Здавалка
Главная | Обратная связь

Подвижные игры и эстафеты при проведении практических занятий



Организация, содержание и методика проведения подвижных игр и эстафет определяется целями и задачами, которые решаются с их помощью.

Подвижные игры могут использоваться в конце подготовительной части занятия. Игры надо подбирать такие, которые были бы направлены на подготовку организма к предстоящим нагрузкам. Продолжительность этих игр не должна быть большой.

В основной части занятия игры могут проводиться как в середине, так и в конце ее, и направлены на развитие внимания, быстроты реакции, ориентировки и других качеств. Если занятия в основном направлены на повышение общей физической подготовленности спасателей, то и подвижные игры должны носить тот же характер и т.д.

В педагогической практике используются два основных вида подвижных игр.

1. Игры свободные, творческие или вольные, в которых участники сами намечают план игры и сами осуществляют достижение намеченной цели.

2. Организационные подвижные игры с установленными правилами, требующими руководства.

В практическую деятельность руководителя занятия входят следующие элементы:

- выбор игры;

- подготовка мест занятия;

- организация занимающихся;

- руководство игрой;

- подведение итогов игры.

Любую игру нужно объяснить по следующей схеме:

- название игры (с какой целью игра проводится);

- роли играющих и расположение их на площадке;

- ход игры;

- цель игры (определение победителя);

- правила игры.

Во время занятий следует чередовать интенсивные игры с малоподвижными.

Надо подбирать такие игры, чтобы все занимающиеся получили приблизительно одинаковую нагрузку, поэтому удалять из игры проигравших, если это требуется правилами, нецелесообразно, лучше всего записать им штрафные очки,

По окончании игры или эстафеты нужно определить победителя и проигравшего, и придумать наказание (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседание с партнером, серии прыжков и т.д.).

Такой подход повысит интерес и заставит игроков (команду) выполнять задание с максимальной скоростью.

На занятиях можно использовать различные варианты подвижных игр и эстафет.

Примерный их перечень:

«Подсекалка»

Игра проводится на ровной площадке. Игроки двух команд становятся

через одного лицом к центру с интервалом 1-2 м. Руководитель находится в центре со шнуром, на конце которого привязан небольшой груз (мешочек с песком).

По сигналу руководитель начинает вращать шнур так, чтобы груз проходил над уровнем земли на высоте 20- 40 см Вначале радиус вращения меньше радиуса круга, скорость движения груза небольшая. Затем радиус и скорость вращение постепенно увеличиваются и груз проходит под игроками, которые должны перепрыгивать через него. Игрок, которого задел груз, выбывает из игры. Выигрывает команда, в которой за определенное время остается больше игроков

Правила: Запрещается: отходить назад и тем самым отклоняться от прыжков; толкать кого-либо из соперников.

«Невод»

игра проводится на гандбольной, баскетбольной площадке в зависимости от количества играющих (от 5 до 30 человек), располагаются они произвольно. В центре площадки находится водящий.

По сигналу руководителя водящий пытается «запятнать» (коснуться) любого игрока. «Запятнанный» игрок, взявшись за руки, вместе с водящим продолжает «пятнать» любого игрока. Поймав его, они уже втроем, взявшись за руки, ловят очередного игрока, таким образом, образуя «Невод».

Правила: Запрещается выбегать за пределы площадки. Если же игрок выбежал за неё, он становится к водящему в «Невод».

«Неводу» запрещается разрывать руки друг другу. Если они разъединились и был задержан игрок, то он освобождается и становится свободным игроком.

«Перемена мест»

Игроки двух команд, стоя лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки (линиям своих «домов»), приседают и кладут руки на колена.

По сигналу все игроки, прыгая из глубоко приседа, продвигаются вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного дома. Побеждает команда игроки которой первыми соберутся за противоположной линией, закончив прыжки. Затем следуют прыжки в обратную сторону, но в игре участвует тот, кто пересек линию дома последним. Продолжительность игры устанавливает руководитель (от 5 до 10 минут). Побеждает команда, сохранившая большее количество прыгунов. Продолжая соревнование, можно выявить лучшего прыгуна. Выбывшие игроки, до окончания игры, выполняют сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

«Схватить бомбу»

В игре принимают участие две команды по 10 человек в каждой и какой- либо предмет, обозначающий «бомбу». Игра проводится на любой площадке шириной 9 м. На ней проводятся две параллельные линии на расстоянии 9 м одна от другой, на которых и располагаются участники лицом друг к другу. В центре между линиями кладется «бомба». Команды рассчитываются по порядку номеров.

Руководитель громко называет номера, игроки, имеющие этот номер, бросаются к «бомбе», пытаются её схватить и перенести за свою линию, не будучи «запятнанными» своим соперником.

За доставку «бомбы» команде засчитываются два очка, за «пятнание» игрока с «бомбой» до его линии - 1 очко.

Правила. Запрещаются грубые действия против противника. «Пятнать» разрешается только в пределах 9 метровой зоны.

«Десять передач»

Игра проводится на ровной площадке. В игре участвуют две команды от 5 до 20 человек в каждой. Капитаны команд встают в середине площадки, а остальные игроки свободно располагаются в ее пределах.

Руководитель подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются поймать его или отбить кому-либо из игроков. Завладев мячом, играющий стремится передать его своей команды. Задача играющих сделать 10 передач подряд между своими игроками. Команда, которой это удается, выигрывает очко, и игра начинается сначала. Игроки другой команды отбивают, перехватывают мяч у соперника и передают его своим игрокам. Если мяч перехвачен соперником, отсчет передач начинается снова. Каждый раз, когда команда делает успешную передачу, игрок, получивший её, громко называет номер поимки: «раз», «два», «три» и т.д. Игра продолжается 10-15 минут, выигрывает команда, набравшая больше очков.

Правила. Запрещается вырывать мяч из рук соперников (можно только выбивать или перехватывать). Если мяч вылетел за пределы площадки, то противоположная команда вбрасывает его с места пересечения линии. Если за мяч схватятся одновременно два игрока, то между ними разыгрывается спорный. При грубых нарушениях (удар, толчок соперника и т.п.) игра останавливается, и мяч передается противоположной команде.

«Нападают пятерки»

Игра проводится на баскетбольной площадке с участием трех команд (пятерок). Вторая и третья команды строят защиту каждая под своим щитом. Мяч находится у игроков первой команды, расположенной в произвольном порядке лицом ко второй команде.

По сигналу руководителя игроки команды нападают на щит второй команды, стараясь забросить мяч в корзину. Как только игрокам второй команды удается перехватить мяч, они не останавливаясь, нападают на щит третьей команды, а игроки первой команды занимают их место. Команда, забросившая мяч, получает очко и строит зонную защиту, а проигравшие идут в нападение.

Правила. Игра проходит по упрощенным правилам баскетбола. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Вариант. Команда, забросившая мяч в корзину, не строит зонную защиту, а, развернувшись, начинает атаку на другой щит.

«Бомбардировка»

Игра проводится на волейбольной площадке. Играющие делятся на две команды и располагаются на своих половинах в 2-3 ряда. Каждая команда получает 1-6 волейбольных мячей.

По сигналу руководителя игроки стараются как можно быстрее перебросить мяч через сетку на сторону соперника. Переброска продолжается определенное время. В случае касания мячом пола противоположная команда получает очко, и игра продолжается. Команда, набравшая больше очков, считается победителем.

Правила. Если мячи столкнулись в воздухе, игра останавливается и начинается сначала. Игроки могут перемещаться на своей половине площадки, меняясь местами, но без мяча. Поймав мяч, они должны тут же перебросить его через сетку.

«Волейбольная эстафета»

Игра проводится на волейбольной площадке. Играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонны по одному, разделившись, в свою очередь, пополам, размещаются на двух сторонах волейбольной площадки (одна половина команды против другой). Между ними - волейбольная сетка. У впереди стоящих игроков одной половины команд по волейбольному мячу.

По сигналу руководителя игроки с мячом подбрасывают и отбивают его впереди стоящим игрокам второй половины своей команды так, чтобы он пролетел над сеткой (передача двумя руками сверху), а сами становятся в конец своей колонны. Таким образом, отбивают мяч каждый раз новые игроки, стоящие впереди. Игра заканчивается, когда все играющие отобьют мяч через сетку, и он окажется опять в руках начинающего. Выигрывает команда, сумевшая выполнить задание быстрее.

Правила. Игрокам запрещается ловить мяч. Если мяч упадет, то игрок обязан его поднять и только после этого передать своему партнеру.

«Эстафета с элементами гандбола»

Игра проводятся на гандбольной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются в колонну по одному у средней линии, каждая лицом к противоположным воротам. В руках у первых номеров команды по гандбольному мячу.

По сигналу руководителя первые номера начинают ведение мяча к воротам, производят бросок по ним в прыжке между 6 и 9-метровыми линиями, подбирают мяч и ведут его в сторону своих партнеров. Добежав до своей колонны, передают мяч из рук в руки своим вторым номерам, а сами становятся в конец колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Правила. Игрокам нельзя бежать с мячом без его ведения. При непопадании мяча в ворота надо подобрать его и произвести бросок снова из-за 6-метровой линии.

«Совместные прыжки»

Участники стоят на полусогнутой ноге: партнер, стоящий сзади, держит за лодыжку ногу стоящего перед ним участника. Колонна движется вперед прыжками. Игру проводят для развития прыгучести и координации движений, несколько раз меняя ногу. Соревноваться можно группами на дистанции до 15 м.

Существуют и другие подвижные игры и эстафеты, которые используются в процессе комплексных занятий.

Повышение эффективности физической подготовки обучаемых достигается за счет комплексных занятий, направленных на совершенствование физических и морально-психологических качеств. Хорошая их организация зависит от профессионального мастерства преподавателей, а также от физической подготовленности обучаемых.

Таким образом, занятия по спортивным и подвижным играм отличаются насыщенностью, активностью и эмоциональностью. Именно во время спортивных игр наиболее ярко проявляются самостоятельность и инициативность в действиях обучаемых. Одновременно с этим у них развиваются и совершенствуются специальные и профессиональные качества. В обязанности руководителей входят четкое планирование и обеспечение высокого организационного и методического уровня занятий, исключающего проявления недисциплинированности, возможность травматизма.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.