ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСтр 1 из 11Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Факультет управления Кафедра менеджмента и маркетинга УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Антикризисное управление Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»
Квалификация (степень) выпускника - менеджер
Форма обучения – очная, заочная
Сыктывкар 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Факультет управления Кафедра менеджмента и маркетинга УТВЕРЖДЕНО На заседании учебно-методической комиссии Факультета управления «___»_____________20__г. Протокол №____ Председатель УМК Фролова Л.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Антикризисное управление» Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»
Квалификация (степень) выпускника - менеджер
Форма обучения – очная, заочная
Сыктывкар 2012
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана специальности «Менеджмент организации».
Составитель рабочей программы Должность, звание к.э.н., доцент Броило Е.В. _____________
*Сведения о рецензентах:
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании
Протокол заседания №__ от «___»___________2012г.
Заведующий кафедрой Должность, звание: профессор, д.э.н. Попова Ю.Ф. _____________ подпись
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Правительство РФ в своем постановлении № 421 от 25 апреля 1995 г. обязало соответствующие ведомства и ряд учебных заведений России развернуть подготовку специалистов по антикризисному управлению. Антикризисное управление существенно отличается от обычных приемов, форм и технологии менеджмента. В его рамках применяются в основном те управленческие инструменты, которые при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране позволяют устранить временные затруднения в хозяйственном, финансовом состоянии фирмы и решить ее стратегические и текущие проблемы. В основе антикризисного управления лежит инновационный подход ко всем видам деятельности предприятия. Он вобрал в себя все лучшее, что создано практикой зарубежного и отечественного менеджмента. Задачи курса: 1. Дать студентам ясное и четкое представление о природе, причинах и типологии кризисов в социально-экономических системах и путях их преодоления. 2. Выработать у студентов навыки применения принципов и методов анализа кризисных ситуаций в организациях и выбора путей предотвращения кризисов и выхода из них с минимальными потерями, показать взаимосвязь антикризисного менеджмента с теорией макро- и микроэкономики, инновационным, маркетинговым, финансовым и стратегическим менеджментами, общей теорией систем и исследованием систем управления. 3. Привить студентам практические навыки и умение принимать оптимальные управленческие решения в условиях неопределенности, экстремальных ситуаций, острой конкурентной борьбы, дефицита ресурсов, неплатежеспособности предприятий. 4. Сформировать у студентов умение работать с персоналом, опираясь на социально-психологические методы и рекомендации поведенческих наук; ознакомить с основами экономического и финансового анализа. 5. Воспитывать у студентов высокие нравственные качества, ответственность за моральный уровень российской деловой среды и стремление внести свой вклад в стабилизацию экономической и социально-политической ситуации в России. Обучение проводится в форме лекций и практических занятий, дискуссий за круглым столом, деловых игр с применением всего набора технических средств обучения, в том числе вычислительной техники. Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов и завершается формой контроля в виде экзамена. Лекционные занятия в количестве 32 часов для дневного отделения и 8 часов для заочного отделения предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины. Практические занятия в количестве 16 часов для дневного отделения и 8 часов для заочного отделения предназначены для развития умений и навыков студентов в применении принципов и методов анализа кризисных ситуаций в организациях. Самостоятельная работа в количестве 48 часов для дневного отделения и 80 часов для заочного отделения является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами дисциплины по рекомендованным преподавателем материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по дисциплине. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса и осуществляется путем выполнения контрольной работы. Итоговый контроль для студентов дневного и заочного отделения – экзамен.
Учебной дисциплиной «Антикризисное управление» закрываются следующие дидактические единицы стандарта специальности 080507 «Менеджмент организации» специальной дисциплины «Антикризисное управление»: Причины возникновения кризисов и их роль в социально- экономическом развитии. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов. Потребность и необходимость в антикризисном управлении. Механизмы антикризисного управления. Государственное регулирование кризисных ситуаций. Банкротство предприятий и банков. Диагностика банкротства. Санация предприятий. Управление рисками. Инвестиционная политика в антикризисном управлении. Стратегия и тактика антикризисного управления. Взаимодействие с профсоюзами в процессах антикризисного управления. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости. Человеческий фактор антикризисного управления.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (для дневного отделения)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (для заочного отделения)
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Кризис как фактор жизнедеятельности Понятие кризиса в социально-экономическом развитии. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии.[1] Типология кризисов. Признаки кризиса: распознавание и преодоление. Человеческий фактор кризисных ситуаций. Роль управления в кризисах. Студенты, изучившие тему, должны знать: что означает понятие "кризис"; избежны ли кризисы в социально-экономическом развитии; какие существуют кризисы; как следует относиться к кризисам: опасаться, бороться, приветствовать или разрешать; какие тенденции развития отражают кризисы; можно ли управлять кризисными ситуациями. Студенты, изучившие тему, должны уметь: определять по основным признакам социально-экономического развития типы кризисов, ориентироваться в способах распознавания кризисов, классифицировать кризисы по различным видам их проявления. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии: Что означает понятие кризиса? Неизбежны ли кризисы в социально-экономическом развитии? Какие существуют кризисы? Как следует относиться к кризисам: опасаться, бороться, приветствовать или разрешать? Какие тенденции развития отражают кризисы? Можно ли управлять кризисными ситуациями? Самостоятельная работа по данной теме предусматривает ответы на следующие вопросы:
10. Современные тенденции динамики экономических кризисов? Рекомендуемая литература:
Основная 1. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учеб. для вузов. / Александрова О.Н., Беляев А.А. и др.; под ред. Э.М.Короткова - М.: ИНФРА-М, 2007.Гриф МО.
Дополнительная 2. Юн Г.Б. Методология антикризисного управления: учеб.-практич. пособие / Г.Б. Юн; Академия народ.хоз-ва при Правительстве РФ. – М.: Дело, 2004. 3. Антикризисное управление: Учебное пособие, в 2-х частях/ под ред. Г.К.Таля. - М.: ИНФРА-М, 2004. Тема 2. Экономические кризисы особенности, причины и факторы Экономические кризисы и цикличное развитие экономики. Истоки и непосредственные причины экономических кризисов. Научные концепции объяснения циклов и экономических кризисов. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов. Механизмы регулирования кризисных ситуаций в экономике. Фазы цикла и их проявление. Множество и разновидности циклов экономического развития.
Студенты, изучившие тему, должны знать: научные теории, объясняющие причины возникновения экономических кризисов; типологию экономических кризисов; механизмы регулирования кризисов. Студенты, изучившие тему, должны уметь: определять причину экономического кризиса в связи с падением экономической устойчивости социально-экономической системы; строить фазы циклов; выбирать механизм регулирования кризисной ситуации в социально-экономической системе. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
Что означает цикличное развитие? Почему возникают экономические кризисы? Как кризис влияет на развитие экономики? Можно ли избежать экономического кризиса? Чем определяется продолжительность экономического кризиса? Как и почему происходит разрешение экономического кризиса? Самостоятельная работа по данной теме предусматривает ответы на следующие вопросы:
Рекомендуемая литература: Основная 1. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учеб. для вузов. / Александрова О.Н., Беляев А.А. и др.; под ред. Э.М.Короткова - М.: ИНФРА-М, 2007.Гриф МО.
Дополнительная 2. Захаров В.Я. Антикризисное управление. Теория и практика: учебное пособие. / Блинов А.О., Хавин Д.В. ЮНИТИ, 2006 - 287c. 3. Броило Е.В. Теория и практика учета кризисов и рисков в управлении современными организациями. Монография. – Сыктывкар. Коми книжное издательство, 2006. Тема 3. Механизм государственного регулирования кризисных ситуаций
Антикризисное регулирование как макроэкономическая категория. Государственное регулирование кризисных ситуаций. Оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям. Привлечение инвесторов. Приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников. Оптимизация налогообложения. Активная подготовка и поддержка деятельности профессиональных управляющих.
Студенты, изучившие тему, должны знать: возможно ли государственное регулирование кризисных ситуаций, как оно осуществляется; каковы приоритеты и ограничения государственного регулирования кризисных ситуаций; каковы средства и механизмы государственного регулирования кризисных ситуаций; может ли государство предотвратить кризис. Студенты, изучившие тему, должны уметь: ориентироваться в способах государственного регулирования кризисных ситуаций; выбирать методы, позволяющие оптимизировать налогообложение; выбирать способы привлечения инвесторов. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
Существуют ли кризисы в отдельных структурных подразделениях экономики? Обладают ли они спецификой общих экономических кризисов? Когда и как они возникают? Как кризисы организаций связаны с общей экономической обстановкой? Самостоятельная работа по данной теме предусматривает ответы на следующие вопросы:
Рекомендуемая литература: Основная 1. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учеб. для вузов. / Александрова О.Н., Беляев А.А. и др.; под ред. Э.М.Короткова - М.: ИНФРА-М, 2007.Гриф МО.
Дополнительная 2. Антикризисное управление: Учебное пособие, в 2-х частях/ под ред. Г.К.Таля. - М.: ИНФРА-М, 2004. 3. Зуб А.Т. Антикризисное управление. Учебное пособие. М.:Аспект-Пресс,2006.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|