Здавалка
Главная | Обратная связь

Условия и факторы качества управленческого решения



Качество управленческих решений – совокупность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение и получение определенного эффекта. В составе свойств управленческих решений выделяются обоснованность, своевременность, эффективность, непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность.

Обоснованность управленческого решения проявляется в необходимости учета всей совокупности факторов и условий, связанных с его разработкой. При этом важное место отводится качеству используемой информации, ее достоверности, полноте, своевременности поступления. Решения обосновываются не только по организационным, техническим, правовым, но и по психологическим критериям. В частности, опытные руководители до объявления решения создают благоприятную психологическую обстановку. Обоснованность решения не должна вызвать сомнения у исполнителей. Наряду с ответом на вопрос, что необходимо сделать, исполнителям должны быть ясны и другие:

- почему нужно сделать именно так, а не иначе;

- чем лучше прежнего новый порядок вещей;

- насколько это соответствует не только интересам предприятия, но и каждого работника.

Эффективностьуправленческого решения подчеркивает обязательное соотношение ожидаемого и достигнутого экономического и социального эффекта с затратами на его разработку и реализацию.

Практическое внедрение – критерий качества решений. В связи с этим в практике деятельности предприятий применяется показатель, косвенно оценивающий качество принятых управленческих решений через количество выполненных решений.

Кк = (Рв - Рн )/ Рп

Где Кк – коэффициент качества управленческих решений;

Рп – количество принятых решений;

Рв – количество выполненных решений;

Рн – количество выполненных некачественных решений.

Выраженный в процентах данный показатель может характеризовать качество управления.

Своевременность решения – важное условие эффективности. Запоздалое решение не исправляет положения. Если возникает проблема на предприятии, события не ждут, они направленно развиваются. На разрешение проблем требуется определенное время. За этот период изучается обстановка, собираются необходимые данные, чтобы подготовить решение, принять и реализовать его. Чем больше времени себе отводит руководитель на подготовку и принятие решения, тем меньше его остается для исполнения.

Непротиворечивость управленческого решения выражается в необходимости его предварительного согласования с ранее принятыми в данной фирме, а также проверки соответствия нормативно - правовым документам органов управления.

Правомочность решения заключается в том, что его принимает человек, имеющий на это право.

Конкретность управленческого решения проявляется в четком указании: кто, что и когда должен сделать

Решение должно быть простым по форме и содержанию, чтобы быть понятным не только лицу его принимающему, но и адресату исполнения.

Причины, влияющие на качество принимаемых решений могут иметь организационный, экономический, психологический характер. В их числе:

1. Значительный объем принимаемых решений, если в год руководитель подписывает 300-1000 и более приказов, то ему лично трудно обеспечить высокую степень их обоснованности;

2. Вновь принимаемые решения не увязываются с предыдущими, дублируют существующий организационный порядок;

3. Трансформация целей решения в процессе его движения по иерархическим уровням.

4. Принятие псевдорешений, решений, не имеющих конкретного одержания: расплывчатых, непроверяемых, пожелания;

5. недостаточная технологизация процессов подготовки и принятия решения;

6. нередко непропорционально большая доля объема внимания руководителя уделяется узкому кругу проблем текущего функционирования предприятия, тем или иным подсистемам в результате недостаточного делегирования полномочий;

7. отсутствие процедуры согласования решений с исполнителями;

8. установление нереальных сроков для исполнения работы;

9. низкий уровень инновационных решений;

10. решения недостаточно конкретизируются элементами «исполнительского замысла » (кто, что, какими средствами, в какие сроки выполняет);

11. при подготовке решений не соблюдаются стандарты делопроизводства, могут отсутствовать параметры без которых их выполнение затруднено либо вообще невозможно;

12. несовершенство используемого механизма оценки эффективности реализованных решений;

13. принятие решений под влиянием эмоций;

14. принятие решений на основе компромисса, не по соображениям его истинного достоинства, а для примирения различных точек зрения.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.