Барьеры отрицательных эмоций ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
- барьер общения, возникающий на почве страдания, вызванного как психическими, так и физическими причинами; - барьер общения, вызванный гневом; - барьер отвращения и брезгливости; - барьер презрения, - барьер страха.
1. Информационные барьеры: • механический обрыв информации и возникающее от этого ее искажение; палатную медицинскую сестру, объясняющую пациенту правила самоухода, срочно вызывают в операционную, и она, не изложив до конца информацию, уходит; • неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; медицинская сестра рассказывает о режиме образа жизни пациентке в послеоперационный период и использует при этом в разговоре такое выражение, как «в течение 3 месяцев вам нельзя носить тяжести» — фразу, которая не уточняет какую массу может поднимать пациентка после 3 месяцев и не объясняет правила ношения тяжестей; • недостаток информации; • информационная перегрузка (слишком большой объем информации, слишком сложная информация или недостаток времени для восприятия информации); • искажение информации. 2. Замещающе-искажающие барьеры: принимающие информацию ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение; медицинская сестра говорит пациенту о необходимости сдать кровь на реакцию Вассермана для подготовки к операции, а пациент начинает думать, что у него венерическое заболевание. 3. Эмоциональные барьеры: люди, получая какую-либо информацию, больше заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова в данном случае являются сильным эмоциональным зарядом, который порождает разнообразные ассоциации, оказывающие влияние на восприятие информации; женщина очень трогательно относится к своей беременности и будущему ребенку; сообщение врача о том, что необходимо делать аборт по медицинским показаниям, вызывает у нее активный протест, она не желает ничего слушать по этому поводу; 4. Барьеры непонимания: • фонетическое непонимание возникает, когда участники общения говорят на разных языках, диалектах или имеют дефекты речи и дикции либо у них невыразительная быстрая речь, речь- медицинские работники в разговоре с пациентами употребляют такую фразу, как «глотать лампочку». 5. Стилистические барьеры: несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и психологического состояния другой стороны; пациент может не принять критическое замечание в свой адрес, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере; 6. Логические барьеры: логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия, либо кажется другой стороне неверной, либо противоречит присущей ему манере аргументирования (можно говорить о «женской», «детской» или «мужской» логике; 7. Барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные различия приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации; чем выше авторитет медицинского работника, тем меньше преград на пути понимания и усвоения предлагаемой им информации пациентом; 8. Сенсорные барьеры: • физические помехи (шум, большое расстояние, физические преграды); 9. Психологические барьеры: • недоверие к собеседнику; • незаинтересованность в предмете разговора; • погруженность в другие дела; • убежденность в собственной правоте; предубеждение; • самоуверенность; • стремление настоять на своем; • неумение слушать; • неумение выражать свои мысли; • привычка перебивать собеседника. 10. Социальные барьеры: • разный статус собеседников; • ролевые ожидания (неудовлетворенные надежды человека на определенную роль в социуме, которая помогает самоутвердиться, например иметь авторитет среди знакомых). 11. Организационные барьеры: • передача информации сверху вниз («размножение» информации, эффект «испорченного телефона», задержка информации);
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|