СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСтр 1 из 6Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие Современный подход к диагностике познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста Актуальность и задачи психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста Психологические основы диагностики познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Методика проведения обследования и критерии его оценки. Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста . Особенности развития детей раннего возраста с психофизическими нарушениями Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 2--3 лет Результаты психолого-педагогического обследования детей раннего возраста Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста 3--5 лет Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста Особенности психического развития умственно отсталых детей дошкольного возраста . Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 3--4 лет Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 4--5 лет Результаты психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста 3--5 лет . Педагогическое обследование слуха детей дошкольного возраста 3--5 лет Обследование слуха говорящих детей Обследование слуха неговорящих детей Обследование речевого развития детей 3--4 лет Обследование речевого развития детей 4--5 лет ПРЕДИСЛОВИЕ Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка — пластичностью, т. е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне. Проблема диагностики умственной отсталости и отграничения ее от сходных состояний была отражена в трудах отечественных дефектологов (Л. С. Выготский, 1935; А. Р. Лурия, 1976; А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, С. Д. Забрамная, 1981, 1995, 1998; Э. И. Леонгард, 1972; В. И. Лубовский, 1989 и др.). Значению своевременной коррекционной работы уделено много внимания в трудах Л. С. Выготского. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которые определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и, что особенно ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться подобной полноценности практически невозможно. Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста явились положения отечественных психологов о том, что психика ребенка развивается через усвоение и присвоение общественного опыта в процессе активной деятельности ребенка. При этом учитывалось, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, а в дошкольном — игровая, в недрах, которых и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи. При подходе к отбору методик для психолого-педагогического обследования учитывался тот факт, что для ребенка раннего возраста ведущим способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это возможно тогда, когда ребенок готов и может сотрудничать, т. е. у него имеется желание выполнять задание, предложенное взрослым. При оценке действий ребенка важной теоретической основой явилась концепция Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития: актуальном (достигнутом к настоящему моменту) и потенциальном (связанным с зоной ближайшего развития). Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь, таким образом, на более высокую ступень умственного развития. При этом наличие более широкой зоны ближайшего развития у конкретного ребенка является особенно надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость этого критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых. Предлагаемые методики направлены на изучение уровня познавательного развития детей раннего возраста 2—3 лет и дошкольного возраста 3—7 лет и позволяют определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятие задания, способы его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности. Разносторонность диагностирования познавательного развития детей 2—7 лет позволяет обнаружить отклонения и определить стратегию коррекционного воздействия. Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей, воспитывающихся и обучающихся в различных условиях, и своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики. Такой подход направлен на коррекцию познавательной деятельности, личностных качеств и готовность к школьному обучению. Данная работа основана на многолетнем опыте исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей раннего и дошкольного возраста в ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|