Методические рекомендации по изучению дисциплины
Тема 1. Предмет и методология сравнительного государствоведения Изучение данной темы следует начинать с определения государствоведения как такового. Оно представляет собой комплексную юридическую науку, систему знаний о государственности в ее различных связях и проявлениях. Наука эта в настоящее время только складывается, поэтому существуют различные точки зрения о ее сущности и путях развития. Предмет государствоведения – возникновение и тенденции развития государства и его институтов, взаимоотношения государства с другими общественными явлениями в структуре связей: государство – гражданское общество – личность. Результаты государствоведческих исследований используются для совершенствования элементов формы государства, системы государственных органов, методов их деятельности, установления их связей с населением и различными общественными организациями. Сравнительное государствоведение существует в двух планах: как наука и учебная дисциплина. В качестве научного направления сравнительное государствоведение взаимодействует с иными юридическими науками и такими сферами как политология и социология. Как учебная дисциплина сравнительное государствоведение состоит из 9 тем, охватывающих наиболее значимые аспекты функционирования современного. Методология сравнительного государствоведения – это совокупность приемов и способов познания государственности. В настоящее время самостоятельных методов анализа государственности в рамках рассматриваемого курса нет, используются методы, присущие всем общественным наукам. Это диалектический метод, основанный на законах формальной логики (закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания, закон исключенного третьего). Подобный вариант методологии характеризуется ярко выраженным детерминизмом развития социальных систем. В последние десятилетия XX в. определенное признание в общественных науках получил синергетический подход. Синергетика есть наука о саморазвивающихся процессах и явлениях социальной сферы (в рассматриваемом контексте – права и государства). В сравнительном государствоведении применяются такие общенаучные методы, как · формально-юридический, направленный на анализ категорий и понятий с использованием законов логики; · социологический, использующий статистические данные для уяснения эффективности отдельных институтов и органов государства; · сравнительный, направленный на сопоставление институтов государства у различных народов, а также выявляющий общее и особенное в развитии государственности. В российских общественных науках государствоведение выделилось как самостоятельное направление исследований совсем недавно и не получило пока всеобщего признания. В странах Западной Европы и США государствоведение является самостоятельным научным направлением с конца XIX века, что позволяет говорить о накоплении достаточно большого эмпирического и теоретико-методологического материала для дальнейших исследований и полезных заимствований.
Тема 2. Происхождение и сущность государства Переходя к вопросу о происхождении государства, следует обратиться к анализу социальной структуры первобытного общества. Нужно выявить механизм функционирования общественной (потестарной) власти и способы ее воспроизводства. Кроме того, необходимо уяснить сущность и назначение органов общественной власти, показать их практическую необходимость. Следует также обратить внимание и на такое явление, как «неолитическая революция», с которой непосредственно связаны последовательные разделения труда в первобытном обществе (отделение земледелия от скотоводства, отделение ремесла от земледелия, образование слоя купцов). Нужно учесть важность разделения труда для дальнейшей эволюции первобытного общества, так как с ними связан переход от присваивающего хозяйства к производящему. С этими процессами связан и «демографический взрыв», приведший к резкому увеличению численности людей и усложнению социальной структуры первобытного общества. Следует обратить внимание на роль самоуправления в родовых общинах, рассмотреть функции органов общественной власти (народного собрания, совета старейшин и вождя) и показать их эволюцию. Говоря о предпосылках возникновения государства, следует учитывать многообразие подход в науке (и не только юридической к этому процессу. Есть разные мнения о том, что являлось основной причиной возникновения государства (частная собственность, необходимость противостояния силам природы, увеличение численности людей, воля Бога). Особое внимание должно быть обращено проблеме перехода от первобытности к государственности. Промежуточной ступенью этого процесса было вождество, которое можно определить как социальный организм, состоящий из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вождь). Стадию вождества прошли практически все народы. Наиболее характерными примерами такой политической организации были германские королевства (франки, бургунды, готы), образовавшиеся после распада Западной римской империи в 476 г. Основными признаками вождества выступают: · вождь, опираясь на зарождающиеся органы власти, организует экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность, а население отстранено от непосредственного управления; · иерархизация поселений и их централизация; · расслоение правящей группы на военную, управленческую и жреческую аристократию; · сакрализация власти верховного вождя; · правом на легальное насилие по отношению к нарушителям традиций обладают все взрослые общинники. Постепенно сложились условия для наследования власти и собственности, приведшие к разложению первобытности и переходу к государственности. Последнюю можно обозначить как политическую власть народа, компактно проживающего на определенной территории, самоопределившегося в той или иной форме национально-государственного образования. Рассматривая проблему неравномерности развития государственности у различных народов, следует учитывать влияние нескольких факторов (экономических, политических, географических). Анализируя пути образования государства и его развития, следует различать «европейский» и «восточный» варианты этого процесса. «Европейский» путь (Древняя Греция, Рим) характеризуется следующими признаками: · динамизм внутреннего развития; · социальная дифференциация населения; · господство частной собственности; · развитая правовая система. В свою очередь, «восточному» пути развития государственности свойственны такие черты, как: · консерватизм общественного развития; · ведущая роль государственной и общественной собственности; · бюрократизация государственного управления; · неразвитость правовой системы, ее слитность с нормами морали и религии. Этот путь является основным для таких государств как Индия и Китай на протяжении всего многотысячелетнего развития этих самобытных регионов. Следует детально рассмотреть различные теории, объяснявшие причины происхождения государства. В каждой из них необходимо выделить как положительные, так и отрицательные стороны, дать развернутые выводы о причинах ее возникновения и изложить основные положения. Следует также указывать на представителей этих теорий. 1. Теологическая теория (Фома Аквинский, Ж. Маритен, Й. Хеффнер). Согласно данной теории, государство является порождением воли Бога и предназначено для устроения «земной» жизни человека. Приоритет при этом отдается духовной составляющей, независимо от личных религиозных пристрастий сторонников теологической теории. В ее современном варианте государство является высшей общественной формой народа, которая основывается на естественном праве, служит совершенствованию земного благополучия, покоится на праве и власти. Й. Хеффнер выделяет следующие черты государства: государство – это не «наличный Бог»; теократическое толкование государства противоречит Писанию; вооруженное принудительной властью государство относится ко времени между грехопадением и Вторым пришествием Христа; происхождение принудительной и карающей власти государства постольку обосновано грехом, поскольку падшее человечество нуждается в упорядочивающей функции государства против нарушителей права; своим происхождением государство обязано Богу, а не Сатане; Писание допускает вырождение государства в богопротивную власть. 2. Патриархальная теория (Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский). По мнению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Оно возникло в результате разрастания семьи. Власть монарха при этом является естественным продолжением отцовской власти. Он должен заботиться о членах своей семьи и обеспечивать их послушание. 3. Теория общественного договора (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Согласно воззрениям сторонников этой теории, государство возникло в результате заключения общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не существовало ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.-Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Не существовало власти, способной защищать человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого положения люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав (Дж. Локк) или все права (Т. Гоббс), присущие им от рождения, они передают государству, как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, будет эти права защищать. Если власть нарушила условия договора, то народ имеет право на ее свержение. 4. Теория насилия (Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский). Сторонники этой теории утверждали, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мнению Л. Гумпловича, заложены основы появления государства. После завоевания создаются классы и сословия. Само государство более необходимо слабым племенам, чтобы защищаться от сильных. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных племен от возможных посягательств со стороны других сильных племен. В процессе дальнейшего развития общества, государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. 5. Органическая теория (Г. Спенсер). Следует учитывать, что данная концепция возникла во второй половине XIX века в связи с успехами естествознания. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низших форм к высшим. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляя всем организмом и используя право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы общества внутренние функции (обеспечение жизнедеятельности), а господствующие – внешние (оборона, завоевание соседних государств). 6. Психологическая теория (Л.И. Петражицкий). Данная теория объясняет возникновение государства свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желаниями повелевать и подчиняться. 7. Материалистическая теория (К.Маркс, Ф. Энгельс). Согласно этой теории государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Вместе с уничтожением при коммунизме классов, отмирает и само государство. Реальное воплощение этих представлений показало несостоятельность концепции в целом, несмотря на отдельные гениальные догадки ее основоположников. Рассматривая вопрос об отличии государства от первобытного общества, следует обратить внимание на следующие положения: · родовое общество не обладает специализированными органами управления и подавления; · право на легальное насилие по отношению к нарушителям традиции принадлежит всем взрослым общинникам; · родовое общество не обладает публичной политической властью, в нем нет особого слоя управленцев. Родовая община может быть определена как организация людей, объединенных общностью кровного родства для достижения ими общих целей путем распределения, координации, упорядочения, согласования между собой различных форм деятельности на основе определенных формализованных правил, норм, образцов и шаблонов. Переход от общин и вождеств к государственности привел к новому пониманию сущности власти. Ее основными чертами стали следующие: · количественный рост лиц, осуществляющих власть; · дифференциация политической элиты по уровням и разграничение компетенции между уровнями органов управления; · функциональная дифференциация власти в пределах каждого уровня управления; · власть приобретает институционализированный характер, осуществляется с помощью специальных органов и учреждений; · органы принуждения выделяются в самостоятельную систему учреждений; · выделяется храмово-жреческий комплекс, осуществляющий сакрализацию власти; · расширяется сфера деятельности публичной власти и ее компетенция; · концентрация власти в городах. Первые государства возникли в местах торговли и обмена товарами. Основные функции раннего государства могут быть сведены к следующим: · перераспределение продуктов; · защита своей территории; · поощрение торговли; · завоевание соседних территорий. Органами власти в раннем государстве были: · правитель (первоначально выборный); · народное собрание (все взрослые мужчины); · совет старейшин (главы патриархальных семей). Рассматривая проблемы типологии государства, следует основное внимание уделить критериям классификации государств на различные виды. Сама типология государства представляет собой объективно необходимый процесс познания естественно-исторического развития государства как отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства другими. 1. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс) основан на выделении категории «общественно-экономическая формация», под которой понимается исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в политической и юридической надстройке. Каждой общественно-экономической формации соответствует особый тип государства. Под историческим типом государства понимается совокупность существенных признаков, свойств, связей государства, выражающих его сущность и закономерности развития в рамках определенной общественно-экономической формации. Классификация государств по историческим типам предполагает: o установление сложившегося способа производства; o выделение производственных отношений как фундаментальной структуры общества; o исследование социальной структуры общества, основных классов и других социальных групп, на которые оно разделяется; o выявление сущности государства и его социального назначения; o рассмотрение функций государства, его форм, устанавливаемой и охраняемой им правовой системы; o анализ иных надстроечных факторов, оказывающих на государство существенное влияние; o рассмотрение государства в системе надстройки классового общества; o выявление «деформаций», отклонений данных государственно-правовых форм от их обычного состояния. Первоначально формационный подход в трактовке основоположников марксизма предполагал существование трех стадий развития человечества: дикость – варварство – цивилизация. Эта типология была заимствована у Л. Моргана. В дальнейшем появилась типология, выдвинутая И.В. Сталиным, предусматривающая пять последовательных этапов развития социума: первобытное общество, рабовладельческое общество и государство, феодальное общество и государство, буржуазное общество и государство, социалистическое общество и государство. Последняя стадия типологии предусматривала построение бесклассового коммунистического общества и отмирание государства. 1. Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этого государства – защита собственности на средства производства. 2. Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство является орудием классового господства феодалов, с его помощью за ними закрепляются многочисленные привилегии. Государство при этом обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. 3. Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государственности функционирует на основе производственных отношений, предполагающих частную собственность на средства производства и юридическую независимость наемных работников от работодателей. По утверждениям марксистов, буржуазный тип государства – последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обуславливают неизбежность пролетарской революции и переход государственной власти в руки пролетариата и его партии. 4. Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая уничтожает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственность. Новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающую сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Исследуя формационный подход к типологии государства, следует выявить как слабые, так и сильные его стороны. Нужно показать роль и функции государства в каждой общественно-экономической формации и объяснить причины перехода от одного типа государства к другому. Другой подход к типологии государства основан на признании существования такого феномена, как «цивилизация», под которой понимается уровень, степень развития материальной и духовной культуры общества, народа. В этом значении понятие «цивилизация» может распространяться на группу народов, а также на крупные географические пространства. Этот подход, представленный в России Н.Я. Данилевичем и Л.Н. Гумилевым, а на Западе – А. Тойнби и О. Шпенглером, исходит из того, что основой государственности на определенной территории выступает замкнутая цивилизация, отличающаяся от других совокупностью присущих только ей признаков и черт (место и роль государства, значимость религии, формы духовной жизни, уровень культуры). В своем развитии цивилизации проходят последовательно несколько стадий: локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (Древний Египет, Шумер); особенные цивилизации (Индия, Китай, Россия); современная цивилизация, активно формирующаяся в постиндустриальных обществах и характеризующаяся совместным сосуществованием традиционных и современных социально-политических структур. Основная классификация цивилизаций с точки зрения места и роли в них государства осуществляется по уровню организации государственно-политических институтов: 1. Первичные цивилизации (Древний Египет, Иран, Шумер, Япония). Им присущи следующие основные черты: ü государство выступает в качестве организующей силы, определяющей сущность и форму социально-экономических структур; ü государство и религия объединены в единый политико-религиозный комплекс; ü носитель верховной власти обожествляется. 2. Вторичные цивилизации (Восточная и Западная Европа, Индия). Они обладают следующими чертами: ü раздельное существование государственной власти и культурно-религиозного комплекса; ü государственная власть ограничена традицией и обычаями; ü власть правителя ограничивается сакральными принципами, которые он не может нарушать. Если мы обратимся к рассмотрению концепций отдельных представителей цивилизационного подхода, то обнаружим различные варианты типологии. Так, Л.Н. Гумилев считал, что причиной образования новых цивилизаций (этносов) является повышенная солнечная активность и усиление потока энергии. Ученый выделял следующие фазы развития этносов: · пассионарный подъем (зарождение этноса); · перегрев (интенсивное развитие); · надлом (пик развития); · инерция (медленное угасание); · обскурация (упадок); · гомеостаз (распад этноса). Другой крупный исследователь, И.М. Дьяконов, предложил иную периодизацию, носящую смешанный характер: 1) первобытная стадия; 2) первобытнообщинная стадия; 3) ранняя древность; 4) имперская древность; 5) средневековье; 6) стабильно-абсолютистское постсредневековье; 7) капиталистическая стадия; 8) посткапиталистическая стадия. Цивилизационному подходу в целом присущи следующие общие признаки: o сущность государства определяется накопленными знаниями и культурой; o государственная власть рассматривается как часть мира культуры; o возможно одновременное существование нескольких разнородных культур. Изучая понятие государства, необходимо учитывать многообразие подходов к его определению. В современном государствоведении и теории государства нет единого взгляда на этот феномен. В качестве примера можно привести несколько различных определений: 1. «Государство представляет собой аппарат, машину для управления делами классового общества и по преимуществу в интересах экономически господствующего класса» (марксистский подход, В.М. Сырых). 2. «Государство есть политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги» (социологический подход, Л.И. Спиридонов). 3. «Государство есть исторически необходимая форма материального и духовного существования определенного народа (нации) как территориального политико-правового союза» (феноменолого-коммуникативный подход, А.В. Поляков). 4. «Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство» (теория насилия, Макс Вебер). 5. «Государство является высшей общественной формой народа, которая основывается на естественном праве, служит совершенствованию земного благополучия, покоится на естественном праве, служит совершенствованию земного благополучия, покоится на праве и власти» (теологическая теория, Йозеф Хеффнер). Каждое из приведенных определений государства отражает преобладание классовых или общесоциальных, материальных или духовных элементов в его сущности. Следует, однако, учитывать, что любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, в противном случае оно быстрее распадается. Говоря о признаках государства, следует учитывать как традиционную типологию, так и новейшие научные разработки. При традиционном понимании сущности государства его элементами (признаками) выступают: 1) территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах; 2) публичная политическая власть, осуществляемая особой группой людей; 3) государственный суверенитет, проявляющийся в следующих чертах: 4) универсальность властной силы государства, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны. 5) наличие прерогатив власти (возможность отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон). 6) наличие у государства таких средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная власть (армия, полиция, тюрьмы). Кроме государственного суверенитета в юридической науке выделяются несколько других его форм. Суверенитет народа – его верховенство, право самому решать свою судьбу, важнейшие вопросы государственного и общественного развития, формировать направления политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Национальный суверенитет – право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства. Новейшие разработки в сфере теории государства и сравнительного государствоведения позволили выявить дополнительные признаки государства: · наличие единого государственного языка; · единая информационная система; · единство прав и обязанностей граждан. Некоторые исследователи (И.Н. Гомеров) предлагают иную систему признаков государства, в которую включаются следующие: · целенаправленная организованность; · территориальность; · легальность; · правосубъектность; · суверенность; · сверхинституциональность; · публичность; · всеобщность; · универсальность; · сложность. Исследуя отличия государства от иных политических организаций общества, следует принять во внимание такие положения, как: · государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего населения, объединенного им по признаку гражданства; · государственный суверенитет, представляющий собой такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права; · государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права; · государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций; · государство – единственная организация в политической системе общества, которая располагает правоохранительными органами, специально призванными охранять законность и правопорядок; · только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет и территориальную целостность; · тесная органическая связь государства и права, представляющая собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Рассматривая вопрос о функциях государства, следует исходить из того, что под этим понятием выступают основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение, цели и задачи по управлению обществом в присущих ему формах и особыми методами. Сами функции государства обладают следующими чертами: · это основные направления деятельности государства, без которых на данном историческом этапе либо на всем протяжении своего существования оно функционировать не может; · в функциях предметно выражается сущность государства; · выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность; · функции государства конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества; · функции реализуются в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами. Существует несколько критериев для классификации функций государства. 1. По причинам возникновения: ü классовые функции, представляющие те направления деятельности государства, которые в наиболее яркой и полной степени выражают интересы, волю того класса или группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть (подавление господствующим классом своих противников с помощью государства); ü общесоциальные функции, связанные с деятельностью государства, направленной на обеспечение интересов всего общества или его большинства; ü национальные функции, связанные с деятельностью государства, направленной на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности и традиций. 2. По направленности: А. Внутренние функции: ü охрана всех форм собственности; ü охрана правопорядка; ü охрана природы и окружающей среды; ü экономическая; ü социальная; ü идеологическая; ü развитие НТП. Б. Внешние функции: ü защита страны от внешней агрессии; ü ведение завоевательных войн; ü торговля с другими странами; ü поддержание мира и безопасности.
Тема 3. Механизм государства. Государственная власть Рассматривая формы власти в человеческом обществе, следует четко разграничивать между собой ее виды. Первым и самым ранним из них является социальная власть, которая есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Власть в родовом обществе характеризуется следующими признаками: · верховная власть принадлежит народному собранию, состоящему из всех взрослых членов рода или племени; · внутри рода нет какого-либо аппарата, органа, осуществляющего управление делами рода на профессиональной основе; · род выступает в качестве органа защиты всех своих членов. Говоря о трансформации социальной власти в политическую и государственную, следует указать причины, вызвавшие этот процесс. Политическую власть можно определить как систему волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами социальных слоев и групп, выраженными в деятельности политических организаций. Выделяются следующие уровни функционирования политической власти: институциональный, означающий власть конкретных политических организаций, осуществляемый через их руководящие структуры; коалиционный, представляющий совокупность властных устремлений нескольких социально однородных политических организаций или блока партий и объединений, отражающих интересы различных социальных общностей. Этот уровень реализуется через временные и постоянные органы партийного руководства (советы парламентских фракций); общеполитический, выражающий концентрацию результатов политического согласия, достигнутого в ходе соперничества и сотрудничества различных политических сил. Можно выделить определенные критерии, влияющие на характер реализации политической власти. К таковым относятся: · социально-экономический критерий (формы собственности на средства и орудия производства, характер труда, основные принципы хозяйствования); · социально-структурный (наличие или отсутствие определенных слоев и классов); · социально-культурный (уровень образования населения, реальность всестороннего развития личности); · политический (реальность самоуправления народа, классовая принадлежность государственной власти); · правовой (объем закрепленных в конституции прав и свобод граждан, наличие гарантий осуществления прав, легитимность государственной власти). Государственную власть неоднозначно определяют в современном государствоведении и политической науке. Приведем несколько вариантов. 1. «Государственная власть – это концентрированное выражение силы воли, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях» (В.М. Корельский) 2. «Государственная власть – основная форма проявления политической власти определенной крупной социальной общности (народа, класса), обладающая специализированным аппаратом для регулирования общественных отношений и верховенством в обществе». (В.Е. Чиркин) 3. «Государственная власть – организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов». (С.А. Авакьян). Государственная власть обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы. К основным методам воздействия относятся: · убеждение, представляющее собой метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций; · государственное принуждение, выступающее в форме психологического, материального или физического воздействия полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить ее действовать по воле властвующего субъекта в интересах государства. Любое государственное принуждение должно носить правовой характер. Таковым признается принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах. Основными признаками правового принуждения признаются следующие: · подчинение общим принципам данной правовой системы; · является по своим основаниям единым на территории всей страны; · нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения; · действует через механизм прав и обязанностей; · оснащено развитыми процессуальными формами. Говоря о легитимности и легальности государственной власти, следует четко разграничивать эти понятия. а) Легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимность существует в трех формах, типологию которых дал М. Вебер: патриархальная (традиционная), существующая в монархических странах с аграрной экономикой или в государствах со слаборазвитой социальной структурой; идеологическая (харизматическая), присущая диктаторским режимам; рациональная (современная), основанная на периодических выборах правящей элиты. б) Легальность – юридическое выражение легитимности, нормативность, способность власти воплощаться в нормах права. Рассматривая принципы государственной власти, необходимо обратить внимание на соединение и разделение властей. 1. Соединение властей есть концентрация власти в каком-либо одном государственном органе и его неподконтрольность при принятии решений. Соединение властей обладает следующими чертами: ü обеспечение оперативного решения любых вопросов; ü исключение переложения ответственности и вины за ошибки на другие органы; ü отсутствие борьбы с другими государственными органами за объем властных полномочий. 2. Разделение властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом обществе, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Обращаясь к рассмотрению механизма государства, можно определить его как систему специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. В качестве основных признаков механизма государства следует указать: § механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением; § механизм государства есть система органов и учреждений; § функционирование всех звеньев механизма государства обеспечивается организационными и финансовыми средствами, а также возможностью принудительного воздействия; § механизм государства призван гарантировать и охранять законные права и интересы граждан. Следует также обратить внимание на соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат». Первое понятие обладает более широким значением, охватывая как государственные органы, так и материальные (принудительные) средства, а второе понятие обозначает только систему государственных органов. Реализацию функций государственной власти осуществляют его специализированные органы (учреждения). Можно принести несколько их определений. 1. «Государственное учреждение есть специально организованная государством группа гражданских или военных должностных лиц (чиновников), выполняющих путем принуждения, с помощью денежных средств и делопроизводства определенные задачи». (Н.П. Ерошкин) 2. «Государственный орган понимается как относительно самостоятельная часть государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией)». (В.М. Сырых) 3. «Орган государства – это элемент, составляющий часть государственного аппарата, наделенный компетенцией, необходимой для осуществления функций». (А.Б. Венгеров) Основными признаками органа государства являются: · формирование по воле государства и осуществление от его имени определенных функций; · выполнение строго определенных, установленных в законодательном порядке видов деятельности; · наличие юридически закрепленной организационной структуры, компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также определенного порядка взаимодействия с другими государственными органами; · наделение определенными материальными средствами (зданиями, сооружениями); · наделение полномочиями государственно-властного характера, состоящего в праве издавать различные нормативные акты и обеспечивать их реализацию. Классифицировать органы государства можно по различным основаниям: 1. По принципу разделения властей: законодательные органы, исполнительные органы; судебные органы. 2. По принципу федеративного государственного устройства: федеральные органы; органы субъектов федерации. 3. По порядку образования: o первичные (выборные, представительные), непосредственно избираемые населением (Президент, Парламент); o вторичные (производные), в создании которых население непосредственного участия не принимает (Правительство). 4. По характеру компетенции: o органы общей компетенции, в ведении которых находится рассмотрение и принятие решений по всем вопросам, относящимся к компетенции данного вида органов (Президент, Правительство); o органы специальной компетенции, осуществляющие свою деятельность в какой-либо указанной сфере (министерство, государственный комитет). 5. По способу принятия решения: o коллегиальные, решения которых принимаются большинством голосов, составляющих руководство данного органа (государственный комитет); o единоначальные, решения которых принимаются единолично руководителем органа (министерство).
Тема 4. Форма государства Форма государства – комплексный институт, представляющий собой внутренне согласованную систему норм, регулирующих в их единстве структуру и взаимоотношения основных органов государства, территориально-политическое устройство, методы деятельности государственного аппарата и формы его обратной связи с населением. При этом следует обратить внимание на критерии классификации форм государства. По способам реализации государственной власти выделяются: 1. Монократическая (единовластная) форма государства, характеризующаяся высочайшей степенью централизации власти в руках одного лица или органа государства. Признаками монократической формы являются: ü обязательная идеология; ü огосударствление экономики и жизни общества в целом; ü элитарный характер государственной власти. 2. Сегментарная государственная форма, характеризующаяся определенным разделением властей, не имеющим, однако, четкого правового закрепления. Признаками данной формы являются: решающая роль в управлении принадлежит главе государства; отсутствие у административно-территориальных единиц выборных представительных органов; доминирование авторитарных методов управления; ограниченно-соревновательный характер политической системы. 3. Поликратическая государственная форма, характеризующаяся наличием нескольких центров власти и системой сдержек и противовесов. Ее основными чертами выступают: преобладание демократических методов управления; социопримирительный характер политической системы; развитое местное самоуправление. Форма государства состоит из нескольких элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима (хотя единства по вопросу о месте последнего элемента в государствоведении и политической науке нет и в обозримом будущем не будет). Форма правления – способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, а также степень участия населения в их формировании. Выделяются две основные формы правления – монархия и республика. 1. Монархия – это государство, главой которого является суверенное, политически и юридически безответственное лицо, приобретающее свой статус по собственному праву. Существует несколько вариантов (моделей) наследования власти: 1) саллическая, при которой женщины исключаются из числа потенциальных наследников; 2) кастильская, при которой женщины могут наследовать престол в случае отсутствия у правящего монарха сыновей; 3) австрийская, позволяющая женщинам наследовать только в случае отсутствия мужчин во всех поколениях династии; 4) шведская, позволяющая наследовать престол на равных основаниях с мужчинами; 5) мусульманская, при которой престол наследуется правящей семьей в целом, которая сама избирает монарха из своей среды; 6) племенная, исходящая из того, что монарх выступает в качестве верховного вождя племени, а его наследника определяет племенной совет. Основными признаками монархии выступают: монарх персонифицирует собой государство; наличие дворцового хозяйства на правах личной собственности; единоличное правление; святость власти; наследование власти; бессрочность и пожизненность власти; свобода монарха от юридической ответственности за принимаемые решения. Современная монархия существует в нескольких формах. А. Абсолютная монархия (Оман, Саудовская Аравия). Она характеризуется следующими чертами: отсутствие парламента и конституции; слияние светской и духовной власти; формирование правительства из числа доверенных лиц монарха. Б. Дуалистическая монархия (Иордания, Марокко). Основные черты этой формы монархии следующие: правительство формируется монархом и несет ответственность только перед ним; монарх обладает правом законодательной инициативы и абсолютным вето на принятые парламентом законы; парламент может быть распущен монархом в любое время без объявления причин; монарх обладает судебными полномочиями. В. Парламентарная монархия (Бельгия, Великобритания, Испания). К ее основным признакам относятся: правительство формируется победившей на парламентских выборах партией; главой правительства назначается лидер парламентского большинства; монарх является символом нации; право принятия законов принадлежит парламенту; правительство несет ответственность перед парламентом. 2. Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республики выступают: o существование выборного единоличного или коллегиального главы государства; o выборность на определенный срок главы государства и иных высших органов; o осуществление власти по воле народа; o юридическая ответственность главы государства в форме импичмента; o обязательность решений верховной власти для нижестоящих органов управления; o наличие взаимных прав и обязанностей государства и личности по отношению друг к другу. В современном мире выделяются следующие виды республик. А. Парламентарная республика (Италия, ФРГ). Ее основными чертами являются: правительство формируется победившей на выборах партией и подотчетно парламенту; глава правительства может обращаться к президенту с предложением роспуска нижней палаты парламента; коллективная ответственность правительства; глава государства осуществляет в основном представительные функции; нормативные акты главы государства должны быть контрассигнованы соответствующим министром или главой правительства. Б. Президентская республика (Мексика, США). Ее основными признаками выступают: глава государства может одновременно быть главой правительства; глава правительства несет ответственность только перед президентом; президент обладает правом роспуска парламента (или его нижней палаты); президент обладает правом объявления импичмента по отношению к правительству. В. Смешанная республика (Финляндия, Франция). Ее основными чертами являются: ü избрание президента непосредственно населением и наделение его широкими властными полномочиями; ü президент и глава правительства несут ответственность перед парламентом. Г. Социалистическая республика (Китай, Куба). Признаками данной формы выступают: ü конституционное закрепление ведущей роли представительных органов власти; ü единство государственного механизма; ü принцип демократического централизма (единая система высших и местных органов власти и управления); ü исполнительные органы власти подотчетны представительным органам и ими же формируются; ü принцип единой власти (отрицание системы разделения властей); ü конституционное закрепление руководящей роли правящей партии. Д. Теократическая республика (Иран). Это форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулятором общественных, в том числе политических отношений, являются предписания религиозного происхождения. Теократическая республика обладает следующими чертами: ü субъектом власти является Бог, от имени которого правят духовные лидеры; ü система разделения властей и конституционализм носят формальный характер; ü государство и общество нераздельны в силу религиозного единства общины верующих; ü религия имеет статус государственного вероисповедания; ü правовая система основана на религиозных канонах. Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти. В настоящее время существует несколько форм государственного устройства. 1. Унитарное государство – это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета (Великобритания, Франция, Япония). Признаками унитарного государства являются: единая система высших органов власти; единая конституция и правовая система; отсутствие суверенитета у территориальных единиц; возможность существования автономных образований; внешние отношения осуществляет центральное правительство. Унитарные государства могут быть разделены на две формы: централизованные (Финляндия), в которых местная администрация назначается правительством или главой государства; децентрализованные (Франция, Япония), в которых руководители территориальных единиц избираются непосредственно населением. 2. Федерация – добровольное объединение нескольких государственных образований в единое союзное государство. Общими признаками федерации выступают: территория федерации состоит из территории ее субъектов; верховная государственная власть принадлежит федеральному правительству; субъекты федерации могут иметь собственную конституцию и правовую систему; единое гражданство; наличие палаты представителей субъектов федерации в структуре парламента; внешние отношения осуществляет федеральное правительство. В настоящее время существует несколько классификаций федеративных государств. Основными из них являются следующие. А. По территории организации: а) Административно-территориальная (Бразилия, Мексика, США). Они обладают такими чертами, как: субъекты федерации не являются самостоятельными государствами; нет прямого представительства субъектов федерации в международных организациях; запрещается выход из состава федерации; вооруженными силами руководит федеральное правительство. б) Национально-территориальная федерация (Россия, Югославия), основными чертами которой признаются: добровольное объединение субъектов в федерацию; субъекты федерации являются национальными государствами или государствоподобными образованиями; федерация обеспечивает суверенитет входящих в нее наций; высшие органы федерации формируются из представителей ее субъектов; конституционно закрепляется право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства. Б. По форме возникновения: договорные федерации (ОАЭ, Швейцария); конституционные федерации (Мексика). В. По структуре: Ø симметричные федерации (Австрия, ФРГ), все субъекты которых обладают равным статусом; Ø асимметричные федерации (Россия, США), в которых существуют административные образования, не являющиеся субъектами федерации или сами субъекты обладают различным статусом. Г. По степени централизации: Ø интеграционные федерации (Индия), для которых характерна высокая степень централизации управления при сохранении национальных и культурных особенностей субъектов федерации; Ø деволюционные федерации (Бельгия), являющиеся относительно децентрализованными, субъекты которых обладают различным правовым положением. 3. Автономия – это представление определенной части государства внутреннего самоуправления и самостоятельности в решении местных вопросов. Существует несколько способов создания автономий: по решению высших органов власти (Франция); в результате проведения референдума и последующего принятия закона (Филиппины). Государствоведение выделяет следующие виды автономий: А. По этническому проживанию народов: Ø персональная автономия, создаваемая при разрозненном проживании представителей определенной народности для образования национальных объединений, решающих вопросы культуры (Австрия, Венгрия); Ø корпоративная автономия, создаваемая для определенных лингвистических групп, которым предоставляются льготные условия при осуществлении их конституционных прав (Индия); Ø территориальная автономия, создаваемая в случае компактного проживания какой-либо народности, отличающейся особенностями от основной нации (Франция). Б. По объему полномочий: политическая, основными чертами которой признаются обладание правом законодательной инициативы, существование местного парламента и формирование местных органов исполнительной власти (Италия); административная, характерными признаками которой являются участие во внешнеполитической деятельности, комплектование местного государственного аппарата из представителей коренной национальности и ведение делопроизводства на местном языке (Индия, Китай); национально-культурная, которой присуще обучение на национальном языке и поощрение развития культурных организаций. 4. Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Признаками конфедерации являются: ü отсутствие общих органов власти; ü отсутствие единой армии и финансовой системы; ü сохранение гражданства стран-участниц конфедерации; ü самостоятельные денежные системы и таможня; ü конфедерация носит временный характер. Формально конфедерацией является Швейцария, но фактически она представляет собой децентрализованную федерацию. Последняя конфедерация существовала в Западной Африке 1982 – 1989 гг. (временное объединение Гамбии и Сенегала). 5. Регионалистское государство (Испания, Италия). Это такое государство, вся территория которого состоит из автономных образований. Его признаками выступают следующие: право регионов издавать собственные законы; принятие регионами статутов об автономии, которые утверждаются общегосударственным парламентом; создание местных органов исполнительной власти, формируемых региональными парламентами. Изучая политический режим в современных государствах, следует исходить из того, что единого подхода к его сущности не существует. Часть исследователей придерживается мнения о том, что «политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти» (А.И. Демидов, К.С. Гаджиев), другие придерживаются мнения, что это «государственный режим», под которым понимается «определенный правовой порядок функционирования государства, те или иные правовые формы, процедуры, приемы, способы и методы осуществления государственной власти» (В.С. Нерсесянц). Политический режим включает следующие параметры: · степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также способы такого формирования; · соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; · гарантированность прав и свобод личности; · характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; · степень реализации политической власти непосредственно народом; · положение СМИ, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; · место и роль негосударственных структур в политической системе общества; · соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; · характер правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц; · тип политического поведения; · характер политического лидерства; · учет интересов меньшинства при принятии политических решений; · доминирование определенных методов для осуществления политической власти; · степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; · принципы взаимоотношений общества и власти; · политическое и юридическое положение в обществе силовых структур государства. Можно выделить следующие типы политических режимов: 1. Тоталитарный режим – это система монопольно сконцентрированной власти, объем и пределы которой общество не способно контролировать правовыми средствами, а отдельные лица не могут легально оспаривать применение власти, когда они нуждаются в защите своих прав и интересов. В своем развитии тоталитарный режим проходит несколько последовательных стадий: · предтоталитарный авторитаризм; · идеологизированный тоталитаризм; · бюрократический тоталитаризм. Идеологизированная стадия является высшей ступенью развития тоталитарного режима и характеризуется следующими признаками: · господство одной партии и ее слияние с государством; · огосударствление всех сфер общественной жизни; · всеохватывающее планирование и контроль за личностью с помощью политической полиции и псевдодобровольных организаций; · наличие официальной идеологи и идеологическая легитимация власти; · вождизм; · мобилизационное участие масс в политике; · массовый террор как способ управления обществом; · внеправовые и антиправовые способы регулирования общественных отношений. 2. Авторитарный режим – это вид политического режима, при котором государство ограничивает возможности населения в сфере политической жизни. Классификации авторитарных режимов могут осуществляться по различным критериям: А. По целевой установке: а) Либерально-авторитарный (модернистский) режим (Таиланд). Его характерными чертами являются: направленность на модернизацию страны; наличие правящей партии; невмешательство государства в экономику или ее стимулирование путем создания льгот для инвестиций; наличие официальной идеологии; существование легальной оппозиции. б) Консервативный (традиционалистский) авторитаризм (Оман). Его признаками признаются: ü отсутствие официальной идеологии; ü ограниченный плюрализм; ü неучастие масс в политике; ü субъектами политики являются институционные группы (армия, бюрократия и церковь); ü эпизодические репрессии по отношению к населению. Б. По характеру правящей элиты: ü традиционный режим; ü соревновательная олигархия; ü военный режим; ü популистский режим. 3. Демократический режим – это основанная на устойчивом общественном согласии, демонополизированная власть, осуществляемая как правление большинства, связанное условиями законности и ограниченное правами меньшинства, гражданскими и местными свободами. Можно выделить две формы демократического режима: Ø демократия участия (непосредственная демократия); Ø демократия поддержки (либеральная демократия). Признаками демократического режима являются: ü свобода личности в сфере экономической деятельности; ü юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина; ü эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти; ü конституционная защита личности от произвола власти; ü разделение властей; ü учет интересов меньшинства при принятии решений большинством; ü политическое разрешение конфликтов; ü многообразие мнений в обществе; ü деятельность государства основана на правовом законе.
Тема 5. Политическая система общества. Государство и личность Рассматривая политическую систему общества, следует исходить из существования различных подходов к этому феномену. а. «Политическая система – характер организации власти в соответствующем обществе и государстве, система ее институтов, соотношение государственных и общественных начал у правлении публичными делами, положение личности, реальный политический режим». (С.А. Авакьян). б. «Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства» (А.И. Демидов). Рассматривая структуру политической системы общества, следует выделять такие ее компоненты, как: · совокупность политических объединений (государство, политические партии и движения); · политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы; · политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны; · политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы; · политическая деятельность, охватывающая деятельность конкретных людей как представителей или членов политических объединений. Необходимо выявить критерии, позволяющие обосновать и уточнить сущность политической системы общества: · генетический подход позволяет выявить социально-экономические факторы, влияющие на политическую систему; · институциональный подход позволяет установить реальные во времени и пространстве характеристики политических явлений; · системный подход дает возможность представить политические явления в виде целостной системы; · субстанциональный (сущностный) подход помогает выявить первооснову всех политических явлений, а именно – категорию «власть»; · конкретно-исторический подход позволяет выделить реальные основы функционирования политической системы в зависимости от исторических традиций той или иной страны. Исследуя закономерности развития политической системы общества, нужно учитывать, что они представляют собой объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия. Необходимо внимание на внутренние и внешние факторы, влияющие на политическую систему, используя при этом как диалектический, так и синергетический подходы. Говоря о месте государства в политической системе общества, следует исходить из нижеперечисленных положений: · государство можно рассматривать как организационную форму, союз людей, объединившихся для совместного проживания; · государство выступает в качестве альтернативы анархическому состоянию общества; · государство в силу социального расслоения общества выступает организацией экономически господствующего класса (группы, слоя); · государство выступает в качестве арбитра в разрешении противоречий между социальными группами; · государство выступает как важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. Исследователи выделяют несколько моделей политической системы: 1. Командная (СССР, Китай, Куба). Она ориентирована на использование силовых, принудительных методов в управлении. 2. Соревновательная (США). Она характеризуется свободным противоборством различных социальных и политических сил. 3. Социопримирительная (страны Западной Европы). Она нацелена на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов. 4. Традиционалистская (страны мусульманского мира). На этой системе мы остановимся несколько подробнее. Мусульманская теория государства начала складываться в XI – XIV вв. и развивалась в рамках доктринал ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|