Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ результатов 2 этапа исследования (опытно-экспериментальное исследование)

 

Для определения особенностей проявления отчуждения в различных сферах жизни у подростков с делинквентным (группа I) и неделинквентным (группа II) поведением нами был проведен сравнительный анализ показателей обеих групп по критерию Манна-Уитни. Проведенный анализ показал наличие достоверных различий на уровне менее 1% ошибки по следующим переменным: общий показатель отчуждения, отчуждение от общества, отчуждение от учебной деятельности, отчуждение в межличностных отношениях, отчуждение в семье, отчуждение от себя. Опираясь на сравнения средних значений по указанным шкалам групп I и II, мы получили степень выраженности отчуждения в различных сферах жизнедеятельности у подростков с делинквентным и неделинквентным поведением (рис.3).

 

Рис. 3. Степень выраженности отчуждения в различных сферах жизнедеятельности у подростков с делинквентным и неделинквентным поведением

 

Анализ профилей выраженности сфер отчуждения у испытуемых обеих групп со всей очевидностью показал, что степень выраженности отчуждения у подростков с делинквентным и неделинквентным поведением различна. У испытуемых I группы отчуждение имеет более высокие показатели во всех выявленных нами сферах. Особо следует выделить следующие результаты:

1. У испытуемых II группы показатели отчуждения практически во всех сферах ниже среднего уровня, за исключением отчуждения от учебной деятельности (средний уровень);

2. У испытуемых I группы показатели отчуждения от общества и в межличностных отношениях находятся в диапазоне средних значений, а показатели отчуждения от себя, в семье и от учебной деятельности достигают высокого уровня.

Исходя из полученных результатов, мы делаем вывод, что для проявления делинквентности важным является не просто наличие у подростка отчуждения, а наличие отчуждения в определенных сферах. Судя по полученным данным, особенно важными предпосылками делинквентности являются отчуждение от себя и отчуждение в семье. Как было показано выше, отчуждение в этих сферах начинает формироваться у ребенка в раннем детстве как результат его неадекватного «отражения» родителями. Результаты анализа дают основание для утверждения, что чем выше уровень отчуждения именно в этих двух сферах, тем выше вероятность проявления его в сфере общественных отношений и, как следствие, тем больше у подростка склонность к делинквентному поведению.

Более низкий уровень отчуждения подростков в сфере межличностных отношений можно объяснить тем, что именно в этом возрасте общение со сверстниками начинает выходить за пределы учебной деятельности и школы, включать новые интересы и области отношений. Общение с товарищами приобретает для подростка столь высокую ценность, что на второй план отодвигаются и учебная деятельность, и общение с родными. Однако результаты проведенного нами анализа показывают, что уровень отчуждения в межличностных отношениях у делинквентных подростков все же достаточно высок. Это связано с тем, что делинквентные подростки во взаимоотношениях со сверстниками, общение с которыми в силу возрастных особенностей становится для них наиболее ценным и значимым, не чувствуют себя уверенно и опасаются оказаться не принятыми или не признанными.

Результаты анализа показывают, что у делинквентных подростков также достаточно высок уровень отчуждения от общества. Полагаем, что этому во многом способствуют возрастные особенности. По данным возрастной психологии, центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок. Действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. У подростка в этом возрасте появляется обостренное чувство собственного достоинства, он начинает сознавать себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Права взрослых подросток склонен ограничивать, а свои – расширять. Возможно поэтому стремление подростков перейти в группу взрослых порою наталкивается на неприятие, и потому они оказываются в положении «уже не с детьми», но «еще не со взрослыми». Безусловно, такая ситуация способна обострить у подростка отчуждение, сформировавшееся на более ранних этапах развития.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.