Здавалка
Главная | Обратная связь

Компонент самореализации личности младшего школьника.



Тема 8-9. Содержание духовно-нравственного развития младшего школьника.

План: 1. Компонент самореализации личности младшего школьника.

2. Компонент самоопределения личности младшего школьника.

 

Компонент самореализации личности младшего школьника.

В целом духовная деятельность человека предполагает освоение двух сфер ценностей, обеспечивающих полноценную социализацию личности – это сферы ее самореализации и сфера самоопределения. Не случайно, в законе «Об образовании» РФ (Ст. 14.1) содержание образования расценивается как один из факторов экономического и социального прогресса общества, и поэтому должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. По своему содержанию эти сферы оказываются взаимосвязанными, так как наполняются общими духовно-нравственными ценностями. Тем не менее духовно-нравственные ценности в каждой сфере существенно различаются, поскольку направлены в социальном заказе общества на реализацию разных социальных ролей личности.

Для сферы самореализации личности в качестве ведущей социальной роли выступает требование становления высоконравственного гражданина Российской Федерации, так как именно о нем говорится, например, в Национальном воспитательном идеале, предложенном в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» под редакцией А. Кондакова (ФГОС 2009 г.). Соответственно к сфере самореализации могут относиться только нравственные ценности гражданского общества и среди них такие базовые ценности, как Достоинство, Честь, Совесть, Закон, Свобода, Солидарность и др. По своим характеристикам базовые ценности гражданского общества отличаются двумя принципиальными особенностями: во-первых, они признаются всеми как общечеловеческая нравственность, обеспечивающая справедливость и согласие в обществе; во-вторых, они позволяют каждой личности самореализоваться в обществе, т. е. быть успешной и счастливой.

В процессе развития сознательной личности с нравственными ценностями гражданского общества объективно сталкиваются так называемые потребительские ценности, например, богатства, власти, карьеры, удовольствий и др. В реальной жизни они легкодоступны и не редко становятся для многих смыслами жизни, превращая человека в социального эгоиста. Но главная особенность потребительских ценностей (смыслов) заключается в том, что самореализоваться на их основе человеку невозможно: чем больше, например, денег имеешь, тем больше их хочется. В результате в обществе возникают различные социальные болезни, обусловленные появлением у людей различных комплексов неполноценности (жизнь в «грехе», агрессия, преступность, суициды и т. п.). Подобной духовной деградации общества и призваны противостоять нравственные ценности гражданского общества.

Для сферы самоопределения личности ведущей социальной ролью выступает требование нравственного воспитания патриота, поскольку «традиционными источниками нравственности является патриотизм, под которым понимается любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение отечеству (Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников: проект /РАО). С этой точки зрения патриотизм выступает непосредственным продолжением гражданственности, выражая ценности гражданского общества в призме национальной культуры. Не случайно, в Национальном воспитательном идеале гражданин России рассматривается и как человек, «укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России».

В течение всей своей истории развития общество (народ) создает свою культуру как систему национальных ценностей, в которых общечеловеческая нравственность приобретает свою субъективную этническую окраску. Соответственно в своем правильном самоопределении (идентификации) личность гражданина должна осваивать национальные ценности в системе российской культурной традиции. Если человек не знает российской культуры и не осваивает национальных ценностей своего народа (нации), он неизбежно превращается в космополита, равнодушного к судьбе своей страны. В процессе самоопределения личности с национальными ценностями могут сталкиваться так называемые националистические ценности, к которым относятся ценности «превосходства» и «обвинения». Осваивая данные ценности как смыслы, личность превращается в националиста, опасного для мира и взаимопонимания в полиэтническом обществе. Такая трансформация личности становится возможной в результате неполноценного освоения человеком в первую очередь культуры собственного народа (этноса).

Таким образом, содержательный анализ ценностно-смысловой сферы личности позволяет говорить, что гражданский патриотизм – это система взаимообусловленных ценностей гражданского общества и национальной культуры. В таком понимании гражданского патриотизма приобретает свою конкретную структуру в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России. (См. Рис. 2.)

 

Рис. 2. Структура духовно-нравственного воспитания личности.

 

Как видно, духовно-нравственное воспитание личности на основе гражданского патриотизма представляет собой целенаправленный процесс социализации человека, направленный на системное развитие бинарной ценностно-смысловой сферы личности, посредством смыслового проживания ею ценностей гражданского общества и национальной культуры. В целом оно должно осуществляться в двух взаимосвязанных, но разных по своим смыслам и целям направлениям – гражданском и патриотическом воспитании.

В системе гражданского воспитания корректное целеполагание для самореализации личности может связываться только с развитием функционально грамотного гражданина (В.А.Болотов, Р.Н.Бунеев, А.А.Леонтьев, А.А.Штец). Это обусловлено, во-первых, динамичным характером общественной жизни в современной России, требующим от каждого функциональной готовности к деятельности в стремительно изменяющихся социокультурных условиях; во-вторых, общемировой тенденцией в изменении качества общего образования. Судя по результатам исследования PISA (Programme for International Student Assessment) 2000, инициированной Организацией экономического сотрудничества и развития – ОЭСР, – это доминирование компетентностного подхода, предполагающего овладение учащимися, получившими общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного, т.е. грамотного, функционирования в обществе (Measuring student knowledge and skills. A New framework for Assessmtnt. OECD, 1999). Естественно, не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня просто не имеет права, ибо любое их игнорирование неизбежно приведет к значительному снижению конкурентноспособности российского образования.

Функциональная грамотность в образовании и, следовательно, в социализации обучающихся может пониматься как результат, позволяющий получать личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, – качество, без которого говорить о полноценном гражданине РФ просто невозможно. С этой точки зрения, функционально грамотный гражданин должен владеть набором компетентностей – социальных умений продуктивно решать проблемы в динамичных социо-культурных условиях гражданского общества. К такому набору компетентностей функционально грамотного гражданина могут быть отнесены социальные умения (способности):

· ориентироваться в мире и действовать в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;

· соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, т. е. действовать в команде;

· понимать условия собственных действий в соответствии с задачами, стоящими перед обществом;

· сознательно действовать в границах норматива, выбирая оптимальные условия.

Кроме того, функционально грамотный гражданин – это человек:

· способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

· умеющий отвечать за свои решения;

· способный нести ответственность за себя и своих близких;

· обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

· обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

· для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

· легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

· понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения; что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование;

· хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;

· владеющий современными информационными технологиями.

Данные способности обеспечивают гражданину овладение необходимой социальной грамотностью, которая, с одной стороны, позволяет ему быть уважаемым в обществе человеком; с другой, - становиться личностью, безопасной как для себя, так и для окружающих людей (Л.А.Михайлов, В.В.Сапронов). Представленный по существу портрет функционально грамотного гражданина непосредственно отражает высоконравственную личность и не имеет никакого отношения к так называемой (по А.Фурсенко) личности «правильного потребления».

В целом функционально грамотный гражданин должен пониматься как личность, безопасная для общества и для себя, осознанно владеющая социальными умениями реализации нравственных ценностей гражданского общества.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.