Здавалка
Главная | Обратная связь

Барьеры отрицательных эмоций



- барьер общения, возникающий на почве страдания, вызванного как психическими, так и физическими причинами;

- барьер общения, вызванный гневом;

- барьер отвращения и брезгливости;

- барьер презрения,

- барьер страха.

 

 

1. Информационные барьеры:

• механический обрыв информации и возникающее от этого ее искажение;

палатную медицинскую сестру, объясняющую пациенту правила самоухода, срочно вызывают в операционную, и она, не изложив до конца информацию, уходит;

• неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль;

медицинская сестра рассказывает о режиме образа жизни пациентке в послеоперационный период и использует при этом в разговоре такое выражение, как «в течение 3 месяцев вам нельзя носить тяжести» — фразу, которая не уточняет какую массу может поднимать пациентка после 3 месяцев и не объясняет правила ношения тяжестей;

• недостаток информации;

• информационная перегрузка (слишком большой объем информации, слишком сложная информация или недостаток времени для восприятия информации);

• искажение информации.

2. Замещающе-искажающие барьеры:

принимающие информацию ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение;

медицинская сестра говорит пациенту о необходимости сдать кровь на реакцию Вассермана для подготовки к операции, а пациент начинает думать, что у него венерическое заболевание.

3. Эмоциональные барьеры:

люди, получая какую-либо информацию, больше заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова в данном случае являются сильным эмоциональным зарядом, который порождает разнообразные ассоциации, оказывающие влияние на восприятие информации;

женщина очень трогательно относится к своей беременности и будущему ребенку; сообщение врача о том, что необходимо делать аборт по медицинским показаниям, вызывает у нее активный протест, она не желает ничего слушать по этому поводу;

4. Барьеры непонимания:

• фонетическое непонимание возникает, когда участники общения говорят на разных языках, диалектах или имеют дефекты речи и дикции либо у них невыразительная быстрая речь, речь-
скороговорка или речь с большим количеством слов-паразитов;
• семантическое непонимание связано с различиями в системах значений участников общения — это проблема жаргона и сленга. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры существует
множество микрокультур, каждая из которых создает свое «поле значений»;

медицинские работники в разговоре с пациентами употребляют такую фразу, как «глотать лампочку».

5. Стилистические барьеры:

несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и психологического состояния другой стороны;

пациент может не принять критическое замечание в свой адрес, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере;

6. Логические барьеры:

логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия, либо кажется другой стороне неверной, либо противоречит присущей ему манере аргументирования (можно говорить о «женской», «детской» или «мужской» логике;

7. Барьеры социально-культурных различий:

социальные, политические, религиозные, профессиональные различия приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации;

чем выше авторитет медицинского работника, тем меньше преград на пути понимания и усвоения предлагаемой им информации пациентом;

8. Сенсорные барьеры:

• физические помехи (шум, большое расстояние, физические преграды);
• отвлекающие моменты (телефонные звонки, посетители, плохое самочувствие, все новое и неожиданное, что вызывает реакцию «что такое?»);
• дефекты органов чувств у кого-либо из собеседников (плохой слух, плохое зрение).

9. Психологические барьеры:

• недоверие к собеседнику;

• незаинтересованность в предмете разговора;

• погруженность в другие дела;

• убежденность в собственной правоте; предубеждение;
• неуверенность в себе;

• самоуверенность;

• стремление настоять на своем;

• неумение слушать;

• неумение выражать свои мысли;

• привычка перебивать собеседника.

10. Социальные барьеры:

• разный статус собеседников;

• ролевые ожидания (неудовлетворенные надежды человека на определенную роль в социуме, которая помогает самоутвердиться, например иметь авторитет среди знакомых).

11. Организационные барьеры:

• передача информации сверху вниз («размножение» информации, эффект «испорченного телефона», задержка информации);
• передача информации снизу вверх (искажение, потеря, задержка информации).
Организационные барьеры преодолеть труднее всего, поскольку они связаны с политикой учреждения, стилем управления, т.е. факторами, очень мало зависящими от усилий отдельных специалистов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.