Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды управленческих решений



 

В каждой организации принимается большое количество самых разнообразных управленческих решений, которые могут быть классифицированы по ряду признаков:

1. По масштабам воздействия управленческие решения можно отнести к общим либо к частным.

Общие решения затрагивают все предприятие в целом. Их принятие требует системного подхода и специальной подготовительной работы (например, преобразование предприятия в АО и т.д.). Частные решения касаются текущих, локальных процессов работы предприятия. Такие решения принимаются часто, на всех уровнях управления (например, о нарушении технологической дисциплины и пр.)

2. По времени действия:

- стратегические - обычно рассчитаны на длительный срок и принимаются для решения стратегических, перспективных задач (о диверсификации продукции, об улучшении качества, о подготовке специалистов и др.);

- тактические– касаются выбора способов и методов выполнения стратегических решений, рассчитаны на 1-2 года;

- оперативные – связаны с решением текущих задач. По времени реализации они редко превышают границы 1 года.

3. По содержанию:

- экономические – направлены на выбор эффективных методов управления экономическими процессами в организации (установление цени, определение форма и систем оплаты труда, использование прибыли и т.д.);

- социальные – ориентированы на выбор эффективных методов управления социальными процессами (управление конфликтами, развитие персонала, улучшение условий труда др.);

- технические – связаны с функционированием технической составляющей (выбор технологий, регулирование, усовершенствование технологических процессов пр.);

- научные – качаются выбора направления исследовательских работ, внедрения инноваций и др.

4. По направлению влияния:

- внутренней направленности – направлены вовнутрь организации для влияния на состояние или функционирование внутренних составляющих;

- внешней направленности – определяют способы и методы взаимодействия организации с внешней средой.

5. По характеру результата от реализации решения:

- запрограммированные решения, т.е. решения с определенным результатом (определение необходимой численности работников, выбор направления вложения средств, внедрение новой техники и пр.). Они обосновываются аналитическим расчетом.

- незапрограммированные решения, т.е. решения с вероятностным исходом. При их принятии имеют дело с множеством независимых переменных, последствия их имеют неоднозначный характер (как усовершенствовать структуру управления, как усилить мотивацию работников, как изменить ассортимент продукции и т.д.). Для их обоснования, как правило, необходимо проводить экспертную оценку.

Почти все управленческие решения оказываются где-то между этими двумя крайними вариантами.

6. По методам переработки информации при принятии решения:

- алгоритмические (репродуктивные) решения, принимаемые по заранее разработанным процедурам (алгоритмам), шаг за шагом. В их основе лежит использование аналогичных ситуаций (чтобы увеличить выработку, нужно повысить сдельную расценку и др.);

- эвристические решения принимаются на основе использования логических методов при возникновении нетипичных или сложных проблем. Заранее невозможно определить последовательность шагов, поэтому разрабатывается индивидуальная нетривиальная процедура принятия решения (выход со своей продукцией на новый рынок; отсутствие результатов при традиционных способах мотивации и пр.);

- креативные решения – используют творческий подход для генерирования идей по решению проблемы.

7. По способу принятия решения:

- индивидуальные, принимаемые отдельным руководителем в пределах установленных полномочий;

- коллегиальные, подготавливаемые группой специалистов (решение технического совета, совещания);

- коллективные, принимаемые всем коллективом, которого касается проблема.

Хотя любое конкретное решение редко относится к одной категории, можно утверждать, что решение можно принимать:

- интуитивно

- на основе субъективных суждений;

- на основе рационального способа решения проблемы.

Чисто интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения, что он правильный. Человек не взвешивает "за" и "против" по каждой альтернативе, он просто выбирает, опираясь на "шестое" чувство – интуицию.

Решение, основанное на субъективных суждениях – это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Опираясь на здравый смысл, человек использует знания о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, и выбирает альтернативу, которая в прошлом принесла успех. Логика таких решений не очевидна, и оно кажется иногда интуитивным.

Суждение как основа управленческого решения полезно, т.к. многие ситуации на предприятии могут повторяться. Например, набор на работу менеджеров по результатам оценок в их дипломах. Но не все проблемы разрешимы с точки зрения здравого смысла и прошлого опыта. Проблема может лишь казаться очевидной.

Вероятность правильного выбора можно существенно повысить, подходя к решению рационально.

Рациональное решениев отличие от основанного на суждениях не зависит от прошлого опыта и обосновывается с помощью объективного аналитического процесса принятия решения. В основе такого решения лежит глубокий анализ причин, обусловивших проблему, и логические соображения по возможным способам ее решения.

Практика свидетельствует, принимать решения, как правило, сравнительно легко. Трудно принять хорошее решение.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.