Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА 5. «Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности».



Методические указания, задачи и упражнения к теме «Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности».

Важное значение в статистических исследованиях коммерческой деятельности имеет индексный метод. Индексный метод широко применяется в экономических разработках государственной и ведомственной статистики, а также имеет широкое применение в статистике торговли.

Статистический индекс – это относительная величина сравнения сложных совокупностей и отдельных их единиц. При этом под сложной понимается такая статистическая совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию.

Индексы подразделяются на индивидуальные (элементарные) и общие.

- индивидуальный индекс физического объема;

- индивидуальный индекс цен.

При определении индексов полезно использовать систему взаимосвязанных индексов товарооборота:

индекс товарооборота в фактических ценах (Igp) Индекс физического объема товарооборота (Ig) Индекс цен (Ip)

Задача № 48

Имеется следующая информация о реализации продуктов на рынке:

Продукты Количество, т Модальная цена, руб. / кг
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
А 27,0 29,0
Б 40,0 41,0
В 28,0 26,0

Определите:

1. Индивидуальные индексы: цен, физического объема и стоимости продукции;

2. Общие индексы: цен, физического объема;

3. Общий индекс товарооборота в фактических ценах;

4. Прирост товарооборота: общий и за счет действия отдельных факторов.

Сделайте выводы.

Задача № 49

Имеются следующие данные рыночной торговли о реализации овощей:

Овощи Месяцы
Сентябрь Март
Количество, т Модальная цена, руб. / кг Количество, т Модальная цена, руб. / кг
Картофель 20,0 24,5
Морковь 28,5 34,0
Капуста 25,5 30,0

Определите:

1. Индивидуальные и общий индексы цен.

2. Индивидуальные и общий индексы физического объема.

3. Общий индекс товарооборота в фактических ценах.

4. Общую сумму экономического эффекта, которую получили продавцы от изменения цен на овощи.

5. Покажите взаимосвязь между вычисленными в пунктах 2 и 3 индексами.

Сделайте выводы.

Задача № 50

Имеются следующие данные о реализации продуктов на рынках группы городов за два периода:

Продукты Количество, т Модальная цена, руб. / кг
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
А 22,0 26,0
Б 24,0 45,0
В 20,0 25,0
Г 26,0 25,0

Определите:

1. Индивидуальные индексы: цен, физического объема и стоимости продукции.

2. Общие индексы: цен, товарооборота в фактических и неизменных ценах.

3. Как изменилась покупательная способность рубля в отчетном периоде по сравнению с базисным при покупке данных продуктов.

Покажите взаимосвязь между индексами, вычисленными в пункте 2.

Сделайте выводы.

Задача № 51

Имеются следующие данные о работе магазина за два периода в фактических ценах (тыс. руб.):

Товарные группы Товарооборот Изменение цен, %
Базисный период Отчетный период
Ткани +120
Белье +200
Галантерея +240

На основе этих данных определите:

1. Индивидуальные индексы цен и физического объема.

2. Общие индексы цен, товарооборота в фактических и неизменных ценах.

3. Определите прирост товарооборота – общий и за счет действия отдельных факторов.

Сделайте выводы.

Задача № 52

Имеются данные о товарообороте магазина за два периода и изменении цен на товары:

Товарные группы Товарооборот в сопоставимых ценах, млн. руб. Среднее изменение цен, %
Базисный период Отчетный период
А +12
Б +50
В +106

Определите:

1. Индивидуальные индексы цен и физического объема.

2. Общие индексы цен, товарооборота в фактических и неизменных ценах.

3. Как повлияло изменение цен на размер товарооборота?

Сделайте выводы.

Задача № 53

Имеются данные за два периода по торговой организации о размере товарооборота (в фактических ценах) и изменении цен:

Товары Товарооборот, млн. руб. Изменение физического объема, %
1 период 2 период
А без изменения
Б +16
В –10
Г без изменения

Определите:

1. Индивидуальные индексы цен;

2. Общие индексы: цен, физического объема товарооборота и товарооборота в фактических ценах.

3. Экономический эффект полученный торговой организацией от изменения цен.

Покажите взаимосвязь между вычисленными в п. 2 индексами и сделайте выводы по результатам расчетов.

Задача № 54

Имеются следующие данные о продаже продукта «А» на рынках города:

Рынок Сентябрь Февраль
Количество, т Модальная цена за 1 кг, руб. Количество, т Модальная цена за 1 кг, руб.
25,0 30,0
20,0 25,0
25,0 35,0

На основе этих данных определите:

1. Индекс цен постоянного состава;

2. Индекс цен переменного состава;

3. Индекс структурных сдвигов;

4. Изменение средней цены (в абсолютных величинах) – общее и за счет действия отдельных факторов.

Сделайте выводы.

Задача № 55

Имеются данные о реализации продукта «В» у различных продавцов:

Продавцы Октябрь Март
Количество, т Модальная цена за 1 кг, руб. Количество, т Модальная цена за 1 кг, руб.
16,0 25,0
22,0
20,0 35,0
18,0 35,0

На основе этих данных определите изменение средней цены (в абсолютных и относительных величинах) – общее и за счет действия отдельных факторов.

Сделайте выводы.

Задача № 56

Товарооборот (в фактических ценах) возрос в отчетном периоде на 22 %, а цены на товары возросли при этом на 40 %.

Определите:

1. Как изменился физический объем товарооборота.

2. Эластичность товарооборота в фактических и сопоставимых ценах от изменения цен.

Задача № 57

При сокращении объема реализации товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным на 20 % цены на товары возросли на 30 %. Определите индекс товарооборота в фактических ценах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.