Здавалка
Главная | Обратная связь

Последовательность обучения техническим приемам и тактическим действиям



Обучение отдельному техническому приему или тактическому действию в спортивных играх осуществляется в следующей последовательности: Ознакомление способствует созданию у занимающихся правильного представления о разучиваемом приеме или действии, которое достигается путем образцового показа и ясного объяснения, а при необходимости и опробования.

Первое представление о приеме (действии) создается при его названии, поэтому важно называть прием (действие) в точном соответствии с общепринятой в спортивных играх терминологией.

При показе внимание обучаемых следует обращать на главное, ведущее, не вдаваясь в детали. Он должен производиться так, чтобы занимающиеся хорошо видели структуру движений.

При объяснении надо раскрыть технику изучаемого приема или действия, подчеркнуть его главные элементы, рассказать об условиях его применения в игровых ситуациях.

Разучивание проводится с целью формирования у занимающихся новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности обучаемых и сложности технического приема разучивание проводится в целом, по частям и с помощью подготовительных и подводящих упражнений.

Эффективность разучивания зависит от трудности приема, подготовленности обучаемых, педагогического мастерства руководителя, внешний условий, наличие качественного инвентаря и оборудования.

В процессе обучения, особенно в начальном периоде, у занимающихся при выполнении тех или иных приемов и действий могут возникать ошибки.

Основными условиями, обеспечивающими предупреждение ошибок при обучении, являются следующие:

- правильный показ, ясность и четкость объяснения техники выполнения упражнения (приема, действия);

- тщательное первоначальное разучивание упражнения;

- подбор упражнений в зависимости от уровня подготовленности занимающихся;

- использование разнообразных методических приемов;

- тщательная подготовка мест занятий, оборудования и инвентаря.

Исправление ошибок должно производиться последовательно: вначале – более существенных, затем – незначительных. При групповом обучении сначала исправляются общие ошибки для всех занимающихся, а потом – индивидуальные.

Совершенствование заключается в систематическом многократном повторении разучиваемого приема (действия) с постепенным повышением физической нагрузки и усложнением условий его выполнения. Оно является основным и решающим этапом обучения, направленным на формирование и развитие физических и специальных качеств, двигательных навыков. В процессе тренировки навыки в выполнении изученных приемов и действий совершенствуются ( в умение высшего порядка) в сложной обстановке, в сочетании с другими действиями, в условиях значительных физических и волевых усилий на высоком эмоциональном фоне.

Обучение техники игры должно начинаться с изучения стойки игрока, затем передвижений шагом и бегом различными способами. В ходе обучения передвижениям изучают остановки, повороты, прыжки, выпады, скачки (гандболе и волейболе, кроме того, - и падения) различными способами.

В дальнейшем начинается обучение технике владения мячом. Вначале знакомятся со способами держания мяча (ракетки), затем изучаются приемы передачи и ловли (остановки мяча – в футболе) мяча двумя руками и одной рукой (в футболе – ногой); затем – приемы ведения мяча, бросков мяча по воротам (в баскетболе – по кольцу, в футболе – удары ногой, головой и т.д.) различными способами. В волейболе, бадминтоне, теннисе, настольном теннисе изучаются подачи мяча (волана). Кроме того, в волейболе изучают нападающие удары и блокирование (в гандболе – блокирование).

В последнюю очередь при обучении технике владения мячом осваиваются финты, отбор мяча (в футболе – подкаты), перехваты, вырывание, выбивание и накрывание мяча.

В гандболе, футболе, мини-футболе (футзале) отдельно изучается техника игры вратаря: ловля, отбивание и переводы мяча, передачи и броски мяча.

Обучение тактики игры также имеет определенную последовательность. Овладение индивидуальными тактическими действиями должно происходить одновременно с изучением технических приемов. Руководитель занятия изучая технический прием должен пояснить обучаемым целесообразность его применения в данной конкретной игровой обстановке.

Групповые и командные тактические действия вначале изучаются теоретически – по рисункам, слайдам, кинокольцовкам, видеофильмам, а также на макетах площадки с использованием намагниченных фигурок или фишек. После этого обучаемые переходят на площадку для практического освоения игровых действий и комбинаций. При этом руководитель занятия расставляет обучаемых по игровым местам, объясняет функции игрока на каждом игровом месте, взаимодействия с партнером в защите и в нападении, затем без мяча в медленном темпе игроки начинают перемещения. Затем темп ускоряется и, когда схема закреплена переходят к повторению движений, но уже с мячом. На следующем этапе вводятся защитники, которые стоят и не мешают передвижениям и передачам мяча. После этого изучаются комбинации с перемещениями защитников. И только после многократного выполнения комбинаций с пассивным сопротивлением защитников переходят к их изучению с активным сопротивлением.

В ходе изучения комбинаций обучаемым необходимо прививать умение творчески мыслить на площадке, использовать благоприятные моменты для завершения атаки (от комбинации – к индивидуализации)

Все тактические комбинации закрепляются в ходе учебных одно- и двухсторонних игр, товарищеских встреч и т.п.

Последовательность: изучать комбинации в нападении, а потом в защите; вначале – пустые комбинации с участием двух-трех игроков (групповые тактические действия), а затем – сложные, в которых участвует вся команда (командные тактические действия.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.