Здавалка
Главная | Обратная связь

Сравнительная характеристика ФЗ № 44 и ФЗ № 94. Часть 2: Способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Сравнительная характеристика ФЗ № 44 и ФЗ № 94. Часть 1: Общие положения

5 апреля 2013 г. президентом России был подписан самый обсуждаемый в последнее время нормативно-правовой акт в сфере госзакупок — Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44). Новый закон о госзакупках вступает в силу 1 января 2014 г.

ФЗ № 44, состоящий из 114 статей, будет регулировать много новых правоотношений, которые, в свою очередь, не регулирует действующий Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 94). Однако для того, чтобы все положения ФЗ № 44 заработали полноценно, законодателям необходимо принять дополнительно еще порядка 60 нормативно-правовых актов.

Благодаря введению ряда законодательных новелл закон, по мнению его разработчиков, позволит сократить риски коррупции в сфере госзакупок; предусмотренные механизмы предквалификации участников торгов и антидемпинговые меры позволят заказчику заключить контракт с добросовестным поставщиком; расширение методов определения начальной (максимальной) цены контракта сократит случаи завышения/занижения начальных (максимальных) цен закупок; описанный в ФЗ № 44 новый порядок работы официального сайта будет предусматривать возможность подачи заявок на закупки посредством функционала сайта; установленные законом новые требования к комиссии предполагают, что в состав комиссии должны будут входить преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.

Как мы видим, перед аудиторией заказчиков и участников закупок стоит невероятно сложная задача — за несколько месяцев до официального вступления закона в силу попытаться его изучить и проанализировать, чтобы впоследствии можно было руководствоваться положениями ФЗ № 44 в полной мере.

В связи с этим, осознавая огромную заинтересованность и острую необходимость в изучении основных нововведений ФЗ № 44, приведем сравнительную характеристику двух законов о госзакупках — ФЗ № 44 и ФЗ № 94.

 

 

Часть 1. Общие положения ФЗ № 44

  ФЗ № 44 ФЗ № 94
1. Предмет регулирования Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе связанные с приобретением недвижимого имущества или арендой имущества. Отношения, связанные с размещением заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.
2. Основные понятия Новый ФЗ № 44, в отличие от действующего в настоящее время ФЗ № 94, по тексту не делит заказчиков на государственных и муниципальных, а наименование государственного и муниципального заказчика объединяет общим понятием«заказчик». Определение «размещение заказов», используемое в ФЗ № 94, называется «способ определения поставщика». Понятие«торги»в ФЗ № 44 больше не используется, совокупность всех способов определения поставщика называется «закупки». ВместоОфициального сайта РФ для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ruбудет введена Единая информационная система в сфере закупок (далее — ЕИС). Под ЕИС понимается совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. ФЗ № 44 вводит новое понятие«контрактная служба».Данный органсоздается заказчиком в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб. Кроме этого, ФЗ № 44 вводит в свой понятийный аппарат термин «контрактный управляющий». Контрактный управляющий назначается заказчиком в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба. Введение ФЗ № 44 новых действующих лиц — «эксперта» и «экспертной организации» направлено на привлечение к закупочному процессу людей, обладающих специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла. На основе заключенного договора эксперт и экспертная организация призваны осуществлять деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных законом.
3. Положения ФЗ применяют Государственные, муниципальные заказчики и бюджетные учреждения в случаях, определенных ФЗ № 44, автономные учреждения и унитарные предприятия (по капитальным вложениям в объекты государственной и муниципальной собственности согласно ч. 4 ст. 15) и иные юридические лица (в рамках бюджетных инвестиций). (ст. 15) Государственные, муниципальные заказчики и бюджетные учреждения. (ст. 4)
4. Комиссия по осуществлению закупок Согласно ст. 39 ФЗ № 44:
  • число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно составлять не менее чем пять человек;
  • число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно составлять не менее чем три человека.
Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Членами комиссии не могут быть:
  1. физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки;
  2. физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки;
  3. должностные лица контрольного органа в сфере закупок, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.
Число членов комиссии по размещению заказов должно составлять не менее пяти человек согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ № 94. С 1 января 2009 г. в соответствии с ч. 20 ст. 65 ФЗ № 94 в состав комиссии обязательно должно быть включено не менее чем одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в сфере размещения заказов. Членами комиссии по размещению заказов не могут быть: 1) лица, лично заинтересованные в размещении заказа; 2) физические лица, являющиеся участниками размещения заказа.
5. Контрактная служба и контрактный управляющий Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия(ст. 38 ФЗ № 44): 1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в ЕИС план закупок и внесенные в него изменения; 2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в ЕИС план-график и внесенные в него изменения; 3) осуществляют подготовку и размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами; 4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов; 5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионной работы; 6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультациис поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные ФЗ № 44. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Контрактная служба может быть как штатной единицей в организации заказчика, так и нет! Отсутствует.
6. Осуществление закупок бюджетными учреждениями Если бюджетное учреждение осуществляет закупки за счет субсидий, то заказчик обязан применять нормы ФЗ № 44, если закупки осуществляются на внебюджетные средства, т. е. за счет полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц и юридических лиц, т. е. заработанных средств, (кроме средств ОМС), грантов; в случае когда бюджетное учреждение является исполнителем по контракту и привлекает на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения (например субподряд), заказчик вправе применять положения Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ(далее — ФЗ № 223) при условии, если бюджетное учреждение разработает и примет соответствующее Положение о закупке. Все закупки за бюджетные средства заказчики проводят в соответствии с положениями ФЗ № 94.
7. Организация электронного документооборота Обмен электронными документами между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений осуществляется с использованием ЕИС (ст. 5). Заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной неквалифицированной электронной подписью(п. 3 ч. 1 ст. 4). Минэкономразвития России совместно с Минкомсвязи России и ФАС России должны установить требования к сертификатам ключей проверки электронной подписи и ключам усиленной электронной подписи, используемым в ЕИС и на электронных площадках, в том числе с учетом обязательств, установленных международными договорами Российской Федерации. Официальный сайт www.zakupki.gov.ru не реализует механизм подачи заявок в электронной форме. Субъекты размещения заказа при работе с госзаказом используют квалифицированную электронную подпись.
8. Планирование закупок Планирование закупок осуществляется в два этапа(ст. 16, 17, 21) посредством формирования:
  1. плана закупок(формируется на очередной финансовый год и плановый период согласно Федеральному закону о бюджете, т. е. на три года);
  1. плана-графика(формируется ежегодно на один финансовый год).
План-график утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности. Утвержденные план закупок и план-график подлежат размещению в ЕИС в течение 3-х рабочих дней со дня утверждения или изменения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Планы-графики на 2014 и 2015 гг. заказчикам необходимо будет формировать и размещать, руководствуясь положениями ФЗ № 94 с оговорками ч. 12 ст.112 ФЗ № 44 до 2016 г. Заказчики осуществляют все закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Планирование закупок осуществляется на один календарный год в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства № 761/20н от 27 декабря 2011 года «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков». (ст. 16) План-график закупок содержит перечень товаров, работ, услуг, поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок или путем размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, перечисленных в пунктах 6, 8—14, 14.1, 32, 33 ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94. В соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства № 761/20н планы-графики размещаются на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru не позднее одного календарного месяца после принятия решения о бюджете на следующий год. В случае внесения изменений в планы-графики такие изменения размещаются на Официальном сайтене позднее 3-х рабочих дней со дня внесения изменений в планы-графики.
9. Обоснование закупок Вступает в силу с 01.01.2015 г. Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок(ст. 18). Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита и контроля в сфере закупок. Обоснованность закупок позволит установить запреты на закупки дорогостоящих товаров. По результатам мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной. Отсутствует.
10. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта Начальная (максимальная) цена контракта (далее — НМЦК) и в предусмотренных ФЗ № 44 случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов(ст. 22): 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод. Обязанность установления обоснования НМЦК продиктована положениями ст. 19.1 ФЗ № 94. Источниками информации о ценах могут быть:
  1. данные государственной статистической отчетности;
  2. Официальный сайт;
  3. реестр контрактов;
  4. информация о ценах производителей;
  5. общедоступные результаты изучения рынка;
  6. общедоступные результаты исследования рынка;
  7. и иные источники информации.
Выполнение требования об обосновании НМЦК будет считаться добросовестным исполнением требований ст. 19.1.
11. Описание объекта закупки Регламентированы в ст. 33 ФЗ № 44. 1) Описание объекта закупки должно носить объективный характер,в немдолжны бытьуказаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). 2) Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминов, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. В случае неуказания данной информации в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминов. 3) Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии; 4) Документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования (МНН) лекарственных средствили при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. При осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Товарный знак:
  • В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков,знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки,за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
  • Обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание товара, работ, услуг при проведении открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме и запроса котировок происходит согласно положениям ст. 22, 34, 41.6 и ст. 45 ФЗ № 94. При указании на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент». Исключениями, при которых существует возможность не указывать слова «или эквивалент», являются случаи несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаи размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
12. Требования к участникам закупки Уже существующие требования дополнены новыми или измененными согласно ст. 31 ФЗ № 44:
  • правомочность участника закупки заключать контракт;
  • отсутствие в предусмотренном ФЗ № 44 реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки — юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;
  • отсутствие у участника закупки — физического лица — либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки — судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  • обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
При размещении заказа путем проведения торгов заказчиком, уполномоченным органом устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа (ч. 1 ст. 11 ФЗ № 94) идополнительные в зависимости от специфики размещения заказа (ч. 2 ст. 11 ФЗ № 94).    
13. Оценка заявок, предложений участников закупки, критерии оценки Для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии оценки заявок (ст. 32 ФЗ № 44): 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  1. квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов,опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В случаях, предусмотренных в соответствии с ч. 16 ст. 34 (когда заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла), а также в иных установленных Правительством РФ случаях для оценки заявок участников закупки заказчик в документациивместо критериев, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 32, вправеустанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
Критерии оценки заявок: 1) цена контракта (в случае проведения запроса котировок и открытого аукциона в электронной форме); 2) при проведении открытого конкурса критериями оценки конкурсных заявок могут выступать:
  • функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
  • качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
  • расходы на эксплуатацию товара;
  • расходы на техническое обслуживание товара;
  • сроки и периоды поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  • объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
14. Участие субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в закупках Заказчики, за исключением случаев, установленных законом, обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНО в размере не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком(ст. 30 ФЗ № 44). При этом НМЦК не должна превышать 20 млн руб. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНО. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП, СОНО и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в ЕИС Государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у СМП в размере не менее 10 % и не более 20 % общего годового объема закупок в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участники размещения заказа являются такими субъектами. (ст. 15 ФЗ № 94) Перечень товаров, работ, услуг, которые должны размещаться у СМП, определен Постановлением Правительства № 642от 04.11.2006 г. «О Перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства». НМЦКпри размещении заказа у СМП не должна превышать в соответствии с Постановлением Правительства № 237 от 17.03.2009 г. «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у СМП» 15 млн рублей.
15. Предоставление преимуществ Теперь согласно положениям ФЗ № 44 заказчики обязаны предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,а такжеорганизациям инвалидовв прежних размерах и на прежних основаниях. (ст. 28, 29 ФЗ № 44) Право заказчика устанавливать преференции (п. 12 ч. 4 ст. 21).
16. Обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов Заказчикобязан установить требованиек обеспечению заявок (ст. 44 ФЗ № 44). В конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с законом). Размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5 % до 5 % НМЦК или, если при проведении аукционов НМЦК не превышает 3 млн руб., то размер обеспечения заявки должен составлять 1 % НМЦК. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. В случае проведения открытого конкурса заказчик вправе в конкурсной документации устанавливать требование о предоставлении обеспечения заявки. Размер обеспечения заявки не может превышать 5 % НМЦК (цены лота),ав случае размещения заказа для СМП— 2 % НМЦК (цены лота). (ч. 4 ст. 20 ФЗ № 94). В случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик обязан устанавливать требование о предоставлении обеспечения заявки. Размер обеспечения заявки не может быть менее 0,5 % и не может превышать 5 % НМЦК, если заказ размещался для СМП, то сумма размера обеспечения заявки не должна превышать 2 % НМЦК. (ч. 5 ст. 41.1 ФЗ № 94).  
17. Обеспечение исполнения контракта Согласно ст. 96 ФЗ № 44: Для конкурентных способов закупокустановление требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта является обязательным. Для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 8, 9, 10, 13, 15, 17, 20—23, 26—28 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44,заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта. Формы:
  • внесение денежных средств;
  • банковская гарантия, выданная банком.
Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Положениями ФЗ № 44 ограничен перечень банков, которые могут выдавать банковские гарантии. Правительством РФ будет установлен перечень документов, предоставляемых заказчиком для уплаты суммы по банковской гарантии. Установлены основания для отказа от принятия заказчиком банковской гарантии. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 % до 30 % НМЦК.
  • Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 % до 30 % НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Если аванс превышает 30 % НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
  • Если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25 % и более по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе заменить обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств.
  • В случае если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, то обеспечение исполнения контракта таким участником не предоставляется.
Устанавливается по усмотрению заказчика только в случае проведения открытого конкурса и открытого аукциона в электронной форме, за исключением случая, если НМЦК превышает 50 млн руб. (в этом случае заказчик обязан установить требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта). Формы:
  • внесение денежных средств;
  • банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией.
Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30 % НМЦК., не может быть менее чем размер аванса (если контрактом предусмотрен аванс). Если размер аванса превышает 30 % НМЦК, то размер обеспечения исполнения контракта не может превышать на 20 % размер аванса и не может быть менее чем размер аванса.  
18. Антидемпинговые меры Регламентированы в ст. 37 ФЗ № 44. Применяются в случае проведенияконкурса или аукциона.
  • Если НМЦК составляетболее чем 15 млн руб. и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 % и более ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
  • Если НМЦК составляет15 млн руб. и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 % и более ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
  • Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на 25 % и более ниже НМЦК, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
  1. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услугзаказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:
1) до 25 % ниже НМЦК; 2) на 25 % и более ниже НМЦК. Величина значимости такого критерия, как цена контракта, не может быть менее чем 10 %суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.
Отсутствует.
19. Заключение контракта Нормы о контракте, предусмотренные ФЗ № 94, дополнены в ФЗ № 44 следующими положениями :
  • Правительством РФ могут быть установлены ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
  • В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
  • В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
  • В контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае заключения контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
  • Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем 100 млн руб, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
20. Исполнение контракта Заказчик обязан проводить экспертизу предоставленных поставщиком товаров, выполненных подрядчиком работ и оказанных исполнителем услуг в части их соответствия условиям контракта (ст. 94 ФЗ № 44). Экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. По решению заказчика для приемки результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек. Результаты отдельного этапа исполнения контракта отражаются заказчиком вотчете, который необходимо размещать в ЕИС. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов (ч. 12 ст. 9 ФЗ № 94).
21. Расторжение контракта Расторжение контракта согласно ст. 95 ФЗ № 44допускается:
  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта (при условии, если это было предусмотрено контрактом).
Расторжение контракта допускается:
  • по соглашению сторон;
  • по решению суда.

Сравнительная характеристика ФЗ № 44 и ФЗ № 94. Часть 2: Способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

  ФЗ № 44 ФЗ № 94
1. Способы закупок Согласно ст. 24 ФЗ № 44 выделяет следующие способы закупок: 1) Конкурентные способы закупок:
  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс;
  • аукцион в электронной форме;
  • закрытый аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.
2) Закупка у единственного поставщика (источника, исполнителя).
В соответствии со ст. 10 все заказы, размещаемые согласно положениям ФЗ № 94, классифицируются на два вида: 1) Размещение заказа путем проведения торгов:
  • конкурс (открытый и закрытый);
  • аукцион (открытый аукцион в электронной форме и закрытый);
2) Размещение заказа без проведения торгов:
  • запрос котировок;
  • закупка у единственного поставщика (источника, исполнителя).
2. Открытый конкурс Извещение размещается не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок. Извещение размещается не менее чем за 30 дней до даты окончания подачи заявок.
  Заказчик вправе отказаться от проведения не позднее чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок. Заказчик вправе отказаться от проведения не позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок.
  При внесении изменений срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней, или, если в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в отношении конкретного лота должен быть продлен. При внесении изменений срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на оф. сайте внесенных изменений до даты окончания подачи заявок такой срок составлял не менее чем 20 дней.
  Прописана возможность привлечения экспертов, экспертных организаций для экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, в ходе проведения ПКО, оценки соответствия участников дополнительным требованиям. Отсутствует.
  Этапы проведения закупки:1) вскрытие, 2) рассмотрение и оценка. Этапы проведения закупки: 1) вскрытие, 2) рассмотрение, 3) оценка и сопоставление.
  Максимальное количество дней для подведения итогов — 20. Максимальное количество дней для подведения итогов — 30.
  Победитель должен подписать контракт в течение 15 дней с даты получения от заказчика. Сроки на подписание контракта победителем не установлены.
  Последствия признания конкурса несостоявшимся, т. к. не подано ни одной заявки Последствия признания конкурса несостоявшимся, т. к. не подано ни одной заявки
  В случае если конкурс признан несостоявшимся, т. к. не подано заявок, всех отклонили при проведении предквалификационного отбора, то в этом случае заказчик объявляет повторный конкурс.
  • При проведении повторного конкурса на подачу заявок отводится 10 дней, при этом НМЦК может быть увеличена на 10 % по сравнению с ценой изначально проводимого конкурса.
  • Если при проведении повторного конкурса конкурс признается несостоявшимся, то заказчик проводит запрос предложений или иной способ закупки.
В случае если конкурс признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола обязан передать такому участнику проект контракта.
3. Конкурс с ограниченным участием Проводится для закупок, которые в силу их технической и (или) технологической сложности, высокосложного, инновационного или специализированного характера способны выполнить только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации, а также при выполнении работ по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и технологической сложности способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Весь остальной порядок проведения процедуры проводится по правилам, характерным для открытого конкурса. Отсутствует.
4. Двухэтапный конкурс Заказчик вправе применять процедуру двухэтапного конкурса в соответствии с ФЗ № 44 при одновременном соблюдении следующих условий: 1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности); 2) для уточнения характеристик объекта закупок необходимы обсуждения с поставщиками (подрядчиками, исполнителями). При проведении двухэтапного конкурса на первом его этапе участники обязаны представить первоначальные заявки, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется. Срок проведения первого этапа двухэтапного конкурса не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками. На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки с указанием цены контрактас учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении заявок. Срок проведения второго этапа двухэтапного конкурса не может превышать 20 дней. Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе двухэтапного конкурса. Отсутствует.
5. Аукцион в электронной форме Извещение о проведении электронного аукциона размещается:
  • не менее чем за 7 днейдо даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК не превышает 3 млн руб.;
  • не менее чем за 15 днейдо даты окончания срока подачи заявок если НМЦК превышает 3 млн руб.
Извещение о проведении электронного аукциона размещается:
  • не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК не превышает 3 млн руб.;
  • не менее чем за 20 дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК превышает 3 млн руб.
  Отказаться от проведения закупки заказчик вправе не позднее чем за 5 днейдо даты окончания подачи заявок. Отказаться от проведения закупки заказчик вправе:
  • если если НМЦК не превышает 3 млн руб, то заказчик вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • если НМЦК превышает 3 млн руб, то заказчик вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за 10 дней до даты окончания срока подачи заявок.
  Заказчик обязан ответить на запрос о разъяснении документации, если такой запрос поступил к заказчику не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок. Заказчик обязан ответить на запрос о разъяснении документации, если запрос поступил:
  • не позднее чем за 3 дня до дня окончания подачи заявок в электронном аукционе, если НМЦК не превышает 3 млн руб;
  • не позднее чем за 5 днейдо дня окончания подачи заявок на участие в аукционе, если НМЦК превышает 3 млн руб.
  Срок рассмотрения 2-х частей заявок — не более 3 рабочих дней со дня размещения на ЭП протокола аукциона. Если НМЦК не превышает 3 млн руб., то срок рассмотрения вторых частей заявок составляет не более 4 дней со дня размещения на ЭТП протокола проведения аукциона. Если НМЦК превышает 3 млн руб., то срок рассмотрения вторых частей заявок составляет не более 6 дней.
  В случае если электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что в течение 10 минут после начала проведения аукциона ни один из его участников не подал ценовое предложение, то оператор электронной площадки после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в аукционе, поданные его участниками (но не принимающими участие в подаче ценовых предложений!), а также документы участников такого аукциона, предусмотренные п. 2—6 и 8 ч. 2 ст. 61 ФЗ № 44. Если все допущенные к участию в аукционе участники не подавали ценовые предложения в момент проведения процедуры торгов, то электронный аукцион признается несостоявшимся и заказчик не рассматривает вторые части заявок участников, не принимающих участие в подаче ценовых предложений.
  В случае признания электронного аукциона несостоявшимся, т. к. не подано ни одной заявки, или в случае если заявки всех участников отклонили, заказчик проводит запрос предложений или иной способ закупки. Отсутствует. Заказчик вправе применить процедуры, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 40 ФЗ № 94.
  Подписание проекта контракта идет через ЕИС. Подписание проекта контракта идет через оператора на сайте электронной площадки.
6. Запрос котировок Отказатьсяот проведения закупки заказчик вправе не позднее чем за 2 днядо даты окончания подачи заявок. ФЗ № 94 не предусмотрен отказ от проведения запроса котировок.
  Вносить изменение в извещение можно не позднее чем за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи котировочных заявок, срок подачи заявок продлевается на 7 рабочих(на 4 рабочих дня, если НМЦК не превышает 250 тыс. руб.). Не предусмотрена возможность внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок.
  Срок подачи не продлевается, если подана 1 заявка. Срок продлевается на 4 рабочих дня, если все заявки котировочная комиссия отклонила. Срок подачи продлевается в случае, если на запрос котировок подана 1 заявка.
  Заявки на запрос котировок подаются в запечатанных конвертах. Вскрытие конвертов осуществляется публично! Заявки на закупку подаются в письменной форме.
  Запрос котировок признается несостоявшимся, если не подано ни одной заявки, или подана единственная заявка. Запрос котировок не признавался несостоявшимся.
7. Запрос предложений Извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в ЕИС не позднее чем за 5 дней до даты проведения запроса предложений. Заказчик вправе направить приглашение принять участие в запросе предложенийлицам, способным поставить товары, выполнить работ, оказать услуги, являющиеся объектом закупки. В этом случае заказчик обязан направить приглашения лицам, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заключались контракты с таким же объектом закупки, при условии что такие контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиком своих обязательств. Отменять и изменять запрос предложений заказчик не вправе. Рассмотрение заявок проводитсяв два этапа: 1) вскрытие, рассмотрение и оценка заявок; 2) вскрытие, рассмотрение и оценка окончательных предложений. Участники представляют свои предложения, комиссия в присутствии участников оценивает предложения по критериям, указанным в документации о проведении процедуры. После оглашения наилучшего предложения участникам предлагается не позднее 1 рабочего дня представить свои окончательные предложения. При проведении запроса предложений ведется аудиозапись. Отсутствует.
  Заказчик вправе проводить закупки с помощью запроса предложений в случаях: 1) заключения договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии; 2) заключения контракта на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских играх и Паралимпийских играх; 3) заключения федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами договора с иностранной организацией о проведении лечения гражданина РФ за пределами территории РФ; 4) заключения контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами; 5) осуществления закупок дип. представительствами и консульскими учреждениями, торговыми представительствами РФ, официальными представительствами РФ при международных организациях и иными заказчиками за пределами территории РФ в случае, если НМЦК не превышает 15 млн руб. 6) осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании ч. 9 ст. 95 ФЗ № 44. При этом в случае, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги; 7) осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. 8) признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71ФЗ № 44; 9) осуществления закупок изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. -

 

Светличная Лилия Алексеевна,

специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,

менеджер по обучению ЮТЦ «Ориентир»

 

Г

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.