Здавалка
Главная | Обратная связь

ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ



 

 

Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследо­вание детей 2—3-летнего возраста (см. табл. 1).

Таблица 1

Задания для обследования детей

раннего возраста

 

№ |/п Наименование задания   Возраст детей
2-2,5 года   2—2,5 года 2,5-3 года
Поймай шарик + +
Спрячь шарики: в две коробочки в три коробочки + +

 

Разбери и сложи матрешку: двусоставную трехсоставную + +
Разбери и сложи пирамидки: из трех колец из четырех колец + +
Найди парные картинки: две четыре + +
Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый или белый) с четырьмя (красный, желтый или бе­лый, зеленый, синий) + +
Сложи разрезные картинки: из двух частей из трех частей + +
Построй из палочек: молоточек (из двух палочек) домик (из трех палочек) + +
Достань тележку: скользящая тесемка скользящая и одна ложная тесемка + +
Нарисуй: дорожку домик + +

 

 

Примечание. Для проведения обследования необходимо иметь по два детских столика и стульчика, а также: 1) желобок с шариком; 2) три коробочки четырехуголь­ной формы одного цвета, разные по величине, с соответ­ствующими крышками; три разных по величине шарика одного цвета; 3) две матрешки (трехсоставные); 4) две пи­рамидки — из трех и четырех колец одного цвета; 5) две пары предметных картинок; 6) восемь цветных куби­ков — по два красных, синих, желтых (белых), зеленых;, 7) разрезные картинки: первая пара — одна из предмет­ных картинок разрезана на две части, вторая пара — од­на из картинок разрезана на три части; 8) десять плоских палочек одного цвета; 9) тележка с кольцом, через которое продета тесемка; 10) карандаш, бумага. (Номера пунктов соответствуют номерам заданий.)

При анализе результатов обследования основное внима­нии надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.

Многие дети раннего возраста с отклонениями в умственном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания имеют невербальную форму выполнения.

Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности — от наиболее легких к более сложным.

Отдельные задания дублируются, т. е. дается несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, на­пример необходимость проявления определенного мышеч­ного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).

Задание предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету.

Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка, поэтому при необходимости надо провести обследование слуха и зрения.

 

 
 

 


 

 

1. ПОЙМАЙ ШАРИК. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на
выявление понимания ребенком словесной инструкции
умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики.

Оборудование: желобок, шарик.

Проведение обследования: психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.

Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; желание сотрудничать (играть со взрослым; отношение к игре; результат; отношение результату.

2. СПРЯЧЬ ШАРИКИ. Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также на­личия соотносящих действий.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующи­ми крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

 

 

 

Процедура обследования: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним расположенные на некотором расстоянии от коробочек Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой закроем большую коробку, а маленькой крышкой – маленькую коробку».После обучения ребенку предлагают выполнить задания самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; понима­ние речевой инструкции; способы выполнения — ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат.

3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ. Задание направлено
на появление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) мат­решки.

Проведение обследования: психолог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется состоятельно, проводится обучение.

Обучение: психолог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на мат­решку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую мат­решку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы исполнения; обучаемость; отношение к результату; пони­кшие указательного жеста; наличие соотносящих действий; результат.

 

4. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКИ. Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колечек.

Проведение обследования: психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам просит повторить.

Обучение: Если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно одеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы исполнения; обучаемость; отношение к результату; пони­кшие указательного жеста; наличие соотносящих действий; результат.

 

5.НАЙДИ ПАРНЫЕ КАРТИНКИ.Задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

Оборудование: две (четыре) пары предметных картиной (грибок, дом, зонтик, бабочка).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 1—8.

Проведение обследования: перед ребенком кладут две
предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые.

Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку просит показать такую же.

Обучение: если ребенок не выполняет задание, то емэд показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется ука­зательный жест.

Оценка действий ребенка: принятие задания; осуще­ствление выбора; понимание жестовой инструкции; обуча­емость; результат; отношение к своей деятельности.

 

6. ПОИГРАЙС ЦВЕТНЫМИ КУБИКАМИ.Задание направ­лено на выявление умений ребенка выделять цвет какпризнак, различать и называть цвета.

Оборудование: цветные кубики (четыре цвета) — два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих.

Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назо­ви, какого цвета этот кубик».

Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к сво­ей деятельности.

 

6. ПОИГРАЙС ЦВЕТНЫМИ КУБИКАМИ.Задание направ­лено на выявление умений ребенка выделять цвет как
признак, различать и называть цвета.

Оборудование: цветные кубики (четыре цвета) — два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих.

Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назо­ви, какого цвета этот кубик».

Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слов} два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение
ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия
цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к сво­ей деятельности.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 9—12.

Проведение обследования: взрослый показывает ребен­ку две (три) части разрезной картинки и просит: «Сложи картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и пред­лагает ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к сво­ей деятельности.

8. ПОСТРОЙИЗ ПАЛОЧЕК(молоточек или домик). За­дание направлено на выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу.

Оборудование: четыре (шесть) плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования

Проведение обследования: перед ребенком строят из палочек молоточек или домик и просят: «Построй, как у меня».

Обучение: если ребенок по показу не может сконструировать молоточек (домик), педагог просит: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагает ребенку выполнить задание.

Оценка действий ребенка: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу); обучаемость; резуль­тат; отношение к результату.

 

9. ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ.Задание направлено на выявле­ние уровня развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесемку).

Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесемка; в другом случае рядом со скользящей тесемкой — ложная.

Проведение обследования: перед ребенком (на другом конце стола) стоит тележка, до которой он не может дотянуться рукой, но в зоне его досягаемости находятся два конца тесемки, разведенные между собой на расстояние 50 см. Ребенка просят достать тележку.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.