Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Факультет управления

Кафедра менеджмента и маркетинга

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Антикризисное управление

Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»

 

Квалификация (степень) выпускника - менеджер

 

Форма обучения – очная, заочная

 

Сыктывкар 2012

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Факультет управления

Кафедра менеджмента и маркетинга

УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической комиссии

Факультета управления

«___»_____________20__г.

Протокол №____

Председатель УМК Фролова Л.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Антикризисное управление»

Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»

 

Квалификация (степень) выпускника - менеджер

 

Форма обучения – очная, заочная

Специальность 080507.65 Менеджмент организации  
Квалификация менеджер
Форма обучения очная заочная
Блок дисциплин СД.Ф СД.Ф
Семестр
Всего учебных занятий, час
В том числе: Аудиторные, из них    
Лекции
Лабораторные занятия    
Практические занятия
Самостоятельная работа
Форма текущего контроля контрольная работа котрольная работа
Промежуточный контроль экзамен экзамен

 

Сыктывкар 2012

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана специальности «Менеджмент организации».

 

Составитель рабочей программы

Должность, звание к.э.н., доцент Броило Е.В. _____________

 

 

*Сведения о рецензентах:

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании

 

Протокол заседания №__ от «___»___________2012г.

 

Заведующий кафедрой

Должность, звание: профессор, д.э.н. Попова Ю.Ф. _____________

подпись

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Правительство РФ в своем постановлении № 421 от 25 апреля 1995 г. обязало соответствующие ведомства и ряд учебных заведений России развернуть подготовку специалистов по антикризисному управлению.

Антикризисное управление существенно отличается от обычных приемов, форм и технологии менеджмента. В его рамках применяются в основном те управленческие инструменты, которые при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране поз­воляют устранить временные затруднения в хозяйственном, финансо­вом состоянии фирмы и решить ее стратегические и текущие проблемы.

В основе антикризисного управления лежит инновационный под­ход ко всем видам деятельности предприятия. Он вобрал в себя все лучшее, что создано практикой зарубежного и отечественного ме­неджмента.

Задачи курса:

1. Дать студентам ясное и четкое представление о природе, причинах и типологии кризисов в социально-экономических системах и путях их преодоления.

2. Выработать у студентов навыки применения принципов и ме­тодов анализа кризисных ситуаций в организациях и выбора путей предотвращения кризисов и выхода из них с минимальными потерями, показать взаимосвязь антикризисного менеджмента с теорией макро- и микроэкономики, инновационным, маркетинговым, финансовым и стратегическим менеджментами, общей теорией систем и исследовани­ем систем управления.

3. Привить студентам практические навыки и умение принимать оптимальные управленческие решения в условиях неопределенности, экстремальных ситуаций, острой конкурентной борьбы, дефицита ре­сурсов, неплатежеспособности предприятий.

4. Сформировать у студентов умение работать с персоналом, опираясь на социально-психологические методы и рекомендации поведен­ческих наук; ознакомить с основами экономического и финансового анали­за.

5. Воспитывать у студентов высокие нравственные качества, ответственность за моральный уровень российской деловой среды и стремление внести свой вклад в стабилизацию экономической и соци­ально-политической ситуации в России.

Обучение проводится в форме лекций и практических занятий, дискуссий за круглым столом, деловых игр с применением всего набора технических средств обучения, в том числе вычислительной техники.

Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов и завершается формой контроля в виде экзамена.

Лекционные занятия в количестве 32 часов для дневного отделения и 8 часов для заочного отделения предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины.

Практические занятия в количестве 16 часов для дневного отделения и 8 часов для заочного отделения предназначены для развития умений и навыков студентов в применении принципов и ме­тодов анализа кризисных ситуаций в организациях.

Самостоятельная работа в количестве 48 часов для дневного отделения и 80 часов для заочного отделения является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами дисциплины по рекомендованным преподавателем материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по дисциплине.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса и осуществляется путем выполнения контрольной работы.

Итоговый контроль для студентов дневного и заочного отделения – экзамен.

 

Учебной дисциплиной «Антикризисное управление» закрываются следующие дидактические единицы стандарта специальности 080507 «Менеджмент организации» специальной дисциплины «Антикризисное управление»: Причины возникновения кризисов и их роль в социально- экономическом развитии. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов. Потребность и необходимость в антикризисном управлении. Механизмы антикризисного управления. Государственное регулирование кризисных ситуаций. Банкротство предприятий и банков. Диагностика банкротства. Санация предприятий. Управление рисками. Инвестиционная политика в антикризисном управлении. Стратегия и тактика антикризисного управления. Взаимодействие с профсоюзами в процессах антикризисного управления. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости. Человеческий фактор антикризисного управления.

 

 


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(для дневного отделения)

 

 

Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану
Максимальная нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Всего В том числе
Лекции Семинар Практич. работа Лаборатор. работа
1. Кризис как фактор жизнедеятельности социально-экономических систем        
2. Экономические кризисы: особенности, причины и факторы      
3. Механизм государственного регулирования кризисных ситуаций      
4. Кризисы в развитии организации    
5. Концепция антикризисного менеджмента в организации      
6. Содержание и принципы диагностики объектов антикризисного управления    
7. Стратегия антикризисного менеджмента      
8. Банкротство и ликвидация организаций (предприятий)    
9. Риски и антикризисный менеджмент    
10. Роль инновации в антикризисном управлении      
11. Технологии антикризисного управления    
12. Управление конфликтами в организациях на различных стадиях кризиса      
13. Антикризисное управление персоналом      
14. Личность и должность. Модель антикризисного менеджера      
15. Социальное и экономическое партнерство в условиях кризиса. Роль профсоюзов в антикризисном управлении    
16. Зарубежный опыт антикризисного управления    
                 
  Итого    

 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(для заочного отделения)

 

Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану
Максимальная нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Всего В том числе
Лекции Семинар Практич. работа Лаборатор. работа
1. Кризис как фактор жизнедеятельности социально-экономических систем          
2. Экономические кризисы: особенности, причины и факторы      
3. Механизм государственного регулирования кризисных ситуаций          
4. Кризисы в развитии организации    
5. Концепция антикризисного менеджмента в организации          
6. Содержание и принципы диагностики объектов антикризисного управления      
7. Стратегия антикризисного менеджмента      
8. Банкротство и ликвидация организаций (предприятий)    
9. Риски и антикризисный менеджмент          
10. Роль инновации в антикризисном управлении    
11. Технологии антикризисного управления          
12. Управление конфликтами в организациях на различных стадиях кризиса          
13. Антикризисное управление персоналом          
14. Личность и должность. Модель антикризисного менеджера          
15. Социальное и экономическое партнерство в условиях кризиса. Роль профсоюзов в антикризисном управлении          
16. Зарубежный опыт антикризисного управления          
                 
  Итого    

 


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Кризис как фактор жизнедеятельности
социально-экономических систем

Понятие кризиса в социально-экономическом развитии. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии.[1] Типология кризисов. Признаки кризиса: распознавание и преодоление. Человеческий фактор кризисных ситуаций. Роль управления в кризисах.

Студенты, изучившие тему, должны знать: что означает понятие "кризис"; избежны ли кризисы в социально-экономическом развитии; какие существуют кризисы; как следует относиться к кризисам: опасаться, бороться, приветствовать или разрешать; какие тенденции развития отражают кризисы; можно ли управлять кризисными ситуациями.

Студенты, изучившие тему, должны уметь: определять по основным признакам социально-экономического развития типы кризисов, ориентироваться в способах распознавания кризисов, классифицировать кризисы по различным видам их проявления.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

Что означает понятие кризиса? Неизбежны ли кризисы в социально-экономическом развитии? Какие существуют кризисы? Как следует относиться к кризисам: опасаться, бороться, приветствовать или разрешать? Какие тенденции развития отражают кризисы? Можно ли управлять кризисными ситуациями?

Самостоятельная работа по данной теме предусматривает ответы на следующие вопросы:

  1. Что такое кризис и какую роль он играет в социально-экономическом развитии?
  2. Каковы причины возникновения кризиса?
  3. Какие признаки характеризуют кризис и его особенности?
  4. В чем проявляется человеческий фактор кризиса?
  5. Каковы объективные тенденции кризиса и его конкретные проявления?
  6. Когда и почему появилась возможность экономических кризисов?
  7. Назовите основные причины экономических кризисов?
  8. Каковы фазы циклов и как они проявляются?
  9. Виды экономических кризисов, в чем их различия?

10. Современные тенденции динамики экономических кризисов?

Рекомендуемая литература:

 

Основная

1. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учеб. для вузов. / Александрова О.Н., Беляев А.А. и др.; под ред. Э.М.Короткова - М.: ИНФРА-М, 2007.Гриф МО.

 

Дополнительная

2. Юн Г.Б. Методология антикризисного управления: учеб.-практич. пособие / Г.Б. Юн; Академия народ.хоз-ва при Правительстве РФ. – М.: Дело, 2004.

3. Антикризисное управление: Учебное пособие, в 2-х частях/ под ред. Г.К.Таля. - М.: ИНФРА-М, 2004.

Тема 2. Экономические кризисы особенности, причины и факторы

Экономические кризисы и цикличное развитие экономики. Истоки и непосредственные причины экономических кризисов. Научные концепции объяснения циклов и экономических кризисов. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов. Механизмы регулирования кризисных ситуаций в экономике. Фазы цикла и их проявление. Множество и разновидности циклов экономического развития.

 

Студенты, изучившие тему, должны знать: научные теории, объясняющие причины возникновения экономических кризисов; типологию экономических кризисов; механизмы регулирования кризисов.

Студенты, изучившие тему, должны уметь: определять причину экономического кризиса в связи с падением экономической устойчивости социально-экономической системы; строить фазы циклов; выбирать механизм регулирования кризисной ситуации в социально-экономической системе.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

 

Что означает цикличное развитие? Почему возникают экономические кризисы? Как кризис влияет на развитие экономики? Можно ли избежать экономического кризиса? Чем определяется продолжительность экономического кризиса? Как и почему происходит разрешение экономического кризиса?

Самостоятельная работа по данной теме предусматривает ответы на следующие вопросы:

  1. Когда и почему появилась возможность возникновения экономических кризисов?
  2. Назовите основные причины экономических кризисов?
  3. Каковы фазы циклов и как они проявляются?
  4. Виды экономических кризисов, в чем их различия?
  5. Каковы современные тенденции динамики экономических кризисов?

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учеб. для вузов. / Александрова О.Н., Беляев А.А. и др.; под ред. Э.М.Короткова - М.: ИНФРА-М, 2007.Гриф МО.

 

Дополнительная

2. Захаров В.Я. Антикризисное управление. Теория и практика: учебное пособие. / Блинов А.О., Хавин Д.В. ЮНИТИ, 2006 - 287c.

3. Броило Е.В. Теория и практика учета кризисов и рисков в управлении современными организациями. Монография. – Сыктывкар. Коми книжное издательство, 2006.

Тема 3. Механизм государственного регулирования кризисных ситуаций

 

Антикризисное регулирование как макроэкономическая катего­рия. Государственное регулирование кризисных ситуаций. Оказание государственной поддержки неплатежеспособным пред­приятиям. Привлечение инвесторов. Приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников. Оптимизация налогообложения. Активная подготовка и поддержка деятельности профессиональных управляющих.

 

Студенты, изучившие тему, должны знать: возможно ли государственное регулирование кризисных ситуаций, как оно осуществляется; каковы приоритеты и ограничения государственного регулирования кризисных ситуаций; каковы средства и механизмы государственного регулирования кризисных ситуаций; может ли государство предотвратить кризис.

Студенты, изучившие тему, должны уметь: ориентироваться в способах государственного регулирования кризисных ситуаций; выбирать методы, позволяющие оптимизировать налогообложение; выбирать способы привлечения инвесторов.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

 

Существуют ли кризисы в отдельных структурных подразделениях экономики? Обладают ли они спецификой общих экономических кризисов? Когда и как они возникают? Как кризисы организаций связаны с общей экономической обстановкой?

Самостоятельная работа по данной теме предусматривает ответы на следующие вопросы:

  1. Назовите хозяйствующие субъекты. Укажите их цели и задачи, возможные причины неудач и нарушения равновесия в условиях рынка.
  2. Дайте определение кризиса. Какая существует классификация кризисов с точки зрения современной теории регуляции?
  3. Изложите письменно известные вам определения, раскрывающие сущность регулирования, из работ российских (советских) авторов.
  4. Назовите основные признаки выхода из кризисных ситуаций. Можно ли их дополнить?
  5. В каких сферах и каким образом государство осуществляет свои управленческие функции?
  6. Назовите виды государственного регулирования кризисных ситуаций. Чем, по вашему мнению, обусловлена их типология?
  7. Укажите механизм нормативно-законодательного регулирования кризисных ситуаций. Что, на ваш взгляд, можно было бы в нем изменить или дополнить?
  8. Перечислите основные направления финансового регулирования кризисных ситуаций.
  9. Почему промышленная политика рассматривается как вид государственного регулирования кризисных ситуаций?
  10. Почему в условиях кризиса требуется усиление социальной ориентации государственного регулирования и каким образом оно достигается?

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учеб. для вузов. / Александрова О.Н., Беляев А.А. и др.; под ред. Э.М.Короткова - М.: ИНФРА-М, 2007.Гриф МО.

 

Дополнительная

2. Антикризисное управление: Учебное пособие, в 2-х частях/ под ред. Г.К.Таля. - М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Зуб А.Т. Антикризисное управление. Учебное пособие. М.:Аспект-Пресс,2006.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.