Здавалка
Главная | Обратная связь

Цели и целеполагание



В менеджменте под целью понимания идеальное или желательное состояние объекта управления. На достижение такого состояния и ориентирована управленческая деятельность. Крупные организации имеют не одну, а множество целей, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга.

В рамках управления организацией цели выполняют следующие функции:

1. Цели отражают философию организацию, концепцию деятельности и развития, а следовательно, в конечном итоге определяют структуру организации и управления ею.

2. Цели уменьшают неопределенность текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентиром в окружающем мире.

3. Цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, материального и морального поощрения сотрудников, которые при этом в наибольшей степени отличились.

К целям организации предъявляются особые требования:

1. Конкретность и измеримость. Это позволяет выразить их не только в качественных, но и в количественных показателях. В результате облегчается оценка процесса их достижения, их восприятие людьми, согласование, а поэтому снижается конфликтность;

2. Реальность для данных условий, обеспеченность соответствующими ресурсами организации.

3. Гибкость, способность к трансформации в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации;

4. Признанность персоналом в качестве личных целей. Поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности людей, они должны быть известными, понятными, близкими большинству членов организации;

5. Проверяемость – обуславливается необходимостью оценивать степень достижения целей и осуществлять соответствующее стимулирование людей;

6. Совместимость работников друг с другом во времени и пространстве, взаимная поддержка.

 

Виды целей

Цели, стоящие перед организацией, можно классифицировать следующим образом.

1. По источникам

- внешние цели, учитывающие потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует;

- внутренние цели – цели самого коллектива, ориентирующийся на удовлетворение его потребностей.

2. С точки зрения комплексности

- простые;

- сложные цели, которые в свою очередь разбираются на подцели;

3. По степени важности

- стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации.

- тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических. Они бывают оперативные (цели годового плана) и операционными (текущие задания).

4. По сроку действия

- долгосрочные (свыше пяти лет)

- среднесрочные (от года до пяти лет)

- краткосрочные (до одного года). Для краткосрочных целей характерна гораздо большая детализация и конкретизация необходимых действий, и сами они являются подцелями на пути реализации долгосрочных.

5. По содержанию

- технологические

- экономические

- производственные

- административные

- маркетинговые

- научно-технические

- социальные

6. С точки зрения приоритетности:

- необходимые цели, достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделение или отдельного работника.

- желательные, реализация которых позволяет в определенной степени улучшить положение дел и создать дополнительные гарантии стабильности.

- возможные, достижение которых в данный момент ничего не меняет.

7. По направленности:

- на конечный результат, например выпуск определенного объема продукции;

- на осуществление той или иной деятельности, например повышение квалификации;

- на достижения определенного объекта управления

8. По форме выражения:

- цели, характеризуемые количественными показателями;

- цели, описываемы качественно.

9. С точки зрения особенностей взаимодействия

- безразличные по отношению друг к другу (индеферентные);

- конкурирующие;

- дополняющие (комплиментарные);

-исключающие друг друга (антагонистические);

- совпадающие (идентичные).

10. По уровню

- миссия;

- общеорганизационные и специфические

Миссия создает у окружающих представление об организации, ее предназначении; социальной ответственности перед обществом и своими работниками; предпочтениях, ценностях, верованиях, принципах, культуре; наиболее привлекательной сферах деятельности. В миссии находит отражение основа формулирования конкретных целей – общих и специфических, выработки стратегии, распределения ресурсов на различных организационных уровнях. Т.о. миссия формулирует направление движения и развития организации с учетом внешних и внутренних условий. Она формируется и оттачивается годами, редко меняется.

На основе миссии формулируются общие цели, которые отражают важнейшие направления деятельности организации в целом. Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации их общих целей. Обычно они охватывают уже средне- и краткосрочные периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, составляя основу планов.

В результате в организации складывается определенная система целей, а также механизм ее постоянного обновления. В ее рамках цели упорядочены и сбалансированы. Систему целей можно представить несколькими способами.

1. Как «дерево целей», от «ствола» которого, соответствующего миссии организации отходит несколько крупных «веток», символизирующих общеорганизационные цели, которые в дальнейшем разветвляются на более мелкие, соответствующие специфическим, причем «крона» такого дерева может виться до бесконечности.

 

 

Т.о., большинство целей являются одновременно и средством достижения других, Недостатком дерева целей является значительная схематичность и иерархичность.

2. Как иерархию целей, в которой цели высшего уровня оказываются более важными и широкими по охвату и времени существования, чем цели низшего уровня. В то же время на последовательность их выполнения это обстоятельство влияния не оказывает.

3. Путем ранжирования по таким основаниям, как вклад в реализацию миссии организации; возможность достижения в заданный срок в условиях ограниченности ресурсов; величина выгоды, которая может быть получена в процессе их реализации и т.п.

На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения. Задача – это совокупность требований для принятия действий в конкретной ситуации. Она реализуется как серия работ, работа или ее часть, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в оговоренные сроки. Задачи более конкретны и обязательно обладают количественными, пространственными и временными характеристиками.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.