III. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Особо следует подчеркнуть, что задачи национального образования могут решаться только при наличии соответствующим образом подготовленного педагогического персонала. Подрастающий человек воспитывается только личностью учителя, и никакие учебники не могут его заменить. Это и есть основополагающий принцип народной педагогики. Большое значение имеет подготовка квалифицированных педагогических кадров. В нашем педагогическом вузе преподается курс «Основы этнопедагогики», при изучении которого студенты узнают о целях и средствах воспитания у разных народов (сказки, пословицы, поговорки — как нравственный регулятор поведения; загадки — как средство умственного воспитания; танцы, песни — как фактор развития эстетических чувств; национальные игры — как средство развития физических качеств), а также разрабатывают сценарии праздничных мероприятий на основе фольклорных материалов русского, татарского, чувашского и других народов. На решение задач гармонизации межнациональных отношений направлен и спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения», в котором раскрываются вопросы национального самосознания и мировосприятия, национальные традиции бытового общения, особенности взаимоотношений детей и взрослых в различных социокультурных ситуациях. На практических занятиях дается методика использования национальных игр, национальной художественной литературы, живописи, декоративно-прикладного искусства, музыки разных народов как средств формирования этики межнационального общения, рассматриваются педагогические условия формирования навыков доброжелательного отношения к многонациональному окружению. Для активизации познавательной деятельности студентов по проблемам национального и поликультурного воспитания используются и другие формы работы: — беседы, диспуты по педагогическим воззрениям разных народов, идеале совершенного человека, методам и приемам воспитания; В процессе преподавания курсов по этнопедагогике очень важно, чтобы задачи обучения гармонично сочетались с задачами воспитания и закреплялись в поведении студентов. Мы подробно разбираем со студентами проблемы национального нигилизма и национализма, ведь от будущих воспитателей во многом будет зависеть, кем вырастут наши дети — ярыми националистами или «иванами, не помнящими своего родства». Как известно, человек не рождается ни националистом, ни интернационалистом — все зависит от воспитания. При этом необходимость национального воспитания детей дошкольного возраста обосновывается возросшей сегодня чувствительностью детей к национальному фактору. В решении познавательных задач целесообразно использование диалоговой формы обучения. Например, можно организовать семинарские занятия таким образом, чтобы студенты выступали как бы от лица известных педагогов и исследователей, рассказывая о «своем личном» вкладе в педагогику национального воспитания. Такая форма проведения занятий оживляет педагогический процесс и способствует более глубокому и сознательному усвоению материала студентами. С целью развития творческого мышления дается задание на составление кроссворда по терминологическому аппарату (курсы «Основы этнопедагогики» и «Воспитание этики межнационального общения»), что способствует более прочному усвоению «сухих» и так не любимых студентами определений. Осознанному усвоению знаний способствует также мимическое упражнение, при выполнении которого требуется показать различия между двумя понятиями (например, этнопедагогика и народная педагогика), используя лишь мимику и жесты. Речь студентов развивается с помощью задания на составление собственных поэтических определений основных понятий, проблем и задач изучаемых дисциплин. Активизации полученных знаний способствует «перекрестный опрос»: каждая команда студентов готовит пакет вопросов по изучаемой проблеме для команды соперников и затем следит за чередованием их коллективных и индивидуальных ответов. Дифференцированный подход в обучении осуществляется при составлении заданий на составление стереотипов и автостереотипов разных народов, шкалы ценностей в национальных программах воспитания и т.д. Использование нетрадиционных форм обучения не только активизирует и «оживляет» педагогический процесс, но и позволяет вовлечь студентов в уникальный мир народного творчества, национальной педагогики, воздействуя на их эмоционально-волевую сферу. Результаты обучения должны найти свое отражение прежде всего в поведении студентов, в частности, в личном соблюдении ими основных принципов культуры межнационального общения. 1. Принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении. К сожалению, следует констатировать, что в наши дни мы все чаще встречаемся с прямо противоположным поведением не только среди взрослых, но и среди детей. И внимание педагогов далеко не всегда акцентируется на этих случаях безнравственного поведения их подопечных, замыкаясь лишь в рамках дидактического образовательного цикла. 2. Такт в общении с людьми другой национальности. Тактичный человек никогда не позволит себе оскорбить или унизить человека другой национальности, осмеивая традиции, обычаи его народа или используя анекдоты, шутки, поговорки о представителях другой национальности. Однако результаты многих экспериментальных исследований говорят о том, что и этот принцип далеко не всегда реализуется даже в поведении детей дошкольного возраста. Так, научные сотрудники Института философии и права Уральского отделения РАН после бесед с 253 детьми в возрасте 6—7 лет, проведенных в 16 детских садах Здесь есть над чем задуматься и педагогам, и родителям, и представителям органов управления. 3. Для человека любой национальности свойственно уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть признано естественным и единственно нормальным. У каждого этнического коллектива есть свои специфические традиции, которые для представителей другой национальности могут быть непонятны и даже казаться абсурдными. Однако, сколько бы ни возникало видимых оснований для обсуждения целесообразности соблюдения той или иной национальной традиции или обычая, никогда не следует навязывать человеку отрицательных оценок норм и установок его этнического коллектива. 4. Вступая в обсуждение национально-этнических проблем, необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым располагаешь по данному вопросу. Чаще всего основные знания об этнической сфере жизни люди черпают из неадекватных источников: случайных встреч, публикаций в «желтой» прессе, рассказов других людей, а полученная таким образом информация распространяется на другую этническую группу в целом. 5. Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек. Он сам должен освоить минимальные требования этикета, свойственные своему этническому окружению. При этом особенно важными являются знание и соблюдение запретительных норм. Термин «этике» — французского происхождения и означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Правила вежливости каждого народа — это очень сложное сочетание национальных традиций и обычаев. И где бы человек ни был, он должен уважать традиции национального окружения и вести себя в соответствии с их нормами. Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует умения вести себя естественно, тактично и достойно. Так, например, если вас приглашает на завтрак испанец — нельзя принимать приглашение, потому что пока это только формальность, так же, как и второе приглашение. И только три раза повторенное приглашение будет являться действительно искренним и может быть принято. Чтобы понять, насколько важен этикет для японца, достаточно напомнить, что особо уважаемую личность приветствуют, наклонившись девяносто три раза подряд (будничное приветствие состоит из пятнадцати поклонов). Если во время беседы с японцем вы по-дружески похлопаете его по плечу — вы рискуете нажить себе самого большого недруга, так как японцы считают, что касаться собеседника человек может только при полной потере самоконтроля, либо выражая недружелюбие или агрессивные намерения. 6. Один из важнейших аспектов культуры межнационального общения — языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, — это важнейший элемент культуры межнационального общения. Человек сам должен освоить язык народа, на территории которого проживает, хотя бы на разговорно-бытовом уровне. Очень важно поддержать того, кто делает первые шаги в освоении незнакомого ему языка, а не смеяться над ним, подтрунивая над произношением, построением предложений. Образцом в этом смысле являются англичане, которые поощряют любую попытку иностранца изъясниться на английском языке. В основе приведенных выше принципов культуры межнационального общения лежит понятие «принятия». Не надо запоминать сотни правил, следует помнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. Смысл национального образования в современном мире заключается в сохранении существующих самобытных этнических коллективов и упрочении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической идентичности. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. Наиболее действенным фактором формирования этнической идентичности детей является их непосредственное социальное окружение, однако влияние последнего может быть и положительным, и отрицательным. Учитывая, во-первых, полиэтничность окружающей российского ребенка среды, а во-вторых, наибольшую способность восприятия культур других народов именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, естественно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах поликультурного воспитания детей именно через систему образования. Поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов. В связи с этим необходимо усилить и углубить этнологическую, этнографическую и этнопсихологическую подготовку педагогов, способных работать с различным контингентом детей во всех звеньях системы образования. Для нашего исследования интересным и практически значимым является решение задачи формирования культурной идентификации, основ национальной и этнической толерантности. При этом процесс культурной идентификации связан с концентрацией национальной культуры в субъективном мире личности. Относительно ребенка дошкольного возраста ценности национальной культуры аккумулированы в педагогическом процессе средствами искусства и игры. Р.М. Чумичева считает, что «искусство формирует ментальное пространство воспитания, а игра трансформирует ценности во внутренние установки, мироощущение, представление и поведение ребенка» [610, с. 72]. Автор ставит вопрос необходимости создания программ, способствующих свободному и осознанному выбору самим ребенком такой деятельности, которая обеспечит творческое саморазвитие социальной индивидуальности. Данная программа реализуется через модель воспитательной системы «Понимаю и принимаю тебя». Основная цель состоит в создании поликультурного пространства как среды становления социокультурной идентификации и толерантности в детско-взрослом сообществе. Для реализации целевых установок решались следующие задачи: 1. Создание поликультурного пространства дошкольного образовательного учреждения как среды воспитания социокультурной идентификации и толерантности детей и взрослых. 2. Разработка содержания поликультурного образования на основе интеграции ценностей различных культур (традиций, обычаев, правил этикета, художественных образов), культуры и истории (художественных образов и исторических фактов), языков (русского и национального). 3. Создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций как диалогового разноуровневого и разновозрастного сообщества (сверстников и взрослых). 4. Разработка диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации и толерантности в детско-взрослом сообществе. 5. Определение форм взаимодействия образовательного учреждения и социокультурных институтов как внешнего поликультурного пространства, обусловливающего межнациональный диалог субъектов. Отсюда, в качестве основных принципов, определявших модель воспитательной системы, обоснованно выступили: принцип поликультурности, обусловивший приоритеты ценностей личности и воспитательного процесса, диалог и взаимодействие культур, изменивший содержание воспитательного процесса как синтез культур, истории, языка; принцип единства интеграции и дифференциации, обеспечивший познание различных национальных культур, истории, языков, традиций, имеющих специфические характеристики и общечеловеческие; позволивший интегрировать специально организованные виды деятельности, совместные, индивидуальные и детско-взрослые различные сообщества; принцип социообразности, определивший активность и терпимость личности в социокультурном детско-взрослом пространстве, диалоговых коммуникациях, познании культур других народов. Целевыми группами в реализации данного проекта являются: национальные семьи, имеющие ребенка дошкольного возраста, поддерживающие культурные традиции, дети дошкольного возраста; специалисты в области дошкольного образования, деятели культуры. Авторская модель воспитательной системы «Понимаю и принимаю тебя» обобщает теоретические основы воспитания социокультурной идентификации и толерантности личности; раскрывает содержание и технологию процесса социокультурной идентификации и толерантности детей дошкольного возраста, что позволяет говорить не только о её теоретической, но и практической значимости. Этому же способствуют разработанные критерии и показатели уровня проявления социокультурной идентификации и толерантности в среде сверстников; научно-методическое и кадровое обеспечение процесса воспитания социокультурной идентификации и толерантности в системе дошкольного образования; программно-методический материал как условие обеспечения качества процесса воспитания; разработка программы повышения квалификации специалистов в дошкольном образовательном учреждении как субъективный фактор, обусловливающий эффективность реализации модели воспитания; представленные перспективные направления развития системы воспитания социокультурной толерантности у дошкольников. Рассмотренная модель воспитательной системы Р.М. Чумичевой выступила для нас научно-методическим ориентиром организации работы по этнокультурному воспитанию дошкольников и согласуется с нашими теоретико-прикладными разработками. Анализ модели воспитательной системы позволил также выявить многообразие методических приемов, способствующих формированию основ этнокультурной личности: творческие задания «Образ к образу приходит», «Я и мой прадед», «Изобрази рисунком собственное ощущение в другом национальном сообществе», «Построй макет замка», «Придумай знак семьи» и другие; подстановка, перефразирование – задания, связанные с модификацией, упрощением, заменой, поиском параллелей словам из национальной культуры, образным сравнениям, смысловым оборотам и другому; рассказы «Опиши понравившийся памятник старины», «Дай характеристику национальным танцам», «Создай образ народной мелодии» и другие; игры «Придумай историю о…», «Создай макет куреня, хаты, сакли…» и другие; придумывание правил по пониманию и принятию другого. Логика построения регионализации культурно-исторического содержания дошкольного этнокультурного образования убедила нас в том, что данный процесс воспитания должен представлять собой систему, выстроенную в определенной последовательности как систематическое и целенаправленное образование детей в области культурно-исторических знаний региона, самосознания и самоощущения в поликультурном пространстве детского сада; приобретение социокультурного опыта и нравственного поведения в специально организованных совместных и индивидуальных видах деятельности, где происходит осознание достоинств своего «Я» и других, проявление эмоционально-смысловых оценок, потребностей, способностей и мотивов; открытие наследия предков в социуме, культуре и традициях как способов проявления своей толерантности к другим; организация многонациональных разновозрастных сообществ как среды становления самоидентификации и развития способности конструировать межличностные отношения. 2. Русские Национально-психологические особенности народов России. Психотип народов России. Воспроизведем некоторые характеристики глубинной подсознательной структуры этого психологического типа. Заключение. Цыгане В российских школах с каждым годом возрастает доля учеников из нерусских семей, что делает все более значимой проблему толерантного, терпимого отношения к ним. Особый вопрос – обучение детей – цыган, которых в российские школы приходит сегодня все больше. Чем больше в
Цыганская культура Культура цыган очень разнообразна и богата. Это связано с широким распространением цыган по свету, насыщенной, хотя и короткой, истории и сложности этнического состава этой нетерриториальной нации. Цыганская культура имеет заметное влияние на музыкальную культуру мира (особенно румынскую, венгерскую, балканскую, испанскую народную музыку, а также на классическую музыку 19 века, джаз, фламенко). Для цыган разных стран характерно неравномерное развитие областей высокой культуры. Так, большинство цыганских художников -- уроженцы Венгрии, наиболее развита музыкальная культура у цыган России, Венгрии, Румынии, Испании, Балканских стран, цыганская литература на данный момент больше развита на территории Чехии, Словакии, Украины и России, актёрское искусство -- в России и Украине. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|