Цели и целеполагание
В менеджменте под целью понимания идеальное или желательное состояние объекта управления. На достижение такого состояния и ориентирована управленческая деятельность. Крупные организации имеют не одну, а множество целей, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга. В рамках управления организацией цели выполняют следующие функции: 1. Цели отражают философию организацию, концепцию деятельности и развития, а следовательно, в конечном итоге определяют структуру организации и управления ею. 2. Цели уменьшают неопределенность текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентиром в окружающем мире. 3. Цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, материального и морального поощрения сотрудников, которые при этом в наибольшей степени отличились. К целям организации предъявляются особые требования: 1. Конкретность и измеримость. Это позволяет выразить их не только в качественных, но и в количественных показателях. В результате облегчается оценка процесса их достижения, их восприятие людьми, согласование, а поэтому снижается конфликтность; 2. Реальность для данных условий, обеспеченность соответствующими ресурсами организации. 3. Гибкость, способность к трансформации в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации; 4. Признанность персоналом в качестве личных целей. Поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности людей, они должны быть известными, понятными, близкими большинству членов организации; 5. Проверяемость – обуславливается необходимостью оценивать степень достижения целей и осуществлять соответствующее стимулирование людей; 6. Совместимость работников друг с другом во времени и пространстве, взаимная поддержка.
Виды целей Цели, стоящие перед организацией, можно классифицировать следующим образом. 1. По источникам - внешние цели, учитывающие потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует; - внутренние цели – цели самого коллектива, ориентирующийся на удовлетворение его потребностей. 2. С точки зрения комплексности - простые; - сложные цели, которые в свою очередь разбираются на подцели; 3. По степени важности - стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации. - тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических. Они бывают оперативные (цели годового плана) и операционными (текущие задания). 4. По сроку действия - долгосрочные (свыше пяти лет) - среднесрочные (от года до пяти лет) - краткосрочные (до одного года). Для краткосрочных целей характерна гораздо большая детализация и конкретизация необходимых действий, и сами они являются подцелями на пути реализации долгосрочных. 5. По содержанию - технологические - экономические - производственные - административные - маркетинговые - научно-технические - социальные 6. С точки зрения приоритетности: - необходимые цели, достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделение или отдельного работника. - желательные, реализация которых позволяет в определенной степени улучшить положение дел и создать дополнительные гарантии стабильности. - возможные, достижение которых в данный момент ничего не меняет. 7. По направленности: - на конечный результат, например выпуск определенного объема продукции; - на осуществление той или иной деятельности, например повышение квалификации; - на достижения определенного объекта управления 8. По форме выражения: - цели, характеризуемые количественными показателями; - цели, описываемы качественно. 9. С точки зрения особенностей взаимодействия - безразличные по отношению друг к другу (индеферентные); - конкурирующие; - дополняющие (комплиментарные); -исключающие друг друга (антагонистические); - совпадающие (идентичные). 10. По уровню - миссия; - общеорганизационные и специфические Миссия создает у окружающих представление об организации, ее предназначении; социальной ответственности перед обществом и своими работниками; предпочтениях, ценностях, верованиях, принципах, культуре; наиболее привлекательной сферах деятельности. В миссии находит отражение основа формулирования конкретных целей – общих и специфических, выработки стратегии, распределения ресурсов на различных организационных уровнях. Т.о. миссия формулирует направление движения и развития организации с учетом внешних и внутренних условий. Она формируется и оттачивается годами, редко меняется. На основе миссии формулируются общие цели, которые отражают важнейшие направления деятельности организации в целом. Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации их общих целей. Обычно они охватывают уже средне- и краткосрочные периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, составляя основу планов. В результате в организации складывается определенная система целей, а также механизм ее постоянного обновления. В ее рамках цели упорядочены и сбалансированы. Систему целей можно представить несколькими способами. 1. Как «дерево целей», от «ствола» которого, соответствующего миссии организации отходит несколько крупных «веток», символизирующих общеорганизационные цели, которые в дальнейшем разветвляются на более мелкие, соответствующие специфическим, причем «крона» такого дерева может виться до бесконечности.
Т.о., большинство целей являются одновременно и средством достижения других, Недостатком дерева целей является значительная схематичность и иерархичность. 2. Как иерархию целей, в которой цели высшего уровня оказываются более важными и широкими по охвату и времени существования, чем цели низшего уровня. В то же время на последовательность их выполнения это обстоятельство влияния не оказывает. 3. Путем ранжирования по таким основаниям, как вклад в реализацию миссии организации; возможность достижения в заданный срок в условиях ограниченности ресурсов; величина выгоды, которая может быть получена в процессе их реализации и т.п. На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения. Задача – это совокупность требований для принятия действий в конкретной ситуации. Она реализуется как серия работ, работа или ее часть, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в оговоренные сроки. Задачи более конкретны и обязательно обладают количественными, пространственными и временными характеристиками.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|