Здавалка
Главная | Обратная связь

В поиске художников

Красочные перспективы

Наталья Литвинова, 2005

 

Рынок арт-материалов и красок для творчества в нашей стране характеризуется высокой концентрацией. Львиная доля - порядка 70% - принадлежит трем отечественным производителям, известным еще с советских времен: ярославскому заводу «Луч», московской «Гамме» и питерскому заводу художественных красок «Невская палитра». В последние несколько лет стали появляться новые производители красок. Судьба новых марок складывается по-разному: одни остаются на рынке лишь по нескольку месяцев, иные же находят своего потребителя и, возможно, со временем смогут составить конкуренцию лидерам.

Впрочем, один из лидеров, компания «Гамма», не планирует уступать своих позиций. На сегодня самая динамичная компания на рынке — ее рост составляет примерно 40% при среднерыночном росте около 20%.

Кризис во благо

Еще с советских времен памятны выпускаемые заводом «Мосбытхим», который впоследствии и стал «Гаммой», акварельные краски для детей, знаменитые чернила «Радуга» и гуашь для канцелярских целей. С этим ассортиментом компания и вошла в рыночные отношения. В сегодняшнем ассортименте «Гаммы» — детская акварель, весь спектр товаров для профессиональных художников и товары для домашних занятий декором.

Генеральный директор компании Инна Овсянникова рассказывает, что во время перестройки у компании была практически монополия на производство детских красок - доля рынка составляла почти 80%. Тогда стали появляться импортные продукты, но «Гамму» как раз выручил мировой тренд создания детской акварели. Он не был похож на наш: за рубежом краски для детей делали сухими и твердыми, такими спрессованными кирпичиками, а отечественные юные потребители привыкли к мягким краскам в кюветах.

«Но 'Гамма' расслабилась - недостаточно работала над ассортиментной линейкой, формированием сети сбыта. И стала стремительно терять свою долю рынка», - вспоминает Овсянникова. В это время в стране появились качественные западные продукты, которые смогли завоевать примерно 20% рынка, весь премиум-сегмент. Покупатели, желающие сэкономить, выбирали продукты из Южно-Азиатского региона, неплохо развивались и некоторые российские производители: завод художественных красок в Санкт-Петербурге и ярославский «Луч».

Переломным моментом для фирмы стал кризисный 1998 год. Из-за падения стоимости рубля по отношению к доллару даже дешевые китайские краски стали слишком дорогими. «Можно было чуть передохнуть, осмыслить свою политику - маркетинговую, ассортиментную, финансовую, - вспоминает Инна Овсянникова».

В это время начали заняться расширением ассортимента. Основу портфеля компании всегда составляли акварельные краски для детей — более 50% объема продаж. Линейку акварели пополняли разнообразием цветов, оттенков, различными цветовыми наборами — по 6, 12, 24. Но то же самое делали и конкуренты, поэтому, чтобы выделиться, необходимо было создать новые нестандартные продукты. С этой целью разработали необычные (золотистые, серебристые, бронзовые) цвета и оттенки акварели, аналогов которым на рынке не было. Непривычные краски не стали альтернативой стандартным наборам, они удваивали покупку, потому что наборы классических и флуоресцентных оттенков не заменяли, а дополняли друг друга. Принцип двойной покупки все это время позволял расти значительно быстрее рынка, считает Инна Овсянникова.

В поиске художников

Параллельно освоению детских товаров компания думала о выходе в другие сегменты. Новую нишу нашли почти случайно.

Американская фирма Fosport, продающая на своем рынке товары российского производства под собственной торговой маркой «Ярко», предложила Гамме производить для них масляные краски (до этого заказывали только акварель). В «Гамме» подняли архивы заводской лаборатории еще 50─60−х годов, и оказалось, что на заводе были попытки заняться художественным ассортиментом, но они не доводились до конца, то есть до того уровня качества, которое можно предлагать потребителю. Доведя до ума начатые разработки, компания выпустила первые 24 цвета масляных красок. «Краски получились вполне достойного качества и подошли заказчику», — говорит Овсянникова.

Используя этот задел, в компании начали развивать производство красок художественной группы уже под маркой «Гамма». Сегодня товары для профессиональных художников составляют порядка 30% ее ассортиментного портфеля. Количество цветов постепенно довели до семидесяти, начали производить, художественную гуашь, одними из первых в стране запустили в производство масляную темперу — краску, которая используется в реставрации.

Компания намерена и дальше развивать линию хобби, товаров для личных занятий. Например, решено формировать и продавать готовые наборы в серии «Выдумляндия»: цветочный горшок, акриловые краски, кисточка и добавить туда трафареты с инструкциями - и готово занятие для детей и взрослых.

К сожалению, для многих планов сегодня сложно найти финансирование. Чистая прибыль 'Гаммы' по итогам 2005 года составила семнадцать процентов от оборота. Банкам она кажется небольшой, но «Гамма» надеется использовать собственные ресурсы.

 

В чем заключается смысл трех вопросов экономики для компании «Гамма»? Как они связаны между собой? Можно ли выделить ключевой вопрос для фирмы «Гамма»? Почему





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.