Психологические модели помощи
| Основные принципы и содержание
|
1.Педагогическая модель помощи
| Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
|
2. Социальная модель помощи
| Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).
|
3. Психологическая модель помощи
| Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
|
4. Диагностическая модель помощи
| Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики - семья, дети и подростки с нарушениями общения.
|
5. Медицинская модель помощи
| Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечении больного и адаптации здоровых членов семьи к проблемам больного).
|
6. Психологическая помощь в целом. Р. Кархав.
| Психологическая помощь в целом. Он описал три стадии помощи — когда клиенту помогают :
а) исследовать,
б) понимать
в)действовать, а также навыки, необходимые помощнику на каждой из этих стадий.
Поскольку эти навыки являются в основе своей не только профессионально важными, но и важными для эффективного образа жизни вообще (на чем автор принципиально настаивает), то лучшим способом помощи человеку он считает систематическое и прямое обучение навыкам работать, учиться, строить отношения с людьми, вести нормальный образ жизни: «Главной задачей помощи является наведение моста через пропасть между уровнем навыков помощника и уровнем навыков получающего помощь» (. Для него помощь эквивалентна обучению (в этом его модель сходна с бихевиоральными моделями), но обучению тем навыкам, которые дадут людям способность в большей степени контролировать собственную жизнь.
|
7. Интегральная, эклектическая модель. Л. Бреммер
| Л. Бреммер, создал интегральную, эклектическую модель, близкую к модели Р. Кархафа, расширив ее до восьми стадий:
а) вхождение в проблему,
б) классификация,
в) структурирование,
г) построение взаимоотношений,
д) исследование,
е) консолидация
ж) планирование,
з) завершение.
Он также выделил семь кластеров навыков, важных для «понимания себя и других».
|
8. «Микроконсультирование» Л. Ивей
|
Л. Ивей предложил модель, названную им «микроконсультирование»; ее особенностью является детальная разработка составных элементов консультативных навыков и создание тренинговой программы для обучения этим элементам через просмотр видеозаписей, затем моделирование и практикование.
|
9. Н. Каган с соавторами разработали микроконсультативную модель
| Эта модель стала одной из наиболее популярных в Америке в качестве тренинговой; ее отличительной чертой являются проводимые с супервизором сессии, на которых помощник и получающий помощь обсуждают совместно пережитый в процессе консультативной помощи опыт.
|
10. Психологическая помощь в целом. Дж. Эган
| Дж. Эгана, в которой нетрудно заметить сходство с концепцией Р. Кархафа. Она включает предварительную стадию, предшествующую собственно помощи и требующую от помощника проявления навыков заботы и внимания к получающему помощь. Затем следуют стадии:
1) реакции па запросы другого и исследования самого себя;
2) интегративного понимания и динамического (т. е. меняющегося и углубляющегося в ходе
процесса) самопонимания;
3) содействия в осуществлении целенаправленных действий и собственно действий (первой в каждой строке является цель, которую преследует консультант, а второй — которую преследует клиент).
|
11. Тенденция демистификации консультирования. Л. Лоугари и Т. Рипли.
| Л. Лоугари и Т. Рипли продолжили тенденцию демистификации консультирования, предложив простую схему помощи, которая может быть адресована непрофессиональным помощникам наряду с профессиональными.
Средства помощи включают в себя информацию, идеи и навыки (такие, как, например, слушание и отражение опыта). Стратегии — это планы тог о, как использовать средства, и первым шагом всегда является перевод формулировки проблемы в формулировку желаемого исхода. Четырьмя позитивными исходами являются: изменение эмоционального статуса клиента; развитие способности к
пониманию; принятие решений; осуществление принятых решений; изменение эмоционального статуса клиента; развитие способности к пониманию; принятие решений; осуществление принятых решений.
|
12. Самоусиление других. Скалли и Хопсону.
| Самоусиление других: развитие осознавания; формулирование собственных целей; формирование ценностей; развитие навыков; поиск и получение информации.
Личностное развитие помогающего: развитие способности, уровня и диапозона навыков самопознания; мониторинг собственного самочувствия и развития; использование своих умений и навыков для помощи другим в их развитии; оказание и получение поддержки; взаимодействие с индивидуумами и системами и системами, приобретение опыта такого взаимодействия, изменения под их воздействием. Создание микро- и макросистем.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.