Здавалка
Главная | Обратная связь

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



В отечественной специальной психологии дифференци­альная диагностика строится на основе комплексного пси­холого-педагогического и клинического изучения ребенка.

Специфика психолого-педагогического обследования за­ключается в системном анализе явлений детского разви­тия. Это изучение социальной ситуации развития ребен­ка, рассмотрение иерархии деятельности и психологи­ческих новообразований в сфере сознания и личности ре­бенка. Решение любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успеш­ным без внимательного рассмотрения их под углом зре­ния содержания и условий конкретного возрастного эта­па, без учета закономерностей онтогенеза в целом.

При разработке диагностических вопросов и проблем возрастного консультирования детей опорой являются тео­ретический базис и практический опыт, который накоп­лен в области возрастной и специальной психологии. Про­цесс психического развития ребенка рассматривается в системе понятий Л. С. Выготского: источник, движущие силы развитияи условия воспитания.Такой подход от­ражает специфику психического развития человека как индивида по своей природе социального, активного и деятельностного. Индивидуальные формы психической дея­тельности формируются на основе процесса усвоения и присвоения ребенком опыта человеческих поколений, на основе овладения многообразными средствами и способа ми ориентации в сфере человеческих отношений и пред­метной практики.

Усвоение общественного опыта не сводится к приобре­тению ребенком знаний и умений или совокупности куль­турных навыков. Это гораздо более глубокий процесс, включающий в себя формирование потребностей и способ­ностей ребенка как целостной личности.

Общеизвестно, что психическое развитие ребенка есть единство биологического и социального факторов. На каж­дом возрастном этапе усвоение им человеческого опыта происходит различно, что в известной мере определяется степенью биологического созревания. На каждом возраст­ном этапе сочетание биологического и социального изме­няется, вступает в новые взаимоотношения, что находит свое выражение в сочетании уровней физического и пси­хического развития.

Необходимым условием развития ребенка является пол­ноценность и сохранность нейроанатомических структур, тонких физиологических механизмов мозговой деятельно­сти (так же как и органов чувств, двигательной системы и, по сути дела, всех других функциональных систем ор­ганизма). Необходимо подчеркнуть, что формирование морфофункциональных систем мозга, обеспечивающих выс­шую нервную деятельность, возможно лишь при условии развития соответствующей специально организованной ак­тивной деятельности ребенка, имеющей выражение во внешней среде. Только в этом случае нормально функци­онирующий мозг открывает возможность для формирова­ния любой специфической способности человека.

Усвоение общественного опыта происходит в процессе активной деятельности самого ребенка — общения, пред­метной деятельности, игры, учения и др. В противоречи­ях, порождаемых собственной активностью ребенка в ми­ре, и заключены подлинные движущие силы его развития. 13 то же время для анализа процессов индивидуального развития особенно важно то, что структура деятельности ребенка может быть качественно различной, при этом та или иная организация складывается не спонтанно и само­произвольно, а в зависимости от определенных социаль­ных условий. К числу таких условий, необходимых для психического развития и потому требующих в индивиду­альном психологическом анализе первостепенного внима­ния, как известно, относится общение. Начиная с самых ранних этапов онтогенеза, оно приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного практиче­ского взаимодействия ребенка со взрослым.

В соответствии со сменой возрастных этапов развития у ребенка на первом этапе формируются совместные действия со взрослыми, на втором — по подражанию. Впо­следствии они уступают место самостоятельной деятель­ности и со временем приобретают характер творчества. Поэтому при консультировании перед родителями раскры­ваются те или иные особенности ребенка, отражающие конкретную систему его взаимоотношений со взрослыми. Связи между ребенком и взрослым не являются раз и на­всегда данными, так как для психического и личностного развития ребенка необходима своевременная их пере­стройка на каждом возрастном этапе. Например, в мла­денческом возрасте ведущим является эмоционально-поло­жительное общение ребенка со взрослым, формой про­явления которого становится «комплекс оживления». В дальнейшем оно сменяется предметно-действенным, а затем и речевым общением.

Психическое развитие ребенка и становление его лич­ности теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания. Известно, что формирование представлений об окружающей действительности происходит двумя путя­ми: стихийно-практическим взаимодействием ребенка с окружающим миром и со сверстниками и целенаправлен­ным обучением, организованным взрослым. Оба пути — каждый по-своему — вносят свой вклад в организацию психики ребенка. Таким образом, возникает необходимость анализа всех его представлений об окружающей действи­тельности. Значение оптимальных способов организации активности ребенка взрослым нередко превосходит роль природных способностей, и, напротив, самые благоприят­ные предпосылки могут остаться нереализованными при отсутствии адекватных форм организации самостоятель­ной деятельности и общения ребенка.

Итак, основной подход генетической теории, определя­ющей стратегическую линию разработки многих практи­ческих вопросов, состоит, исходя из положений приклад­ной детской психологии, в осуществлении контроля за ходом и содержанием, а также за условиями психическо­го развития ребенка и в оказании помощи по организа­ции оптимальных форм его деятельности и общения.

Дошкольное детство — большой и ответственный пери­од психического развития ребенка. Это возраст первона­чального фактического формирования личности. Как по­казывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно раз­виваются все психические функции, формируются слож­ные виды деятельности, например игра, общение со взрос­лыми и сверстниками, но и закладывается фундамент познавательных способностей. В личностной сфере форми­руются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития до­школьника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный характер. С од­ной стороны, некоторые нежелательные проявления оказываются преходящими, временными и постепенно, по ме­ре взросления, ребенок теряет их, а с другой стороны, именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Полое того, многочисленные факты свидетельствуют о том, что если соответствующие интеллектуальные или эмоцио­нальные качества по тем или иным причинам не получа­ют должного развития в раннем возрасте, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас и невозможным.

Современный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста опирается на положения отечественной психологии о том, что в основе развития ребенка лежит овладение им разными видами познава­тельных ориентировочных действий, ведущее место среди которых занимают перцептивные и мыслительные. Обра­зование перцептивных и мыслительных действий у детей происходит посредством интериоризации внешних, мате­риальных, ориентировочных действий, когда, обследуя предметы, некоторые природные явления, они выделяют их свойства и устанавливают отношения между ними по­средством различного рода реальных манипуляций. В свою очередь, внешние ориентировочные действия либо возни­кают внутри практической деятельности в результате пре­образования практических действий в побуждающие, ори­ентировочные, либо усваиваются ребенком в ходе обучения.

На каждом возрастном этапе ребенок овладевает позна­вательными действиями определенного типа. Итак, умст­венное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику. Последняя в конечном счете опре­деляется более общей логикой развития личности ребен­ка, изменением места, занимаемого им в системе общественных отношений, и сменой видов деятельности, внутри которых формируются познавательные действия.

Развитие восприятия включает в себя два взаимосвя­занных аспекта: с одной стороны, формирование и совер­шенствование представлений о разновидностях каждого свойства предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов; с другой — формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для исполь­зования эталонов при анализе свойств реальных предметов. Особый интерес для нас представляли данные, касающиеся типов перцептивных действий, складывающихся в раннем и дошкольном детстве.

Таким образом, в основе психолого-педагогической диагностики детей раннего и дошкольного возраста лежит идея понимания познавательных психических процессов как ориентировочных действий, направленных на обсле­дование предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений. Именно ориентировочное позна­вательное действие является основной структурной едини­цей познания.

Известны несколько типов перцептивных действий, раз­личающихся в зависимости от особенностей соотношения между свойствами обследуемых предметов и применяемы­ми в процессе обследования сенсорными эталонами.

Для дошкольного возраста в развитии познавательных действий характерна система показателей умственного раз­вития ребенка, включающая степень сформированности пяти типов познавательных действий: трех типов перцеп­тивных (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка) и двух типов интеллек­туальных (образное и логическое мышление).

Современная диагностика нарушений в развитии детей учитывает ряд принципов, важнейшим из которых яв­ляется принцип комплексного подходак изучению ребен­ка. Он означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка и охватывает не только познавательную деятельность, но и поведение, эмо­ции, а также состояние зрения, слуха, двигательной сфе­ры, неврологический статус, соматическое состояние. Сле­довательно, психолого-педагогическое изучение ребенка составляет органическую часть диагностической системы, часть комплексного подхода к обследованию ребенка.

Диагностика познавательного развития детей показыва­ет их реальные достижения, сложившиеся в ходе воспи­тания и обучения, с учетом ведущей роли обучения для развития психики. При этом следует иметь в виду, что в случаях нарушений в психическом развитии необходимо применять не только метод психолого-педагогического эксперимента,но и другие методы: изучение истории развития ребенка, наблюдение за его поведением и игрой;в более сложных случаях необходимо клиниче­ское, нейрофизиологическое, патопсихоло­гическое и другое изучение.

Следующим важным положением современного подхода к диагностике аномального развития в целях опреде­ления направлений коррекционного обучения является принцип целостного системного изученияребенка.

Целостный системный анализ в процессе психолого-пе­дагогической диагностики предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений психического развития, но и связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных нарушений пли отклонений в психическом развитии, т. е. взаимосвязанную систему нарушений — первичных, вторичных и т.д.

Существенное значение в диагностике нарушений в развитии ребенка имеют также принцип динамического изу­чения ребенка и принцип качественного анализа получен­ных данных.

Принцип динамического изученияопирается на кон­цепцию Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка — актуальном и потенциальном, т. е. зоне ближайшего развития. Это возможно определить в про­цессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действия.

В отечественной психологии признана определенная по­следовательность стадий развития, которые не могут опе­режать друг друга. Существует возрастная периодизация, па которую необходимо ориентироваться при изучении ре-ненка. Поэтому при организации условий и методов диа­гностического обследования следует учитывать принцип возрастных особенностей детского развития.

Принцип качественного анализа данных,получаемых в процессе психологической диагностики, включает в себя отношение испытуемого к заданиям, способы ориентиров­ки в условиях задания, характер его ошибок, отношение к результату своей деятельности. При этом необходимо определить уровень как психического развития ребенка, так и его личностных особенностей. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных.

Из сказанного следует: во-первых,необходимость при­менения при диагностике различных методик, заданий, определяющих диапазон количественных различий, а во-вторых,важность сочетания количественного и качествен­ного подходов к анализу данных, показатели которых вза­имосвязаны.

Учитывая вышеизложенный современный подход к ди­агностике психического развития и комплексный харак­тер изучения нарушений и отклонений в развитии ре­бенка, определены основные параметры оценки познава­тельной деятельности ребенка: принятие задания, способы выполнения задания, обучаемость в процессе обследования, отношение к результату своей деятельности. Эти параметры составляют качественную оценку результатов об" следования детей.

Такой подход к оценке действий ребенка позволяет определить не только актуальныйуровень развития, но ипотенциальный, т. е. зону ближайшего развития.Это, в свою очередь, дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребенка.

Исходным положением коррекционно-педагогической работы является принцип единства диагностики и кор­рекции отклонений в развитии.Основными задачами кор­рекции психического развития ребенка являются:

• профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития;

• коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и усло­вий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка, которые могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза разви­тия, определяемого понятием «зона ближайшего раз­вития».

От первичных нарушений и степени их выраженности зависит содержание коррекционно-педагогической работы по умственному воспитанию, развитию личности и профи­лактике вторичных отклонений. Неотъемлемой частью коррекционной работы является также эффективное лечение соматических и нервно-психических заболеваний, оказа­ние психиатрической помощи при наличии поведенче­ских, личностных, психопатических проявлений.

Психолого-медико-педагогическое кон­сультирование детей проводится поэтапно.

Этап 1.Специалист проводит краткую беседу с родите­лями, выслушивая и фиксируя первые жалобы.

Этап 2.Посвящен обследованию ребенка. Сначала изу­чается уровень познавательной деятельности, затем при необходимости проводится обследование слуха и в заклю­чение проводится обследование речи.

Выбор методик для обследования познавательной сферы детей раннего и дошкольного возраста обусловлен их воз­растными особенностями и поведением в новых условиях. Специалисты обращают внимание на то, как ребенок вхо­дит в экспериментальную комнату: держась за руку мате­ри (отца); самостоятельно; охотно или неохотно, отворачи­ваясь от новых взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимание, и т. д.

Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в но кой обстановке, подсказывают стратегию выбора следу­ющего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнитель­ных приемов для установления эмоционального контакта ребенка с новым взрослым.

Этап 3.Собираются анамнестические сведения о разви­тии ребенка. Уточняются условия воспитания в младенче­ском и раннем возрасте, микроклимат в семье, понима­ние родителями проблем развития ребенка.

Этап 4.Даются рекомендации по изменению условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Рекомендации "УДУТ тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возмож­ности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы с ребенком, навыками семейного общения.

Этап 5.Составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.