Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие о структуре управления предприятием

Понятие об управлении

Взаимосвязь между основными функциями менеджмента и главная задача руководства

Управление - это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, мотивации и контроля над организационными ресурсами (рис. 4.1).

 

Рис. 4.1. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента

Главная задача руководства - достичь стоящих перед организацией целей с наименьшими издержками и за кратчайшие сроки. При решении этой задачи теория и практика менеджмента строятся на пяти основных принципах:

- планирование и выработка решения: определение целей организации и принятие наиболее эффективных решений;

- организация:оптимальное распределение сил и ресурсов;

- мотивация: стремление, чтобы все члены организации работали с наибольшей отдачей;

- контроль и корректировка текущей работы: направлены на осуществление целей организации;

- реакция на внешние и внутренние условия.

Управленческие решения принимаются на всех этапах управления предприятием.

Понятие о структуре управления предприятием

Структура управления определяется составляющими ее звеньями и иерархическими ступенями управления. Она должна обеспечивать единство устойчивых связей между составляющими и надежное функционирование системы в целом.

Звено управления - это обособленное подразделение со строго очерченными функциями. В качестве звена управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления, а также руководители.

Ступень управления - это совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления.

Отношения между звеньями управления (департаментами) поддерживаются благодаря связям (взаимоотношениям, коммуникациям), которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи (связи кооперации и координации равноправных звеньев управления) носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Они должны способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений компании при решении появляющихся между ними проблем.

Вертикальные связи (субординационные, иерархические) возникают между руководством и подчинением, они необходимы при иерархичности управления, т.е. наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

Вертикальная структура подразделяется на высокую и плоскую.

Высокая структура характерна для типа организации, имеющей относительно большое число уровней иерархии и относительно низкую норму управления, когда каждому руководителю подотчетно небольшое число подчиненных.

Плоская структура свойственна типу организации с относительно небольшим числом уровней иерархии и высокой нормой управления, когда одному руководителю подчинено значительное число людей.

Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер.

Линейные связи (связи подчинения по всему кругу вопросов) - это отношения, в которых руководитель реализует свои властные полномочия и осуществляет прямое руководство подчиненными.

Функциональные связи (связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления) носят совещательный характер. Они имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Управление производством предусматривает:

-нормальное функционирование производства и реализацию готовой продукции (оказания услуг) с учетом рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- постоянное сопоставление результатов хозяйственной деятельности предприятия с затратами.

Управление производственно-хозяйственной деятельностью (УПХД) предприятия осуществляется через основные функции менеджмента: планирование, организацию, мотивацию и контроль, а также координацию, нормирование и регулирование.

Планирование

4.2.1. Понятие и классификация планирования

Планирование – это:

- определение целей и показателей деятельности предприятия (организации) в будущем, а также постановка задач и оценка ресурсов, необходимых для их решения;

- это функция управления, заключающаяся в принятии решений о главных направлениях экономического развития предприятия на основе разработки количественных и качественных показателей, а также в определении способов их выполнения.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

- по степени охвата: общее и частичное;

- по содержанию: стратегическое, тактическое и оперативное;

- по предмету (объекту): целевое планирование; планирование средств, оборудования, материалов, финансов, информации, потенциала, перечня действий и т. д.;

- по сферам функционирования: производство, маркетинг, научные исследования, финансы;

- по охвату: глобальное, контурное, детальное;

- по срокам: планы организации имеют определенный временной горизонт: долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный.

Планирование определяет место, в котором предприятие (акционерное общество) хотело бы оказаться в будущем, и ведущий туда маршрут.

В процессе разработки плана работы организации необходимо четко определить:

- субъект планирования (кто планирует);

- объект планирования (что планируется);

- период (горизонт) планирования (на какой срок);

- средства планирования (например, компьютерное обеспечение);

- методику планирования (как планировать);

- необходимые ресурсы, условия, ответственных и исполнителей (каких, с кем и на каких условиях).

4.2.2. Этапы (виды) планирования

Любая организация имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие этапы (виды) планирования:

- стратегическое планирование;

- тактическое планирование;

- оперативное планирование.

а). Стратегическое планирование

Стратегическое планирование - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов и потребителей.

Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише.

Основными признаками стратегического планирования являются:

- цель планирования – обеспечение долгосрочного существования и выполнения миссии фирмы;

- носитель идеи планирования – высший менеджмент;

- горизонт планирования – длительные сроки (от 5 лет);

- охват – глобальный, широкий спектр альтернатив.

Наиважнейшим в стратегическом планированииявляется определение миссии и целей предприятия.

Миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация. Это философия и предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от других подобных.

Формулировка миссии - это программное заявление, в котором отражаются ответы на вопросы: «кто мы?», «что мы делаем?», «куда направляемся?», «кем хотим быть?».Эта формулировка должна быть понятна всем членам организации, а также всем субъектам, взаимодействующим с организацией.

Миссия предприятия вырабатывается его высшим руководством и записывается в виде положений о миссии, которые доводятся до сотрудников. Предприятие обретает миссию тогда, когда все члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.

Для выбора миссии предприятию необходимо ответить на два вопроса: «кто наши клиенты?» и «какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?»

Только миссия определяет цели, стоящие перед организацией, ее стратегию и тактику.

При определении стратегии предприятия руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением организации на рынке:

- какой бизнес прекратить;

- какой бизнес продолжить;

- в какой бизнес перейти.

При этом внимание концентрируется на том:

- что организация делает и чего не делает;

- что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.

б). Тактическое планирование

Оно осуществляется на основе стратегических планов. На данном уровне определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.

Основными чертами тактического планирования являются:

- цель планирования - обеспечение выполнения стратегических планов;

- носитель идеи планирования - менеджеры среднего звена;

- горизонт (средние сроки) планирования составляют от одного года до пяти лет;

- охват - разработка тактических действий в соответствии с корпоративной стратегией.

Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим планированием. Разница лишь в том, что если в организации, к примеру, три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать или интегрировать свою деятельность с другими. Это должно быть отражено в плане.

Поэтому ответственность начальников (с точки зрения тактического планирования) состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

в). Оперативное планирование

Планирование, осуществляющееся на нижнем уровне организации, называется оперативным.

В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Отличительными чертами оперативного планирования являются:

- носитель идей планирования – средние и низшие уровни менеджмента;

- задача планирования – обеспечение реализации тактических планов;

- горизонт – короткие сроки (до 1 года);

- глубина – детализация планов;

- основа – созданный потенциал.

Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим планом функционирования организации.

Организация





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.