Здавалка
Главная | Обратная связь

III. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ



Особо следует подчеркнуть, что задачи национального образования могут решаться только при наличии соответствующим образом подготовленного педагогического персонала. Подрастающий человек воспитывается только личностью учителя, и никакие учебники не могут его заменить. Это и есть основополагающий принцип народной педагогики.

Большое значение имеет подготовка квалифицированных педагогических кадров. В нашем педагогическом вузе преподается курс «Основы этнопедагогики», при изучении которого студенты узнают о целях и средствах воспитания у разных народов (сказки, пословицы, поговорки — как нравственный регулятор поведения; загадки — как средство умственного воспитания; танцы, песни — как фактор развития эстетических чувств; национальные игры — как средство развития физических качеств), а также разрабатывают сценарии праздничных мероприятий на основе фольклорных материалов русского, татарского, чувашского и других народов.

На решение задач гармонизации межнациональных отношений направлен и спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения», в котором раскрываются вопросы национального самосознания и мировосприятия, национальные традиции бытового общения, особенности взаимоотношений детей и взрослых в различных социокультурных ситуациях. На практических занятиях дается методика использования национальных игр, национальной художественной литературы, живописи, декоративно-прикладного искусства, музыки разных народов как средств формирования этики межнационального общения, рассматриваются педагогические условия формирования навыков доброжелательного отношения к многонациональному окружению.

Для активизации познавательной деятельности студентов по проблемам национального и поликультурного воспитания используются и другие формы работы:

— беседы, диспуты по педагогическим воззрениям разных народов, идеале совершенного человека, методам и приемам воспитания;
— творческие вечера с выступлениями представителей национальной интеллигенции (композиторов, художников, писателей и т.д.);
— проведение КВН по материалам фольклора, «Дней этнопедагогики» со сравнительным анализом воспитательных традиций разных народов;
— подготовка рефератов о традициях воспитания детей, нормах поведения разных народов (по итогам самостоятельной поисковой деятельности);
— просмотр видеофильмов о передовом педагогическом опыте по национальному и поликультурному воспитанию детей в ДОУ, школах и т.д.

В процессе преподавания курсов по этнопедагогике очень важно, чтобы задачи обучения гармонично сочетались с задачами воспитания и закреплялись в поведении студентов.

Мы подробно разбираем со студентами проблемы национального нигилизма и национализма, ведь от будущих воспитателей во многом будет зависеть, кем вырастут наши дети — ярыми националистами или «иванами, не помнящими своего родства». Как известно, человек не рождается ни националистом, ни интернационалистом — все зависит от воспитания. При этом необходимость национального воспитания детей дошкольного возраста обосновывается возросшей сегодня чувствительностью детей к национальному фактору.

В решении познавательных задач целесообразно использование диалоговой формы обучения. Например, можно организовать семинарские занятия таким образом, чтобы студенты выступали как бы от лица известных педагогов и исследователей, рассказывая о «своем личном» вкладе в педагогику национального воспитания. Такая форма проведения занятий оживляет педагогический процесс и способствует более глубокому и сознательному усвоению материала студентами.

С целью развития творческого мышления дается задание на составление кроссворда по терминологическому аппарату (курсы «Основы этнопедагогики» и «Воспитание этики межнационального общения»), что способствует более прочному усвоению «сухих» и так не любимых студентами определений. Осознанному усвоению знаний способствует также мимическое упражнение, при выполнении которого требуется показать различия между двумя понятиями (например, этнопедагогика и народная педагогика), используя лишь мимику и жесты.

Речь студентов развивается с помощью задания на составление собственных поэтических определений основных понятий, проблем и задач изучаемых дисциплин. Активизации полученных знаний способствует «перекрестный опрос»: каждая команда студентов готовит пакет вопросов по изучаемой проблеме для команды соперников и затем следит за чередованием их коллективных и индивидуальных ответов.

Дифференцированный подход в обучении осуществляется при составлении заданий на составление стереотипов и автостереотипов разных народов, шкалы ценностей в национальных программах воспитания и т.д.

Использование нетрадиционных форм обучения не только активизирует и «оживляет» педагогический процесс, но и позволяет вовлечь студентов в уникальный мир народного творчества, национальной педагогики, воздействуя на их эмоционально-волевую сферу.

Результаты обучения должны найти свое отражение прежде всего в поведении студентов, в частности, в личном соблюдении ими основных принципов культуры межнационального общения.

1. Принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении.

К сожалению, следует констатировать, что в наши дни мы все чаще встречаемся с прямо противоположным поведением не только среди взрослых, но и среди детей. И внимание педагогов далеко не всегда акцентируется на этих случаях безнравственного поведения их подопечных, замыкаясь лишь в рамках дидактического образовательного цикла.

2. Такт в общении с людьми другой национальности.

Тактичный человек никогда не позволит себе оскорбить или унизить человека другой национальности, осмеивая традиции, обычаи его народа или используя анекдоты, шутки, поговорки о представителях другой национальности. Однако результаты многих экспериментальных исследований говорят о том, что и этот принцип далеко не всегда реализуется даже в поведении детей дошкольного возраста. Так, научные сотрудники Института философии и права Уральского отделения РАН после бесед с 253 детьми в возрасте 6—7 лет, проведенных в 16 детских садах
г. Екатеринбурга, констатировали: «Опрошенные проявили нескрываемую неприязнь по отношению к цыганам (87%), чукчам (81%), немцам (72%), татарам (64%), 18% настроены крайне националистично: негативно высказываются обо всех других национальностях и предпочитают общаться только со «своими». Головы ребят буквально нашпигованы разного рода оскорбительными для национального достоинства «обзывалками» и анекдотами».

Здесь есть над чем задуматься и педагогам, и родителям, и представителям органов управления.

3. Для человека любой национальности свойственно уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть признано естественным и единственно нормальным.

У каждого этнического коллектива есть свои специфические традиции, которые для представителей другой национальности могут быть непонятны и даже казаться абсурдными. Однако, сколько бы ни возникало видимых оснований для обсуждения целесообразности соблюдения той или иной национальной традиции или обычая, никогда не следует навязывать человеку отрицательных оценок норм и установок его этнического коллектива.

4. Вступая в обсуждение национально-этнических проблем, необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым располагаешь по данному вопросу. Чаще всего основные знания об этнической сфере жизни люди черпают из неадекватных источников: случайных встреч, публикаций в «желтой» прессе, рассказов других людей, а полученная таким образом информация распространяется на другую этническую группу в целом.

5. Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек. Он сам должен освоить минимальные требования этикета, свойственные своему этническому окружению. При этом особенно важными являются знание и соблюдение запретительных норм.

Термин «этике» — французского происхождения и означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Правила вежливости каждого народа — это очень сложное сочетание национальных традиций и обычаев. И где бы человек ни был, он должен уважать традиции национального окружения и вести себя в соответствии с их нормами.

Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует умения вести себя естественно, тактично и достойно. Так, например, если вас приглашает на завтрак испанец — нельзя принимать приглашение, потому что пока это только формальность, так же, как и второе приглашение. И только три раза повторенное приглашение будет являться действительно искренним и может быть принято. Чтобы понять, насколько важен этикет для японца, достаточно напомнить, что особо уважаемую личность приветствуют, наклонившись девяносто три раза подряд (будничное приветствие состоит из пятнадцати поклонов). Если во время беседы с японцем вы по-дружески похлопаете его по плечу — вы рискуете нажить себе самого большого недруга, так как японцы считают, что касаться собеседника человек может только при полной потере самоконтроля, либо выражая недружелюбие или агрессивные намерения.

6. Один из важнейших аспектов культуры межнационального общения — языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, — это важнейший элемент культуры межнационального общения.

Человек сам должен освоить язык народа, на территории которого проживает, хотя бы на разговорно-бытовом уровне. Очень важно поддержать того, кто делает первые шаги в освоении незнакомого ему языка, а не смеяться над ним, подтрунивая над произношением, построением предложений. Образцом в этом смысле являются англичане, которые поощряют любую попытку иностранца изъясниться на английском языке.

В основе приведенных выше принципов культуры межнационального общения лежит понятие «принятия». Не надо запоминать сотни правил, следует помнить одно — необходимость уважительного отношения к другим.

Смысл национального образования в современном мире заключается в сохранении существующих самобытных этнических коллективов и упрочении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической идентичности. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. Наиболее действенным фактором формирования этнической идентичности детей является их непосредственное социальное окружение, однако влияние последнего может быть и положительным, и отрицательным. Учитывая, во-первых, полиэтничность окружающей российского ребенка среды, а во-вторых, наибольшую способность восприятия культур других народов именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, естественно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах поликультурного воспитания детей именно через систему образования.

Поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

В связи с этим необходимо усилить и углубить этнологическую, этнографическую и этнопсихологическую подготовку педагогов, способных работать с различным контингентом детей во всех звеньях системы образования.

Для нашего исследования интересным и практически значимым является решение задачи формирования культурной идентификации, основ национальной и этнической толерантности. При этом процесс культурной идентификации связан с концентрацией национальной культуры в субъективном мире личности. Относительно ребенка дошкольного возраста ценности национальной культуры аккумулированы в педагогическом процессе средствами искусства и игры. Р.М. Чумичева считает, что «искусство формирует ментальное пространство воспитания, а игра трансформирует ценности во внутренние установки, мироощущение, представление и поведение ребенка» [610, с. 72]. Автор ставит вопрос необходимости создания программ, способствующих свободному и осознанному выбору самим ребенком такой деятельности, которая обеспечит творческое саморазвитие социальной индивидуальности. Данная программа реализуется через модель воспитательной системы «Понимаю и принимаю тебя». Основная цель состоит в создании поликультурного пространства как среды становления социокультурной идентификации и толерантности в детско-взрослом сообществе. Для реализации целевых установок решались следующие задачи:

1. Создание поликультурного пространства дошкольного образовательного учреждения как среды воспитания социокультурной идентификации и толерантности детей и взрослых.

2. Разработка содержания поликультурного образования на основе интеграции ценностей различных культур (традиций, обычаев, правил этикета, художественных образов), культуры и истории (художественных образов и исторических фактов), языков (русского и национального).

3. Создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций как диалогового разноуровневого и разновозрастного сообщества (сверстников и взрослых).

4. Разработка диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации и толерантности в детско-взрослом сообществе.

5. Определение форм взаимодействия образовательного учреждения и социокультурных институтов как внешнего поликультурного пространства, обусловливающего межнациональный диалог субъектов.

Отсюда, в качестве основных принципов, определявших модель воспитательной системы, обоснованно выступили: принцип поликультурности, обусловивший приоритеты ценностей личности и воспитательного процесса, диалог и взаимодействие культур, изменивший содержание воспитательного процесса как синтез культур, истории, языка; принцип единства интеграции и дифференциации, обеспечивший познание различных национальных культур, истории, языков, традиций, имеющих специфические характеристики и общечеловеческие; позволивший интегрировать специально организованные виды деятельности, совместные, индивидуальные и детско-взрослые различные сообщества; принцип социообразности, определивший активность и терпимость личности в социокультурном детско-взрослом пространстве, диалоговых коммуникациях, познании культур других народов. Целевыми группами в реализации данного проекта являются: национальные семьи, имеющие ребенка дошкольного возраста, поддерживающие культурные традиции, дети дошкольного возраста; специалисты в области дошкольного образования, деятели культуры.

Авторская модель воспитательной системы «Понимаю и принимаю тебя» обобщает теоретические основы воспитания социокультурной идентификации и толерантности личности; раскрывает содержание и технологию процесса социокультурной идентификации и толерантности детей дошкольного возраста, что позволяет говорить не только о её теоретической, но и практической значимости. Этому же способствуют разработанные критерии и показатели уровня проявления социокультурной идентификации и толерантности в среде сверстников; научно-методическое и кадровое обеспечение процесса воспитания социокультурной идентификации и толерантности в системе дошкольного образования; программно-методический материал как условие обеспечения качества процесса воспитания; разработка программы повышения квалификации специалистов в дошкольном образовательном учреждении как субъективный фактор, обусловливающий эффективность реализации модели воспитания; представленные перспективные направления развития системы воспитания социокультурной толерантности у дошкольников.

Рассмотренная модель воспитательной системы Р.М. Чумичевой выступила для нас научно-методическим ориентиром организации работы по этнокультурному воспитанию дошкольников и согласуется с нашими теоретико-прикладными разработками.

Анализ модели воспитательной системы позволил также выявить многообразие методических приемов, способствующих формированию основ этнокультурной личности: творческие задания «Образ к образу приходит», «Я и мой прадед», «Изобрази рисунком собственное ощущение в другом национальном сообществе», «Построй макет замка», «Придумай знак семьи» и другие; подстановка, перефразирование – задания, связанные с модификацией, упрощением, заменой, поиском параллелей словам из национальной культуры, образным сравнениям, смысловым оборотам и другому; рассказы «Опиши понравившийся памятник старины», «Дай характеристику национальным танцам», «Создай образ народной мелодии» и другие; игры «Придумай историю о…», «Создай макет куреня, хаты, сакли…» и другие; придумывание правил по пониманию и принятию другого.

Логика построения регионализации культурно-исторического содержания дошкольного этнокультурного образования убедила нас в том, что данный процесс воспитания должен представлять собой систему, выстроенную в определенной последовательности как систематическое и целенаправленное образование детей в области культурно-исторических знаний региона, самосознания и самоощущения в поликультурном пространстве детского сада; приобретение социокультурного опыта и нравственного поведения в специально организованных совместных и индивидуальных видах деятельности, где происходит осознание достоинств своего «Я» и других, проявление эмоционально-смысловых оценок, потребностей, способностей и мотивов; открытие наследия предков в социуме, культуре и традициях как способов проявления своей толерантности к другим; организация многонациональных разновозрастных сообществ как среды становления самоидентификации и развития способности конструировать межличностные отношения.

2. Русские

Национально-психологические особенности народов России.
Сущность нац-псих. особеннотей русских невозможно объяснить, не обращаясь к наследию русской философии. Именно в русской философии можно найти самое глубокое и объективное описание данных особенностей. Решение этой задачи с помощью философии привело к выводу о наличии у русских людей следующих сущностных качеств:
1)Парадоксальность ментальных проявлений.
2)Безмерность жизненного прорыва
3)Стремление к абсолютным ценностям.
4)Созерцание сердцем.
5)Национальная стойкость.
6)Любовь к свободе.
Нужно подробнее сказать о каждом этом качестве.
Парадоксальность ментальных проявлений. Безмерность жизненного прорыва.
Специфика русского народа заключается в том, что ментальные противоречия приобретают у него форму парадоксов, т.е. сочетание неожиданных, острейших, взаимоисключающих и в то же время одинаково верных определений национального менталитета. Достоевский говорил, что он увидел в русском народе противоречия. С одной стороны, наш народ груб, невежествен, предан мраку и разврату, варвар, ждущий света, а с другой стороны, повторяет Достоевский, вслед за Аксаковым, русский народ уже давно просвещен и образован.
Как и любые другие свойства - щедрость и гостеприимство - в силу парадоксальности русского менталитета, имеет не только достоинства, но и недостатки. Русский человек привык расточительно относиться как к природе, так и к материальному богатству, руководствуясь народной мудростью «Бог дал, бог взял».
Легкомыслие олицетворено в 3х русских словах: «авось», «небось», «как-нибудь». Сегодня газеты пестрят сообщениями о том, что «новые русские» поражают за границей бережливых иностранцев своим мотовством.
Безмерный характер русских порождает такие национальные свойства как максимализм и экстремизм.
Стремление к абсолютным ценностям. Созерцание сердцем.
В русской душе присутствует бесконечное искание правды, ей присуще неудовлетворенность временными, условными и относительными ценностями. Тяга к абсолютному, стремление воплотить себя в бесконечном ведет к пренебрежению повседневными условиями быта, материальным благополучием, к отсутствию дара созданию средней культуры. Впечатляет русская тяга к полному достижению цели, мечта о конечном и последнем, желание заглянуть в даль и способность нестрашиться смерти. Для Н.О. Лосского основной чертой характера народов России выступает его религиозность и связанная с нею искание абсолютного добра. Русские постоянно неудовлетворенные несовершенством своих нравов, поступков, убеждений, обладают чутким даром различения добра и зла и неустанно ищут совершенное добра.
Следует подчеркнуть, что русская тяга к абсолютному носит религиозный характер, ибо оно основывается на вере в осуществлении грандиозных замыслов как на небе, так и на земле. Кроме того, религиозный характер тяги к абсолютному проявляется так же в какой-то фантастической преданности тем идеалам, в которые верит русский человек.
Национальная стойкость. Любовь к свободе.
Прежде всего, русский народ изначально обречен на стойкость природой так таковой. Крайне неблагоприятный континентальный климат с его непредсказуемостью и неожиданными перепадами стал первичным источником национальной стойкости. Среди социальных детерминант, предопределяющих национальную стойкость, ключевое значение имеет военный фактор. История России предстает как бесконечная череда вооруженных противостояний и военных конфликтов. Это все приучило русских не падать духом и не отчаиваться в самых безнадежных ситуациях.
Страдальческая струя так же имеется в русском характере и придает неповторимый колорит русскому проявлению национальной стойкости, куда можно отнести мужество, терпение, жизнестойкость.
Национальная стойкость русского народа явно обнаруживает женское лицо, т.к. в течение столетий мужчины уходили на войну, а женщина брала на себя роль хранительницы домашнего очага и была всегда сильна и жизнестойка. Но это, однако, совсем не означает слабохарактерность и безвольность русских мужчин.
К сущностным, глубинным качествам русского менталитета относится любовь к свободе. Русский народ по достоинству оценил всю ценность свободы после долгого крепостного права. Русские очень не любят, когда посягают на их свободу.
Наиболее часто подчеркиваются следующие характерные черты русского народа: спонтанность, общительность (В. Ключевский), соборность, державность (А.Хомяков, С. Уваров), коммунитарность, иррациональность (Н.Бердяев), церковность (В. Соловьев).

Психотип народов России.
Каждый народ имеет свою историю, архаику и, следовательно, до некоторых пор свою психологию. Эта психология через этническую доминанту привязана к ландшафтно-фазовому пространству развития этноса и в этом смысле, в чем можно согласиться с Л. Гумилевым, русский человек XV-XVI вв не похож на русского человека XIX-XX вв. Но вместе с тем определенные особенности нашего национально-психологического склада остаются неизменными.
Начнем с типа полушарной интенции – особенности работы мозга, связанного с преобладанием функции одного из его полушарий - правого или левого. Левое полушарие – логического, рациональное; правое – художественное, иррациональное. Множество фактов говорит в пользу того, что русский тип – тип с доминирующим правым полушарием – художественный, импульсивный, эмоциональный. Какие факты подтверждают это? Прежде всего язык: около 60 тыс. слов и выражений только литературного языка; это богатство необходимо нам для выражения чрезвычайно сложного, объемного, художественного мировидения. Однако при этом нет, наверное, народа, более бережно относящегося к своему языку: нашу речь украшают огромное количество междометий, слов-паразитов, профессиональные жаргоны, обогащают иностранные слова. Доминирование невербальных средств передачи информации в живом общении русских: жестов, мимики пауз, сильное интонирование речи выдают тот же правополушарный тип. Художественность и эмоциональность наших сказок, любовь к хоровому пению ( не слушать, а именно петь), особенности наших танцев, сочетающих дикое, импульсивное, архаичное начало (пляски) и ритмическую упорядоченность(хороводы).
Скачать СЛЕДУЮЩИЙ реферат важная черта русского психотипа – его интровертированность, релятивность. Интроверты созерцательны, самодостаточны, придают большое значение взаимодействию, чем результату. П. Флоренский отмечал в русских как характерную черту «перевес начал этических и религиозных над общественными и правовыми». Созерцательность - наша национальная черта: мы не умеем взяться за дело, прежде чем не поразмышлять о нем. Сравните русское «утро вечера мудренее» и латинское «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Мы склонны размышлять о том, «что делать, надо ли делать и как делать», но по большей части не можем прийти к однозначному выводу, пока не доведем себя до крайности.
Сочетание правополушарности и интровертированности нашего сознания дает целый ряд эффектов, подтверждающие предыдущие выводы. Прежде всего это характерная потребность в телесных контактах: «поцелуйный» этикет, ставшие традицией объятия, привычка энергично здороваться, часто используемые выражения типа «локоть к локтю», «грудь в грудь». Другим следствием такого сочетания является склонность к мифологизации бытия – черта, на которой нас постоянно ловят: мы любим жить в придуманном нами мире больше, чем в реальном. Строительство коммунизма, в процессе которого была вовлечена нация, - пример такой мифологизации.
Представители различный психологических школ дают различные названия доминирующему среди русских психотипу. Последователи З.Фрейда связывают этот тип с «женским» началом и в связи с этим «обретение жениха» рассматривают как ведущую функцию русского этноса. Представители школы аналитической психологии К.Юнга отнесли бы данный тип к интуитивно-чувственному, сильной чертой которого является способность к предчувствию прежде всего, когда это касается сферы человеческого, слабой – отношения с объектной, материальной стороной мира. В соционике, науке, развивающей свои идеи на основе методологии К.Юнга, тип, наиболее близкий русскому, определяется как «интуитивно-этический интроверт». Особенность этого психотипа заключается в том, что функции конкретной деятельности и волевой мобилизации являются «слабыми» находятся на уровне «ребенок». Давление на такие точки вызывают к жизни «детское начало» и в первую очередь обращение к «старшему» - государству. Кстати, поражающая иностранцев «детская доверчивость» русских к кампаниям, работающим в стиле «МММ», играющих на фантастических картинках массового обогащения, - след реанимации под давлением внешних условий того же комплекса ребенка.

Воспроизведем некоторые характеристики глубинной подсознательной структуры этого психологического типа.
Мышление характеризуется эмоционально-чувствительным восприятием, образностью, сосредоточенностью на масштабных проблемах. Остро чувствует тенденции и грядущие изменения. Однако испытывает значительные затруднения при необходимости перевести результат предчувствия в рациональную форму, конкретные решения.
Для его деятельности характерны склонность к размышлениям, которые не всегда заканчиваются поступками, нерешительность в выборе конкретной альтернативы, импульсивность. Не умеет экономно и расчетливо устраивать свой быт, клонен к бесхозяйственности.
В отношениях с окружающими выражена потребность в близких контактах, понимание со стороны окружающих, эмоциональной вовлеченности. В деловой активности стремиться к глубокой мотивации партнеров, при угрозе конфликта часто предпочитает уступить, сохранив нормальные взаимоотношения.
Испытывает дискомфорт и снижает активность, когда возникает необходимость в переработке информации, требующей прямой деловой активности. Как правило, сам не может установить волевой режим. Активизируется при наличии информации о логике целеполагания, механизме достижения щелей и о его (лично) предназначении в получении результата.
Специалисты по соционике считают, что « доминирующей потребностью у русского народа является стремление жить в сильном государстве», которое бы взяло на себя функции защиты его материальных интересов и волевой мобилизации.
Типичный русский выглядит в зеркале общественного мнения следующим образом:
Добродетели: открытость, гостеприимство, терпеливость, готовность помочь, миролюбие, надежность.
Пороки: лень, безответственность, непрактичность.
Доминирующими для большей части этноса являются коммунитарные ценности (справедливость, нация, Родина, семья)
Русская молодежь характеризуется направленностью на активную самореализацию, социальное признание, самовыражение, отличается уверенным поведением, высокими притязаниями, умением принимать рациональные решения и не отступать перед жизненными трудностями.

Заключение.
Из всего вышесказанного можно сделать выводы:
1) Нация является сложным этносоциальным образованием, единством объективных (территория, язык, культура) и субъективных (национальное самосознание) признаков.
2) Национально-психологические особенности становятся частью образа жизни личности благодаря своему внедрению в душевную жизнь человека.
3) Национально-психологические особенности как научная категория имеет долгую историю становления.
4) Национально-психологические особенности русских связаны с цивилизационной спецификой России. Они сформировалась в результате влияния:
- Природно-климатических условий.
- Особенности организации социальной жизни.
- Специфики духовной жизни.
- Своеобразие форм и методов национальной системы воспитания ( преобладание запретительных мер в контроле за поведением ребенка, преобладание отрицательных санкций над положительными, регрессивный характер контроля, который приводит к общей неизбежной «заторможенности», а не к способности к самостоятельному и гибкому контролю за своим поведением).

Цыгане

В российских школах с каждым годом возрастает доля учеников из нерусских семей, что делает все более значимой проблему толерантного, терпимого отношения к ним. Особый вопрос – обучение детей – цыган, которых в российские школы приходит сегодня все больше. Чем больше в

наших школах смуглых, не очень хорошо говорящих по-русски детей, тем больше приходится задумываться о двух вещах: во-первых, как сделать так, чтобы все дети в школе относились друг к другу уважительно, во-вторых, как обучать нерусских детей эффективно, но в то же время, без ущерба для их сверстников, не имеющих трудностей, связанных с незнанием языка. В нашей школе цыганские дети учатся вместе с русскими детьми и мы не сталкивались с конфликтами на этнической почве. Коллектив школы старается обеспечить для ребят благоприятные гигиенические и эстетические условия. Общение с учащимися осуществляется на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника. Работа с цыганскими детьми требует от учителя, кроме гуманистических, дидактических и психологических способностей, владения дополнительными знаниями, которые непосредственно связаны с этнокультурными особенностями его питомцев. В первую очередь педагог должен ориентироваться в происхождении (этническая группа, миграционный путь) семей своих учащихся. Цыганские семьи обычно вполне определенно реагируют на школу: или искренне доверяют учителям и всемерно их поддерживают, контролируя посещение школы детьми, или же, наоборот, скептически относятся к педагогам. Главная роль в процессе образования цыганских детей принадлежит личности учителя. Именно от него зависти отношение цыганской общины к учебному заведению. Природная эмоциональность, чувствительность, склонность к экспрессии, образное восприятие мира – это те особенности цыганских детей, которые обязательно должен учесть педагог. Необходимо помнить один из психологических постулатов мотивации на учебу – стабильный и грамотно поощряемый учителем успех в одной деятельности (предмете) часто является поводом для продолжения обучения в целом. Образовательный процесс в нашей школе строится с учетом психосберегающих технологий. Обучение осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типа и возможностей его памяти, характера функциональной асимметрии полушарий головного мозга и т.п. Создается индивидуальная карта школьника, куда вносится вся информация о нем, предлагаются рекомендации учителям. К сожалению цыганские дети приходят практически не подготовленными, не адаптированными к школе. Их в большей степени привлекают внешние моменты школьной жизни – тетради, учебники, сама школа. Мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес. Они не могут освоить обычную программу, потому что в семьях они не говорят по-русски, часто не понимают значение русского слова, родители неграмотные, дети не посещают детский сад. Один из возможных способов адаптировать цыганских детей к школе – открыть подготовительные классы. Обучение детей в первом классе пошло бы быстрее, если бы они до этого год учились тому, чему другие дети учатся в детском саду и у родителей. Трудности обучения цыганских детей связаны так же с организацией режима дня. Цыгане ведут своеобразный образ жизни: они поздно ложатся и поздно встают. Таким образом, во время учебного процесса нарушаются физиологические закономерности изменения работоспособности детей. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья. К сожалению, практически все дети имеют какие-либо заболевания. Любое неблагополучие в состоянии здоровья является одной из причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности и, как следствие, низкой успеваемости. Следует обратить внимание и на тот факт, что родители не всегда обращаются за помощью к врачам, а занимаются самолечением. Результат – болезнь переходит в хроническую форму. Все это, безусловно, отражается на успешности обучения школьника. В каждом классе есть учащиеся, которые не справляются с учебной нагрузкой, испытывают различного рода трудности обучения. Необходима государственная образовательная программа, которая бы позволяла обучать цыган.

 

 

 

Цыганская культура

Культура цыган очень разнообразна и богата. Это связано с широким распространением цыган по свету, насыщенной, хотя и короткой, истории и сложности этнического состава этой нетерриториальной нации. Цыганская культура имеет заметное влияние на музыкальную культуру мира (особенно румынскую, венгерскую, балканскую, испанскую народную музыку, а также на классическую музыку 19 века, джаз, фламенко).

Для цыган разных стран характерно неравномерное развитие областей высокой культуры. Так, большинство цыганских художников -- уроженцы Венгрии, наиболее развита музыкальная культура у цыган России, Венгрии, Румынии, Испании, Балканских стран, цыганская литература на данный момент больше развита на территории Чехии, Словакии, Украины и России, актёрское искусство -- в России и Украине.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.