послезавтрашнего,

наслаиваясь, откладываются на стене.

Полдни будущего года и года минувшего

впитались в нее неизгладимым изображением.

Даже если белая стена рухнет,

разрушится до основания,

полдни не покинут своего привычного места.

они вечно будут дымиться в нынешнем обличье.

 

То был бесцветный мир, лишенный красок,

где любой цвет неожиданно мог проявиться...

 

Все меняется.

Лебедь обращается в ворона.

 

Не осталось плохого -

всюду только хорошее.

 

Например, нарисованная белка - на лаковом подносе,

дикий бык - в африканских джунглях.

 

Слизняк ползет по стене,

Оставляя серебристый след за собою.

Воробей клюет зернышки граната.

Все можно увидеть сквозь линзу, а можно -

сквозь белку.

 

Поскольку целое есть часть

(а ведь любое целое есть часть),

в настоящем проявляются дела

давностью в несколько сот миллионов лет,

а то, что мы лицезреем сейчас, -

явления давностью в несколько сот миллионов лет

 

Поутру воробей танцевал в водовороте

звездных туманностей,

удаленных от земли на миллионы световых лет.

До полудня у него свободное время,

и может происходить все, что угодно.

Ведь и утра ближайших сотен миллионов лет

будут также ничем не заполнены, как и это утро.

Космос понемногу движется,

и роль воробья сводится к тому,

что он понемногу двигает космос...

 

 

***

 

Бессмысленность

 

Слова - вот первое, чего я не приемлю.

Хочу, чтобы жили мы все, слова уничтожив.

Ведь все равно не найти тех слов,

что открыли бы людям

сокровенную суть изначального слова.

Люди, не ведая Слова, праздно пишут слова,

смыслом их наделяя.

Есть ли вообще какой-нибудь смысл в пушках?

В убийстве людей никакого смысла быть не может.

Однако можно ли это назвать фактом?

Да, это факт, потому-то в нем и нет смысла.

Факт есть происходящее на самом деле.

Нечто, подобное синему пламени углей.

Факт - это нечто, уже исчезнувшее. Так что же?

Какой смысл в исчезающем, преходящем?

Что может быть глупее попыток

докопаться до корней в поисках исчезнувших фактов?

Для чего живет лошадь?

Разве не бессмысленно, что лошадь рожает жеребенка?

Всё относительно. Может быть, следует назвать это

случайностью?

Что ж, пожалуй так оно и есть. Случайность!

Оттого, что так оно и есть, это можно выразить

в слове.

Но нет никакой необходимости в предметах и действиях,

выраженных словом.

Вся их предметность - лишь случайные сгустки.

Эти феномены наделять смыслом так же нелепо и глупо,

как и сами слова наделять смыслом.

Какой смысл в том, что ночь наступила?

Какой смысл в том, что человек умирает?

Какой смысл в том, что идет снег?

Какой смысл в том, что цветы красивы?

Какой смысл в том, чтобы эти слова произнести

и записать?

Тем не менее всё это реальные факты.

Есть ли здесь что-нибудь, не относящееся к фактам?

Всё только факты!

Из того факта, что все это факты, и проистекает

бессмысленность.

Бессмысленность неоспорима.

Бессмысленно то, что курица квохчет.

Бессмысленно то, что оно высиживает яйц.

Бессмысленно летать на самолете.

Бессмысленно пытаться влиять на политику.

Какой во всем этом смысл для мертвеца?

А кто говорит, что есть смысл в живущих?

Все факты бессмысленны.

И жить также бессмысленно.

Бессмысленно, но, вы полагаете, любопытно?

То, что любопытно, - факт,

а ведь все факты бессмысленны...

 

Література:

1. Ёсано Акико. “О богиня Медуза, молю...” (Стихи. Перевод с японского и вступление Е. Дьяконовой) http://magazines.russ.ru/inostran/1999/10/akiko.html

2. Ёсано Акико. Стихи. http://ch-im.narod.ru/Poetry/akiko.html

3. Камбара Ариакэ (статья и переводы Долина) http://www.ru-jp.org/dolin_29.htm

4. Григорьева Т.П. Японская литература XX века: размышления о традиции и современности. – М.: Художественная литература, 1983 – 300 с.

5. Александр Долин. История новой японской поэзии в очерках и литературных портретах. http://ru-jp.org/dolin.htm

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.