Методы оптимизации управленческих решенийСтр 1 из 2Следующая ⇒
Часов. Тема 5.1. Информация – основа решения менеджмента. Общая характеристика решений, их классификация. Часа. Вопросы к теме: 1.Понятие и роль информации для руководителя. 2. Характеристика управленческих решений.
Вопрос 1. Информация – это перечень сведений, сообщений, характеризующих что-либо. Вся управленческая деятельность базируется на информации. Основным свойством информации является способность быть средством отражения событий и процессов. Основная задача руководителя – владеть нужной информацией в нужное время. Рано поступившая информация может затеряться в текучке дел, а поздно пришедшая – уже не имеет потребительского значения. Роль и значение информации неодинакова для различных стадий управления. Для одних очень важны ее объем и виды, для других –ее движение, для третьих – возможность и сроки ее обработки. С одной стороны, чем больше ее объем, тем сложнее выбор нужной информации из-за трудности обработки. С другой стороны, с увеличением ее объема больше возможностей совершенствовать управление. В связи с этим, задача руководителя: 1. выделить ценную информацию; 2. выделить из информации наиболее важную часть, позволяющую анализировать текущее состояние системы и принять правильное решение; Информация является основой для подготовки отчетов, докладов, предложений, для выработки и принятия решений во всех сферах деятельности. Основные требования, предъявляемые к информации: быть полезной, актуальной, надежной, научно обоснованной, достоверной, четко сформулированной, насыщенной. Информация – это интеллектуальная собственность, товар. Владение информацией – основное условие конкурентноспособности современной организации. Последние достижения в области информационных технологий способствуют совершенствованию обмена информацией в организациях. Электронная почта дает возможность направлять письменные сообщения любому человеку, что уменьшает неиссякаемый поток телефонных разговоров.
Вопрос 2. Управленческое решение – это результат анализа. Прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Управленческие решения можно классифицировать по следующим признакам: · стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР и др.); · сфера действия (технические, экономические и другие решения); · цель (коммерческие и некоммерческие решения); · ранг управления (верхний, средний, низший); · масштабность (комплексные и частные решения); · организация выработки (коллективные и личные решения); · продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения); · объекты воздействия (внешние и внутренние); · методы формализации (текстовые, графические, математические); · формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба); · сложность (стандартные и нестандартные); · способ передачи (вербальный, письменный, электронный). Основнымифакторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов; методы моделирования; автоматизация управления; мотивация качественного решения и др. В зависимости от факторов управленческие решения бывают: · организационные - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности в соответствии с занимаемой должностью; · запрограммированные - принимаются в ответ на проблему, с которой руководитель часто сталкивается; · незапрограммированные - решения, которые должен принимать менеджер в ответ на проблему, с которой он не сталкивался никогда (или сталкивается редко). Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность. При принятии чисто интуитивного решения руководители основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и шансы его на правильный выбор не очень высоки. Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирают тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встречается не так уж часто, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой. Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта решения ее просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, рискуя упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее. Рациональные решения - это решения, принятые с помощью объективного анализа. Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения. Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею. Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить, часто оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются с "наскока", "рывками". Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей. Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью. Перечисленные виды решений принимаются в основном в процессе оперативного управления персоналом.
Методы оптимизации управленческих решений
Оптимизация решении - это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат.Оптимальное решение - это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение. Оптимизация решений процесс дорогостоящий, применяется при решении стратегических и тактических задач любой подсистемы системы менеджмента. Оперативные задачи решаются, как правило, с применением простых, эвристических методов. Методы оптимизации решений: · анализ; · прогнозирование; · моделирование, которое, в свою очередь, делится на логическое, физическое и экономико-математическое. Вопросы анализа и прогнозирования были в той или иной степени рассмотрены выше. Поэтому более подробно остановимся на моделировании одном из важнейших методов оптимизации управленческих решений. Пример логического моделирования - диаграмма Исикавы (рис. 6.2). Физические модели представляют собой пропорционально уменьшенные в несколько раз и изготовленные из различных материалов (металл, дерево, пенопласт, пластилин и др.) натуральные объекты. Они изготавливаются в уменьшенном виде с целью экономии материалов для проверки аэродинамических, эстетических, компоновочных и других характеристик объекта. Экономико-математическое моделирование представляет собой процесс выражения экономических явлений математическими моделями. Экономическая модель - это схематичное представление экономического явления или процесса с использованием научной абстракции, отражение их характерных признаков. Математические модели - основное средство решения задач оптимизации любой деятельности. По своей сути эти модели средство плановых расчетов. Ценность их для экономического анализа и оптимизации решений состоит в том, что они позволяют оценить напряженность планов, определить лимитирующую группу ресурсов, оценить их дефицитность и т. п. Математическое моделирование экономических явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи.
Рис. 6.2. Пример логического моделирования Экономико-математическая модель должна быть адекватной действительности, отражать существенные стороны и связи изучаемого объекта. Процесс моделирования можно условно подразделить на три этапа: 1. анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях; на основе такого анализа формируются модели; 2. определение методов, с помощью которых можно решить задачу; 3. анализ полученных результатов. Важнейшим моментом первого этапа моделирования является четкая формулировка конечной цели построения модели, а также определение критерия, по которому будут сравниваться различные варианты решения. Второй этап моделирования экономических процессов заключается в выборе наиболее рационального математического метода для решения задачи. Например, для решения задач линейного программирования известно много методов: симплексный, потенциалов и др. Лучшей моделью является не самая сложная и самая похожая на реальное явление, а та, которая позволяет получить самое рациональное решение и наиболее точные экономические оценки. Излишняя детализация затрудняет построение модели, а излишнее укрупнение модели приводит к потере существенной экономической информации, к неадекватному отражению реальности. Третий этап моделирования всесторонний анализ результата, полученного при изучении экономического явления. Окончательным критерием достоверности и качества модели являются практика, соответствие полученных результатов и выводов реальным условиям, экономическая содержательность полученных оценок. Если результаты не соответствуют реальным условиям, то необходим анализ причин несоответствия, в качестве которых могут быть недостоверность информации, несоответствие модели экономическим условиям и др. По результатам анализа причин несоответствия экономико-математическая модель корректируется, и решение задачи повторяется. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|