Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы оптимизации управленческих решений



Часов.

Тема 5.1. Информация – основа решения менеджмента. Общая характеристика решений, их классификация.

Часа.

Вопросы к теме:

1.Понятие и роль информации для руководителя.

2. Характеристика управленческих решений.

 

Вопрос 1.

Информация – это перечень сведений, сообщений, характеризующих что-либо. Вся управленческая деятельность базируется на информации. Основным свойством информации является способность быть средством отражения событий и процессов.

Основная задача руководителя – владеть нужной информацией в нужное время. Рано поступившая информация может затеряться в текучке дел, а поздно пришедшая – уже не имеет потребительского значения.

Роль и значение информации неодинакова для различных стадий управления. Для одних очень важны ее объем и виды, для других –ее движение, для третьих – возможность и сроки ее обработки. С одной стороны, чем больше ее объем, тем сложнее выбор нужной информации из-за трудности обработки. С другой стороны, с увеличением ее объема больше возможностей совершенствовать управление. В связи с этим, задача руководителя:

1. выделить ценную информацию;

2. выделить из информации наиболее важную часть, позволяющую анализировать текущее состояние системы и принять правильное решение;

Информация является основой для подготовки отчетов, докладов, предложений, для выработки и принятия решений во всех сферах деятельности.

Основные требования, предъявляемые к информации: быть полезной, актуальной, надежной, научно обоснованной, достоверной, четко сформулированной, насыщенной.

Информация – это интеллектуальная собственность, товар. Владение информацией – основное условие конкурентноспособности современной организации.

Последние достижения в области информационных технологий способствуют совершенствованию обмена информацией в организациях. Электронная почта дает возможность направлять письменные сообщения любому человеку, что уменьшает неиссякаемый поток телефонных разговоров.

 

Вопрос 2.

Управленческое решение – это результат анализа. Прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Управленческие решения можно классифицировать по следующим признакам:

· стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР и др.);

· сфера действия (технические, экономические и другие решения);

· цель (коммерческие и некоммерческие решения);

· ранг управления (верхний, средний, низший);

· масштабность (комплексные и частные решения);

· организация выработки (коллективные и личные решения);

· продолжительность действия (стратегические, тактические, опе­ративные решения);

· объекты воздействия (внешние и внутренние);

· методы формализации (текстовые, графические, математиче­ские);

· формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, ука­зание, просьба);

· сложность (стандартные и нестандартные);

· способ передачи (вербальный, письменный, электронный).

Основнымифакторами, оказывающими влияние на качество

управленческого решения, являются: применение к системе ме­неджмента научных подходов и принципов; методы моделирования; автоматизация управления; мотивация качественного решения и др. В зависимости от факторов управленческие решения бывают:

· организационные - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности в соответствии с зани­маемой должностью;

· запрограммированные - принимаются в ответ на про­блему, с которой руководитель часто сталкивается;

· незапрограммированные - решения, которые должен принимать менеджер в ответ на проблему, с которой он не сталкивался никогда (или сталкивается редко).

Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

При принятии чисто интуитивного решения руководи­тели основываются на собственном ощущении того, что их выбор пра­вилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение, по­сещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Ме­неджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информа­цию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, ста­новится заложником случайности, и шансы его на правильный выбор не очень высоки.

Решения, основанные на суждении, во многом сход­ны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмыс­ленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирают тот вариант, который принес наибольший успех в аналогич­ной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встре­чается не так уж часто, поэтому данный способ принятия решений то­же не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой.

Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с си­туацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта решения ее просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хоро­шо знакомы, рискуя упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.

Рациональные решения - это решения, принятые с помощью объективного анализа.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во мно­гом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешен­ные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдви­гаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют са­мые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить, часто оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются с "наскока", "рывками".

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия пре­обладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях труд­но обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к де­лу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений принимаются в основном в процес­се оперативного управления персоналом.

 

Методы оптимизации управленческих решений

 

Оптимизация решении - это процесс перебора множества фак­торов, влияющих на результат.Оптимальное решение - это вы­бранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффектив­ное из всех альтернативных вариантов решение.

Оптимизация решений процесс дорогостоящий, применяется при решении стратегических и тактических задач любой подсистемы системы менеджмента. Оперативные задачи решаются, как правило, с применением простых, эвристических методов.

Методы оптимизации решений:

· анализ;

· прогнозирование;

· моделирование, которое, в свою очередь, делится на логическое, физическое и экономико-математическое.

Вопросы анализа и прогнозирования были в той или иной степени рас­смотрены выше. Поэтому более подробно остановимся на моделировании одном из важнейших методов оптимизации управленческих решений.

Пример логического моделирования - диаграмма Исикавы (рис. 6.2).

Физические модели представляют собой пропорционально умень­шенные в несколько раз и изготовленные из различных материалов (металл, дерево, пенопласт, пластилин и др.) натуральные объекты. Они изготавливаются в уменьшенном виде с целью экономии мате­риалов для проверки аэродинамических, эстетических, компоновоч­ных и других характеристик объекта.

Экономико-математическое моделирование представляет собой процесс выражения экономических явлений математическими моде­лями. Экономическая модель - это схематичное представление эконо­мического явления или процесса с использованием научной абстрак­ции, отражение их характерных признаков. Математические модели - основное средство решения задач оптимизации любой деятельности. По своей сути эти модели средство плановых расчетов. Ценность их для экономического анализа и оптимизации решений состоит в том, что они позволяют оценить напряженность планов, определить лими­тирующую группу ресурсов, оценить их дефицитность и т. п. Матема­тическое моделирование экономических явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи.

 

Рис. 6.2. Пример логического моделирования Экономико-математическая модель должна быть адекватной дейст­вительности, отражать существенные стороны и связи изучаемого объ­екта. Процесс моделирования можно условно подразделить на три этапа:

1. анализ теоретических закономерностей, свойственных изучае­мому явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях; на основе такого анализа формируются модели;

2. определение методов, с помощью которых можно решить задачу;

3. анализ полученных результатов.

Важнейшим моментом первого этапа моделирования является четкая формулировка конечной цели построения модели, а также определение критерия, по которому будут сравниваться различные варианты решения.

Второй этап моделирования экономических процессов заключает­ся в выборе наиболее рационального математического метода для решения задачи. Например, для решения задач линейного програм­мирования известно много методов: симплексный, потенциалов и др. Лучшей моделью является не самая сложная и самая похожая на ре­альное явление, а та, которая позволяет получить самое рациональное решение и наиболее точные экономические оценки. Излишняя дета­лизация затрудняет построение модели, а излишнее укрупнение мо­дели приводит к потере существенной экономической информации, к неадекватному отражению реальности.

Третий этап моделирования всесторонний анализ результата, по­лученного при изучении экономического явления. Окончательным критерием достоверности и качества модели являются практика, соот­ветствие полученных результатов и выводов реальным условиям, эко­номическая содержательность полученных оценок. Если результаты не соответствуют реальным условиям, то необходим анализ причин несо­ответствия, в качестве которых могут быть недостоверность информа­ции, несоответствие модели экономическим условиям и др. По резуль­татам анализа причин несоответствия экономико-математическая мо­дель корректируется, и решение задачи повторяется.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.