Здавалка
Главная | Обратная связь

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

Современный подход к диагностике познавательного раз­вития детей раннего и дошкольного возраста

Актуальность и задачи психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста

Психологические основы диагностики познаватель­ного развития детей раннего и дошкольного возра­ста.

Методика проведения обследования и критерии его оценки.

Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста .

Особенности развития детей раннего возраста с пси­хофизическими нарушениями

Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количе­ственная оценка действий ребенка 2--3 лет Результаты психолого-педагогического обследования детей раннего возраста

Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста 3--5 лет

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Особенности психического развития умственно от­сталых детей дошкольного возраста .

Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количе­ственная оценка действий ребенка 3--4 лет

Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количе­ственная оценка действий ребенка 4--5 лет

Результаты психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста 3--5 лет .

Педагогическое обследование слуха детей дошкольного возраста 3--5 лет

Обследование слуха говорящих детей

Обследование слуха неговорящих детей

Обследование речевого развития детей 3--4 лет

Обследование речевого развития детей 4--5 лет

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ранняя диагностика нарушений познавательной дея­тельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться кор­рекция и компенсация нарушений, а в некоторых случа­ях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития. Необходимость ранней диагностики определяет­ся важнейшим свойством нервной системы ребенка — пла­стичностью, т. е. нервная система молодого организма гиб­ко реагирует на воздействие извне.

Проблема диагностики умственной отсталости и отгра­ничения ее от сходных состояний была отражена в тру­дах отечественных дефектологов (Л. С. Выготский, 1935; А. Р. Лурия, 1976; А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, С. Д. Забрамная, 1981, 1995, 1998; Э. И. Леонгард, 1972; В. И. Лубовский, 1989 и др.).

Значению своевременной коррекционной работы уделе­но много внимания в трудах Л. С. Выготского. Он пока­зал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которые определенный процесс, конкретная функция фор­мируются более быстро и, что особенно ценно, имеют вы­сокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой пе­риод добиться подобной полноценности практически невозможно.

Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста яви­лись положения отечественных психологов о том, что пси­хика ребенка развивается через усвоение и присвоение об­щественного опыта в процессе активной деятельности ребенка. При этом учитывалось, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, а в дошколь­ном — игровая, в недрах, которых и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи.

При подходе к отбору методик для психолого-педагоги­ческого обследования учитывался тот факт, что для ре­бенка раннего возраста ведущим способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взросло­го. Это возможно тогда, когда ребенок готов и может со­трудничать, т. е. у него имеется желание выполнять за­дание, предложенное взрослым.

При оценке действий ребенка важной теоретической основой явилась концепция Л. С. Выготского о двух уров­нях умственного развития: актуальном (достигнутом к на­стоящему моменту) и потенциальном (связанным с зоной ближайшего развития). Последний определяется способно­стью ребенка в сотрудничестве со взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь, таким образом, на более высокую ступень умственного развития. При этом наличие более широкой зоны ближайшего развития у кон­кретного ребенка является особенно надежным (по срав­нению с актуальным запасом знаний и умений) призна­ком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость этого критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференци­ально-диагностическое значение с точки зрения различе­ния детей с задержкой психического развития и умствен­но отсталых.

Предлагаемые методики направлены на изучение уровня познавательного развития детей раннего возраста 2—3 лет и дошкольного возраста 3—7 лет и позволяют определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятие задания, способы его решения, обучае­мость во время диагностического обследования, отноше­ние к результату своей деятельности.

Разносторонность диагностирования познавательного развития детей 2—7 лет позволяет обнаружить отклоне­ния и определить стратегию коррекционного воздействия.

Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществ­лять контроль за ходом психического развития детей, вос­питывающихся и обучающихся в различных условиях, и своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияю­щие на формирование их психики. Такой подход направ­лен на коррекцию познавательной деятельности, личност­ных качеств и готовность к школьному обучению.

Данная работа основана на многолетнем опыте иссле­довательской и практической деятельности психолого-ме­дико-педагогического консультирования детей раннего и дошкольного возраста в ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.