Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ЕГО ОЦЕНКИ



Диагностика познавательного развития показывает ре-ильные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспи­тания и обучения. При этом следует иметь в виду, что в случаях серьезных недостатков в умственном развитии не­обходимо применить не только метод психолого-педагоги­ческого эксперимента, но и другие методы: изучение ис­тории развития ребенка; наблюдение за поведением и игрой. В более сложных случаях требуется клиническое, нейрофизиологическое, патопсихологическое изучение ребенка и т. п.

Основными параметрами оценки познавательной дея­тельности детей раннего идошкольного возраста счита­ются:

• принятие задания;

• способы выполнения задания;

• обучаемость в процессе обследования;

• отношениек результату своей деятельности.

 

Принятие задания,т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого вы­полнения, является первым абсолютно необходимым усло­вием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.

Способы выполнения задания.При обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (воз­можно диагностическое обучение); самостоятельное выпол­нение задания после обучения. При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются: хаотичные действия; метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания); метод зрительной ориентировки.

Под адекватностью действий понимается со­ответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие си­лой или хаотичные действия без учета свойств предметов.

Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умст­венного развития ребенка.

Обучаемость в процессе обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы следующие виды помощи:

• выполнение действия по подражанию;

• выполнение задания по подражанию с использовани­ем указательных жестов;

• выполнение заданий по показу с использованием ре­чевой инструкции.

Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрос­лому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия:

количество показов выполнения задания не должно пре­вышать трех раз;

речь взрослого служит указателем цели данного зада­ния и оценивает результативность действий ребенка;

обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенци­альных возможностях; отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интел­лекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Отношение к результату своей деятельности.Заинтере­сованность в собственной деятельности и конечном резуль­тате характерны для нормально развивающихся детей; безразличное отношение к тому, что делает, и к полученно­му результату — для ребенка с нарушениями интеллекта.

Количественная оценка.Все указанные выше парамет­ры нашли отражение в балльной оценке познавательного развития детей.

При анализе результатов обследования основное внима­ние следует уделять оценке возможностей ребенка в пла­не принятия помощи, т. е. его обучаемости.

Количественная оценка в баллах производится следую­щим образом:

1 б а л л ставится в тех случаях, когда ребенок не со­трудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отно­шению к заданию и не понимает его цели.

2 б а л л а ставится в тех случаях, если ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стре­мится достичь цели, но самостоятельно выполнить зада­ние не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.

3 б а л л а ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем пе­реходит к самостоятельному способу выполнения задания.

4 б а л л а ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выпол­нения.

Суммарное количество баллов, полученных при выпол­нении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34—40).

Важно отметить, что в случаях обнаружения отстава­нии в умственном развитии ребенок должен быть обследование психоневрологом или невропатологом.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.