Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституция 1936 г. и перестройка Советского госаппарата



 

Конституция юридически закрепляла сложившуюся к середине 30-х гг. структуру общества, практику социальных отношений.

 

Конституция определяла, что экономическую основу СССР составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства, имеющей форму:

 

* государственной собственности;

 

* колхозно-кооперативной собственности.

 

Конституция фиксировала наличие только двух классов - рабочих и крестьян.

 

Разработка и принятие Конституции осуществлялось под влиянием директив партийно-политического руководства страны. 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял постатейно и в целом текст Конституции.

 

Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924г. В структурном отношении Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Содержала ряд глав, которых ранее не было:

 

* об общественном устройстве;

 

* о суде и прокуратуре;

 

* об основных правах и обязанностях граждан;

 

* об избирательной системе.

 

Конституция сняла вопрос о классовом составе Советов и ввела всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании в Советы всех степеней. Тем не менее в реальной действительности качественных изменений в характере советской власти не произошло. Как и на более ранних этапах своего существования Советы продолжали быть декоративным придатком всемогущего партийного аппарата.

 

В Конституции 1936 г. впервые была законодательно закреплена руководящая роль Коммунистической партии (ст. 126).

 

В отношении прав и свобод граждан проявлялся декларативный демократизм.

 

В сфере союзных отношений, Конституция разграничивала компетенцию Союза и республик, что также в условиях партийного централизма имело условный характер. Упоминания в тексте Конституции суда и прокуратуры, придавало этим институтам конституционный характер, однако на практике их роль была невелика.

 

В наиболее существенной своей части Конституция затронула Советы.

 

Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов были переименованы в Советы депутатов трудящихся. Претерпевает изменения организационная структура Советов.

 

Советы согласно Конституции декларировались как политическая основа СССР. Конституция не признавала принцип разделения властей, а лишь проводила более четкую грань между законодательной и исполнительно-распорядительной деятельностью. Громоздкие съезды были заменены постоянно действующими сессионными органами в лице Советов.

 

Высшим законодательным органом в СССР являлся Верховный Совет СССР, состоявший из 2-х палат - Совета Союза и Совета Национальностей.

 

Каждая палата пользовалась законодательной инициативой. Нормативные акты принимались большинством голосов каждой палаты. Высшими законодательными органами в республиках являлись Верховные Советы республик.

 

Президиум Верховного Совета СССР не был конституирован как высший орган государственной власти, избираемый Советом, однако обладал всеми полномочиями высшего органа государственной власти, кроме вопросов исключительной компетенции Верховного Совета (изменения Конституции, принятия основ законодательства, издания общесоюзных законов).

 

Президиум Верховного Совета имел полномочия проводить референдумы, объявления состояния войны, объявления общей и частичной мобилизации, ратификации международных договоров, объявления военного положения в различных районах. Президиум имел право издавать нормативные акты в виде указов, которые вступали в действие до их утверждения Верховным Советом СССР. Президиум занимался официальным разъяснением и толкованием правовых норм.

 

Верховный Совет СССР образовывал Совнарком СССР, который был конституирован как высший исполнительно-распорядительный орган, ответственный перед Верховным Советом и подотчетный ему. СНК не имел законодательных прав как по конституциям 1918 и 1924 гг., а мог лишь издавать подзаконные акты в рамках действующих законов. В состав СНК входили: председатель, его заместители, народные комиссары, председатель Госплана, председатель Комиссии Советского контроля, руководители некоторых общесоюзных комитетов.

 

В 1936 г. был создан общесоюзный наркомат юстиции. В союзных республиках высшие органы власти создавались по образцу и подобию общесоюзных с учетом местной специфики. Их основу составляли Верховные Советы и СНК.

 

Таким образом, несмотря на формальное конституирование, реорганизацию и упорядочение Советской системы, она оставалась декоративным довеском политической системы, прикрывая собой всевластие партии. Конституция 1936 г. так и осталась всеобщей декларацией и не была способна защитить население ни от нарастающего насилия, ни от авторитарного произвола.

1924 г. для нашей страны стал важным этапом развития, связанным с образованием нового государства – СССР, в результате чего возникла необходимость закрепления этого юридического факта. Это и послужило поводом для принятия первой Конституции нового государства, каковым и явился Основной закон СССР от 31 января 1924 г. Именно закрепление этого факта и стало основной целью принятия данной Конституции. Отличительной особенностью Основного Закона СССР 1924 г. являлось закрепление только политических основ государства, а точнее системы органов государственной власти СССР. Структура Конституции СССР 1924 г. содержала в себе Декларацию об образовании СССР, закрепляющую сам факт объединения республик в единое государство – СССР, и Договор об образовании СССР, включающий в себя основные положения об органах государственной власти Советского Союза; никаких упоминаний о правах и свободах, об экономической основе государства, избирательной системе в ней не было.

 

Однако в 1936 г. в СССР была издана и вступила в законную силу новая Конституция. Выделяются две основных цели принятия нового Основного Закона страны – внутренняя и внешняя. Первая четко показана ученым-юристом О.И. Чистяковым (Чистяков О.И., 2007), который считал, что коренные изменения в общественном строе потребовали соответствующего отражения, прежде всего в конституционном законодательстве. Оно должно было стать адекватным провозглашенной победе социализма, т.е. отражать господство общественных форм собственности, планового хозяйства. Кроме того, возникла возможность внести изменения в систему советской демократии. Эксплуататоры были упразднены, поэтому вопрос об ограничении их прав сам собой отпадал. Реальное достижения – ликвидация безработицы, расширение системы образования – делали возможным закрепление в Конституции новых важнейших социальных прав граждан. Словом, пришла пора изменений действующей конституционной системы. И выделяется внешняя цель, которая заключалась в том, что для расширения международного сотрудничества требовалось придать Советскому государству внешне демократический характер. Именно эти две цели и сказались на содержании Конституции СССР от 05 декабря 1936 г., текст которой существенно отличался от Основного Закона 1924 г.

 

Впервые Основной Закон закреплял общественное устройство. Она закрепляла экономические основы СССР, которую составляли «социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства…» (ст. 4 Конституции СССР от 05 декабря 1936 г.). Необходимо также отметить главу десятую, потому что она является, на наш взгляд, наиболее важной, так как в ней впервые закрепились основные права и обязанности граждан. Законом гарантировалось свобода слова; свобода печати; свобода собраний и митингов; свобода уличных шествий и демонстраций, свобода совести, право на труд и т.д. Гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. «Никто не мог быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора» (ст. 127 Конституции СССР от 05 декабря 1936 г.). Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайну переписки. Таким образом, Конституция СССР 1936 г. предоставила традиционной набор прав и свобод граждан, в результате чего была признана одной из самых демократичных Конституций в мире. Не менее важное значение занимает и глава одиннадцатая, рассматривающая и закрепляющая избирательную систему СССР, которая также, как и предыдущая глава, отсутствовали в Основном Законе СССР 1924 г. В соответствии со статьей 138 Конституции СССР 1936 года «все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов, за исключением лиц, признанных в установленном законном порядке умалишенными». Практически вводилось всеобщее избирательное право.

По сравнению с Конституцией 1924 г. в новой Конституции четко прослеживалась мощная тенденция к бюрократической централизации и непомерному расширению полномочий Союза за счет существенного сужения прав союзных республик, что практически вело к унитаризму. Хотя Конституция СССР 1936 г. и построенная на ее основе Конституция РСФСР 1937 г. формально декларировали, что Российская Федерация, как и каждая союзная республика, сохраняет свой суверенитет и осуществляет государственную власть самостоятельно, реально же права и возможности республики были крайне ограничены. В компетенцию правительства РСФСР не входило ни одной определяющей отрасли тяжелой индустрии, которая полностью находилась в ведении союзного руководства. Далеко не все союзно-республиканские наркоматы, предусмотренные Конституцией РСФСР, имели самостоятельные республиканские органы. Так, Наркомат внутренних дел РСФСР не имел собственного аппарата и своего руководителя, он находился в полной зависимости от НКВД СССР. По новой Конституции число союзных республик, входивших в состав СССР, возросло с 7 до 11. Была ликвидирована Закавказская Федерация, а составляющие ее Азербайджан, Армения и Грузия преобразованы в союзные республики. Также союзными республиками стали Казахстан и Киргизия.

 

В принятом в июле 1937 г. Положении о выборах в Верховный Совет число выдвигаемых депутатов не ограничивалось и тем самым не исключалась возможность их проведения на альтернативной основе. Сталинское руководство, чтобы продемонстрировать всему миру всестороннюю поддержку на выборах режима со стороны избирателей, выдвигает демагогическую идею блока коммунистов и беспартийных, с тем чтобы в каждом избирательном округе от блока выдвигался один кандидат. Тем самым, вопреки Конституции и Положению о выборах, де-факто складывается система безальтернативных выборов: «один кандидат – один депутат». Отбор кандидатов осуществлялся обкомами партии по разнарядке ЦК ВКП(б), в которой четко указывалось количество рабочих, крестьян, служащих, женщин, молодежи. Перед утверждением списка кандидатов в ЦК на них запрашивались данные из НКВД, и только после этого они выдвигались на местах кандидатами в депутаты.

 

С принятием Конституции 1936 г. советская тоталитарная система получает свое дальнейшее развитие. К 1939 г. завершается формирование новых органов власти и управления. В результате разукрупнения краев и областей, осуществляемого в рамках второго этапа административно-территориальной реформы, возрастает численность партийно-советского управленческого аппарата.

Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.

 

Особенности Конституции СССР 1936 г. (в сравнении с Конституцией 1924 г.):

это более широкая по содержанию Конституция, которая включала новые главы: об общественном устройстве; о местных органах государственной власти; о суде и прокуратуре; об основных правах и обязанностях граждан; об избирательной системе;

нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство СССР, система высших органов власти СССР и союзных республик:

 

а) высший орган власти – Верховный Совет, его Президиум (формировался на основе всеобщего избирательного права и прямого тайного голосования на 4 года, избирательное право возникало с 18 лет);

б) Совет народных Комиссаров (СНК – высший исполнительный и распорядительный орган), наркомат (подотчетны Верховному Совету);

в) система судов и прокуратуры (Верховный Суд СССР, верховные суды союзных республик, краевые, областные, окружные суды; народные суды были выборными органами, срок полномочий – 3 года);

в общественном устройстве устанавливалось наличие в обществе двух дружественных классов: рабочих и крестьян;

закреплялась политическая основа СССР – советы депутатов трудящихся, т. е. законодательно оформилась единая политическая идеология;

экономической основой Конституция называла социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства; закреплялись две формы собственности: государственная (земля, воды, шахты, транспорт, средства связи) и кооперативно-колхозная (общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их инвентарем, продукцией, общественными постройками), а также личная собственность колхозников на приусадебный участок (дом, скот, мелкий инвентарь);

хозяйственная жизнь страны была подчинена государственному народно-хозяйственному плану;

труд конституционно объявлялся обязанностью и делом чести каждого трудоспособного гражданина СССР;

принципы государственного устройства: советский и социалистический федерализм; добровольность и объединение республик, их равноправие и суверенитет;

центральные органы власти СССР обладали наибольшим объемом полномочий:

 

а) представительство страны в международных отношениях;

б) решение вопросов войны и мира;

в) принятие в состав СССР новых республик;

г) составление народно-хозяйственных планов СССР и др.;

статус граждан по данной Конституции включал: право собственности на трудовые доходы; трудовую обязанность; право на отдых, на материальное обеспечение в старости, болезни, при потере трудоспособности и т. д.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.