ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы
| Объем
(кол-во час.)
| Аудиторная работа и контроль самостоятельной работы (всего)
| 39, в т.ч.
| Лекции
|
| Семинарские (практические) занятия
|
| Лабораторные занятия
| -
| Самостоятельная работа
|
| Контроль самостоятельной работы (зачет)
|
| Общая трудоемкость
|
|
СЕМЕСТРЫ И ВИД ОТЧЕТНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Семестр
| Форма итогового контроля
(зачет, экзамен, контрольная работа)
|
|
зачет
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
№
| Разделы, темы
| Лекции
(кол-во час.)
| Семинарские (практические) занятия
(кол-во час.)
| Самостоят. работа
(кол-во час.)
|
| Поликультурное образование как область педагогической науки
|
|
|
|
| Поликультурное образование как культурное многообразие человечества в условиях глобализации образования
|
|
|
|
| Поликультурное образование : отечественные и зарубежные концепции и программы
|
|
|
|
| Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации
|
|
|
|
| Человек и культура, взаимообусловленность понятий поликультурного образования
|
|
|
|
| Субкультура как средство самовыражения личности
|
|
|
|
| Воспитательный потенциал поликультурного образования в современной российской школе
|
|
|
|
| Смысл человеческого бытия и ценности поликультурного образования
|
|
|
|
| Поликультурное образование как всеобщая форма развития личности и общества
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
5.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Раздел ВОС
| Лекции(название и № темы)
| (кол-во час.)
| Семинарские (практические) занятия(название и № темы)
| (кол-во час.)
|
| Поликультурное образование как область педагогической науки
| Поликультурная направленность образования в России и за рубежом
Объект и предмет педагогической области знания.
Функции и задачи поликультурного образования.
Принципы поликультурного образования.
|
| Поликультурная направленность образования в России и за рубежом
Поликультурное образование в России
(Л.И. Алексеева, Д. Бенкс, Г.И. Гайсина, Х.Х. Галимов, Н.С. Гончарова, И.М. Синагатуллин и др.). Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание (Ж. Гай, Р. Хенви,) Современная трактовка понятия «поликультурное образование», «полиэтническое образование» (работа со словарями в микрогруппах).
|
|
| Поликультурное образование как культурное многообразие человечества в условиях глобализации образования
| Поликультурное образование как процесс усвоения обучающимися знаний о различных культурах, осознания общего и особенного в образе жизни, культурных ценностях и ориентирах разных народов.
Сущность поликультурного образования
Предназначение поликультурного образования в современном мире
Воспитание толерантной личности в процессе поликультурного образования
|
| Характеристика базовых понятий: «полиэтничное общество», «межкультурное образование », «мультикультурное образование».
Основные категории поликультурного образования (конспектирование).
Анализ педагогических ситуаций (видеосюжеты) и их обсуждение.
|
|
| Поликультурное образование : отечественные и зарубежные концепции и программы
| Характеристика отечественных и зарубежных концепций и программ, базовых понятий.
Приоритетные воспитательные задачи личностного развития.
Развитие этнической и культурной грамотности.
Формирование этнокультурной компетентности.
Осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире.
|
| Концепции поликультурного образования.
Сущность концепций поликультурного образования (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова, Н.Д. Никандров).
Презентации концепций поликультурного образования.
|
|
| Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации
| Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации
Цели, принципы и основные направления развития поликультурного образования в России.
Развитие системы поликультурного образования как неотъемлемая часть общей стратегии культурного развития
Модель российской гражданской нации и ее основные уровни: базовый этнокультурный; национально-территориальный (базовый политический); национальный (общегосударственный).
|
| Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации
Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации и ее социокультурные ориентиры, цели, задачи, принципы, система поликультурного образования, структура идентичности в содержании образования (дискуссия).
Взаимосвязанные культурные части Концепции: этнокультурная, национально-территориальная, общероссийская (национальная), мировая.
Система терминов и понятий Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации (работа в терминологических словарях).
|
|
| Человек и культура, взаимообусловленность понятий поликультурного образования
| Человек и культура в поликультурном пространстве
Зарождение понятия «культура» в Древнем Риме и обновленное его содержание в современном континууме.
Функции культуры в современном обществе (нормативная, инструментальная, инкультурационная, сигнификативная (знаковая), познавательная, коммуникативная).
|
| Человек и культура в поликультурном пространстве
Культура как внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности, адаптивный механизм, облегчающий жизнь человека в мире.
Субкультура как совокупность культурных ценностей какой либо этнической или социальной группы, существующих независимо от культуры общества в целом.
Инкультурация как усвоение индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах.
|
|
| Субкультура как средство самовыражения личности
| Индивидуальная и общая культура.
Идея многообразия культур. Многообразие субкультур как средство самовыражения личности в поликультурном пространстве.
Этническая культура.
Отечественная и мировая культура.
|
| Особенности современной детской субкультуры
Субкультуры как средство самовыражения личности в поликультурном пространстве
Содержание, средства, методы самовыражения личности в поликультурном мире (презентации)
|
|
| Воспитательный потенциал поликультурного образования в современной российской школе
| Воспитательный потенциал поликультурного образования в современной российской школе и его национально - культурные традиции
Менталитет как совокупность установок и предрасположенностей индивида мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом
|
| Национально - культурные традиции разных народов России и их отражение в содержании непрерывного образования
Развитие преемственной системы этнокультурного образования «детский сад - начальная школа – основная школа – вуз» (обсуждение)
|
|
| Смысл человеческого бытия и ценности поликультурного образования
| Смысл человеческого бытия и ценности поликультурного образования
Измерения человеческого существования
Проблема смысла человеческого существования в поликультурном пространстве
Представления о ценности образования и базовых ценностях общества
Ценности образования в российской педагогической школе
|
| Смысл человеческого бытия и ценности поликультурного образования
Проблемы для обсуждения: 1. Специфика человеческого бытия. 2. Проблема смысла жизни человека. 3. Связь культуры полезности и культуры достоинства с ролью образования в обществе. 4. Размышления педагогических школ прошлого о ценностях образования.
|
|
| Поликультурное образование как всеобщая форма развития личности и общества
| Образование как социокультурный феномен.
Связь образования и культуры.
Роль образования в становлении индивидуальной культуры.
Развитие культурной идентичности личности.
Межкультурная коммуникация. Культура межнационального общения.
Образование как система поликультурного взаимодействия
Тенденции развития современного образования
|
| Национально-региональный компонент как средство формирования диалога культур, воспитания толерантности личности.
Поликультурное образование как всеобщая форма развития личности и общества
Поликультурные аспекты учебных программ гуманитарных дисциплин базового учебного плана, рекомендованных Министерством образования РФ, а также факультативных курсов и дополнительного образования
Анализ потенциально конфликтных ситуаций из этнографической и исторической литературы, прессы, наблюдений самих студентов.
Поликультурный тренинг. Задачи, модели, методы поликультурного тренинга.
Использование методик диагностики на толерантность, культуру и общение.
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
5.3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
№ п/п
| Тема и её содержание
| Интерактивные формы проведения
| Результаты обучения, формируемые компетенции
| Лекции
|
| Поликультурная направленность образования в России и за рубежом
Объект и предмет педагогической области знания.
Функции и задачи поликультурного образования.
Принципы поликультурного образования.
| лекция-дискуссия
| ОПК-1
|
| Поликультурное образование как процесс усвоения обучающимися знаний о различных культурах, осознания общего и особенного в образе жизни, культурных ценностях и ориентирах разных народов.
Сущность поликультурного образования
Предназначение поликультурного образования в современном мире
Воспитание толерантной личности в процессе поликультурного образования
| лекция-презентация
| ОПК-1
|
| Характеристика отечественных и зарубежных концепций и программ, базовых понятий.
Приоритетные воспитательные задачи личностного развития.
Развитие этнической и культурной грамотности.
Формирование этнокультурной компетентности.
Осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире.
| проблемная лекция
| ОПК-1
|
| Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации
Цели, принципы и основные направления развития поликультурного образования в России.
Развитие системы поликультурного образования как неотъемлемая часть общей стратегии культурного развития
Модель российской гражданской нации и ее основные уровни: базовый этнокультурный; национально-территориальный (базовый политический); национальный (общегосударственный).
| бинарная лекция
| ОПК-1
|
| Человек и культура в поликультурном пространстве
Зарождение понятия «культура» в Древнем Риме и обновленное его содержание в современном континууме.
Функции культуры в современном обществе (нормативная, инструментальная, инкультурационная, сигнификативная (знаковая), познавательная, коммуникативная).
| лекция с запланированными ошибками
| ОПК-1
|
| Индивидуальная и общая культура.
Идея многообразия культур. Многообразие субкультур как средство самовыражения личности в поликультурном пространстве.
Этническая культура.
Отечественная и мировая культура.
| лекция-презентация
| ОПК-1
|
| Воспитательный потенциал поликультурного образования в современной российской школе и его национально - культурные традиции
Менталитет как совокупность установок и предрасположенностей индивида мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом
| проблемная лекция
| ОПК-1
|
| Смысл человеческого бытия и ценности поликультурного образования
Измерения человеческого существования
Проблема смысла человеческого существования в поликультурном пространстве
Представления о ценности образования и базовых ценностях общества
Ценности образования в российской педагогической школе
| лекция-рассуждение
| ОПК-1
|
| Образование как социокультурный феномен.
Связь образования и культуры.
Роль образования в становлении индивидуальной культуры.
Развитие культурной идентичности личности.
Межкультурная коммуникация. Культура межнационального общения.
Образование как система поликультурного взаимодействия
Тенденции развития современного образования
|
|
|
Семинарские занятия
|
| Поликультурная направленность образования в России и за рубежом
Поликультурное образование в России
(Л.И. Алексеева, Д. Бенкс, Г.И. Гайсина, Х.Х. Галимов, Н.С. Гончарова, И.М. Синагатуллин и др.). Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание (Ж. Гай, Р. Хенви,) Современная трактовка понятия «поликультурное образование», «полиэтническое образование» (работа со словарями в микрогруппах).
|
дискуссия
презентация
| ОПК-7
ОПК-8
ОК-1
|
| Характеристика базовых понятий: «полиэтничное общество», «межкультурное образование », «мультикультурное образование».
Основные категории поликультурного образования (конспектирование).
Анализ педагогических ситуаций (видеосюжеты) и их обсуждение.
| дискуссия
размышление
| ОПК-8
ОК-1
|
| Концепции поликультурного образования.
Сущность концепций поликультурного образования (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова, Н.Д. Никандров).
Презентации концепций поликультурного образования.
| презентация
| ОПК-8
ОК-3
ОК-1
|
| Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации
Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации и ее социокультурные ориентиры, цели, задачи, принципы, система поликультурного образования, структура идентичности в содержании образования (дискуссия).
Взаимосвязанные культурные части Концепции: этнокультурная, национально-территориальная, общероссийская (национальная), мировая.
Система терминов и понятий Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации (работа в терминологических словарях).
| круглый столразмышление
| ОПК-8
ОК-1
|
| Человек и культура в поликультурном пространстве
Культура как внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности, адаптивный механизм, облегчающий жизнь человека в мире.
Субкультура как совокупность культурных ценностей какой либо этнической или социальной группы, существующих независимо от культуры общества в целом.
Инкультурация как усвоение индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах.
| дискуссия
| ОПК-7
ОПК-8
ОК-1
|
| Особенности современной детской субкультуры
Субкультуры как средство самовыражения личности в поликультурном пространстве
Содержание, средства, методы самовыражения личности в поликультурном мире (презентации)
| презентация
реклама
| ОПК-7
ОПК-8
ОК-1
|
| Национально - культурные традиции разных народов России и их отражение в содержании непрерывного образования
Развитие преемственной системы этнокультурного образования «детский сад - начальная школа – основная школа – вуз» (обсуждение)
| дискуссия
размышление
| ОПК-7
ОПК-8
ОК-1
|
| Смысл человеческого бытия и ценности поликультурного образования
Проблемы для обсуждения: 1. Специфика человеческого бытия. 2. Проблема смысла жизни человека. 3. Связь культуры полезности и культуры достоинства с ролью образования в обществе. 4. Размышления педагогических школ прошлого о ценностях образования
| презентация
| ОК-1
ОК-3
ОПК-7
ОПК-8
|
| Национально-региональный компонент как средство формирования диалога культур, воспитания толерантности личности.
Поликультурное образование как всеобщая форма развития личности и общества
Поликультурные аспекты учебных программ гуманитарных дисциплин базового учебного плана, рекомендованных Министерством образования РФ, а также факультативных курсов и дополнительного образования
Анализ потенциально конфликтных ситуаций из этнографической и исторической литературы, прессы, наблюдений самих студентов.
Поликультурный тренинг. Задачи, модели, методы поликультурного тренинга.
Использование методик диагностики на толерантность, культуру и общение.
|
|
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|