Понятие о структуре управления предприятием
Понятие об управлении Взаимосвязь между основными функциями менеджмента и главная задача руководства Управление - это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, мотивации и контроля над организационными ресурсами (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента Главная задача руководства - достичь стоящих перед организацией целей с наименьшими издержками и за кратчайшие сроки. При решении этой задачи теория и практика менеджмента строятся на пяти основных принципах: - планирование и выработка решения: определение целей организации и принятие наиболее эффективных решений; - организация:оптимальное распределение сил и ресурсов; - мотивация: стремление, чтобы все члены организации работали с наибольшей отдачей; - контроль и корректировка текущей работы: направлены на осуществление целей организации; - реакция на внешние и внутренние условия. Управленческие решения принимаются на всех этапах управления предприятием. Понятие о структуре управления предприятием Структура управления определяется составляющими ее звеньями и иерархическими ступенями управления. Она должна обеспечивать единство устойчивых связей между составляющими и надежное функционирование системы в целом. Звено управления - это обособленное подразделение со строго очерченными функциями. В качестве звена управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления, а также руководители. Ступень управления - это совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления. Отношения между звеньями управления (департаментами) поддерживаются благодаря связям (взаимоотношениям, коммуникациям), которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи (связи кооперации и координации равноправных звеньев управления) носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Они должны способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений компании при решении появляющихся между ними проблем. Вертикальные связи (субординационные, иерархические) возникают между руководством и подчинением, они необходимы при иерархичности управления, т.е. наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации. Вертикальная структура подразделяется на высокую и плоскую. Высокая структура характерна для типа организации, имеющей относительно большое число уровней иерархии и относительно низкую норму управления, когда каждому руководителю подотчетно небольшое число подчиненных. Плоская структура свойственна типу организации с относительно небольшим числом уровней иерархии и высокой нормой управления, когда одному руководителю подчинено значительное число людей. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи (связи подчинения по всему кругу вопросов) - это отношения, в которых руководитель реализует свои властные полномочия и осуществляет прямое руководство подчиненными. Функциональные связи (связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления) носят совещательный характер. Они имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления. Управление производством предусматривает: -нормальное функционирование производства и реализацию готовой продукции (оказания услуг) с учетом рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; - постоянное сопоставление результатов хозяйственной деятельности предприятия с затратами. Управление производственно-хозяйственной деятельностью (УПХД) предприятия осуществляется через основные функции менеджмента: планирование, организацию, мотивацию и контроль, а также координацию, нормирование и регулирование. Планирование 4.2.1. Понятие и классификация планирования Планирование – это: - определение целей и показателей деятельности предприятия (организации) в будущем, а также постановка задач и оценка ресурсов, необходимых для их решения; - это функция управления, заключающаяся в принятии решений о главных направлениях экономического развития предприятия на основе разработки количественных и качественных показателей, а также в определении способов их выполнения. Планирование можно классифицировать по нескольким критериям: - по степени охвата: общее и частичное; - по содержанию: стратегическое, тактическое и оперативное; - по предмету (объекту): целевое планирование; планирование средств, оборудования, материалов, финансов, информации, потенциала, перечня действий и т. д.; - по сферам функционирования: производство, маркетинг, научные исследования, финансы; - по охвату: глобальное, контурное, детальное; - по срокам: планы организации имеют определенный временной горизонт: долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный. Планирование определяет место, в котором предприятие (акционерное общество) хотело бы оказаться в будущем, и ведущий туда маршрут. В процессе разработки плана работы организации необходимо четко определить: - субъект планирования (кто планирует); - объект планирования (что планируется); - период (горизонт) планирования (на какой срок); - средства планирования (например, компьютерное обеспечение); - методику планирования (как планировать); - необходимые ресурсы, условия, ответственных и исполнителей (каких, с кем и на каких условиях). 4.2.2. Этапы (виды) планирования Любая организация имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие этапы (виды) планирования: - стратегическое планирование; - тактическое планирование; - оперативное планирование. а). Стратегическое планирование Стратегическое планирование - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов и потребителей. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише. Основными признаками стратегического планирования являются: - цель планирования – обеспечение долгосрочного существования и выполнения миссии фирмы; - носитель идеи планирования – высший менеджмент; - горизонт планирования – длительные сроки (от 5 лет); - охват – глобальный, широкий спектр альтернатив. Наиважнейшим в стратегическом планированииявляется определение миссии и целей предприятия. Миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация. Это философия и предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от других подобных. Формулировка миссии - это программное заявление, в котором отражаются ответы на вопросы: «кто мы?», «что мы делаем?», «куда направляемся?», «кем хотим быть?».Эта формулировка должна быть понятна всем членам организации, а также всем субъектам, взаимодействующим с организацией. Миссия предприятия вырабатывается его высшим руководством и записывается в виде положений о миссии, которые доводятся до сотрудников. Предприятие обретает миссию тогда, когда все члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям. Для выбора миссии предприятию необходимо ответить на два вопроса: «кто наши клиенты?» и «какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?» Только миссия определяет цели, стоящие перед организацией, ее стратегию и тактику. При определении стратегии предприятия руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением организации на рынке: - какой бизнес прекратить; - какой бизнес продолжить; - в какой бизнес перейти. При этом внимание концентрируется на том: - что организация делает и чего не делает; - что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности. б). Тактическое планирование Оно осуществляется на основе стратегических планов. На данном уровне определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Основными чертами тактического планирования являются: - цель планирования - обеспечение выполнения стратегических планов; - носитель идеи планирования - менеджеры среднего звена; - горизонт (средние сроки) планирования составляют от одного года до пяти лет; - охват - разработка тактических действий в соответствии с корпоративной стратегией. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим планированием. Разница лишь в том, что если в организации, к примеру, три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать или интегрировать свою деятельность с другими. Это должно быть отражено в плане. Поэтому ответственность начальников (с точки зрения тактического планирования) состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планировании. в). Оперативное планирование Планирование, осуществляющееся на нижнем уровне организации, называется оперативным. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации. Отличительными чертами оперативного планирования являются: - носитель идей планирования – средние и низшие уровни менеджмента; - задача планирования – обеспечение реализации тактических планов; - горизонт – короткие сроки (до 1 года); - глубина – детализация планов; - основа – созданный потенциал. Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим планом функционирования организации. Организация ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|